Краснодар Пятница, 29 марта
Общество, 30.10.2019 18:22

«Это город нездорового человека, город курильщика», – урбанист Гершман о Краснодаре

В Краснодар на форум «Дело за малым» приезжал урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. Он прогулялся по городу и на своем канале выпустил большую серию, посвященную городу. И это только первая серия. Вторая будет посвящена парку «Краснодар». «Блокнот» поговорил с Гершманом и узнал у него, понравился ли ему город, почему традиция перекрывать улицу Красную – очень крутая и какие недочеты есть у парка Галицкого.

Про парк Галицкого

– Это крутой парк и городу повезло. Однако с ним связаны некоторые проблемы. Это все-таки не совсем общественное пространство, это частный парк, куда просто пускают людей. Если вы решите устроить там митинг, то это вряд ли получится сделать. Зато теперь жители могут сравнивать, что такое хорошо, что такое плохо. Также вырос запрос к уровню благоустройства города, – пояснил Гершман.

По мнению урбаниста, подобные перемены в любом случае к лучшему. Они способствуют изменению в работе чиновников. Те же, кто не может измениться – уходят, вместе с ними постепенно исчезают проекты плохого благоустройства.

Также Гершман отметил проблемные моменты, связанные с парком. В первую очередь, это транспортная доступность и жилые районы, которые с ним соседствуют. По мнению эксперта, они не имеют ничего общего с современными тенденциями урбанистики и градостроения. Их ждет участь трущоб больших городов.

9eXjUY-fKRE.jpg

Это говорит о том, что в городе нет единого понимания, в какую сторону необходимо двигаться и как развиваться. Это проблема не только Краснодара, а в принципе проблема роста.

– Пока что парк – оазис, за пределами которого агрессивная среда, откуда хочется побыстрее сбежать. Если брать современные концепции парков, то там принято приближать природу к горожанину. К этому стремятся все крупные города мира, – пояснил блогер.

В микрорайонах обязательно должна быть зеленая зона, чтобы сделать жизнь человека более сбалансированной, а также снизить уровень стресса. Парк Галицкого, считает урбанист, парк французского типа, как Версаль или Петергоф, когда бытовало мнение, что упорядочивая природу, человек делает красиво. Однако это скорее пройденный этап.

Про Красную

Улица Красная на выходных, когда ее перекрывают для движения, становится местом, где люди по-настоящему чувствуют себя комфортно. Это еще раз доказывает, что вне машины хорошо. Однако за пределами Красной и парка Галицкого горожан ждет агрессивная среда, которая заставляет меньше взаимодействовать с городом, прятаться в своей квартире или машине.

– Это город нездорового человека, город курильщика. Все это нужно исправлять. Но это сложно политически, финансово, административно. Пока нет никаких масштабных проектов по реконструкции улиц, чтобы они были комфортны для передвижения пешехода, велосипедиста или общественного транспорта, – сказал урбанист.

LHxwfh0jkDk.jpg

Пока что все вертится вокруг автомобилиста и его приоритета на передвижение, на право бесплатно оставлять машину где угодно. Однако это, считает урбанист, невозможно. Это говорит о том, что в Краснодаре все плохо с городской средой. Существующий замкнутый круг крайне сложно разорвать. И те, кто пытались это сделать, воспринимались как революционеры. Были прецеденты, что подобные главы городов были крайне непопулярны, их не выбирали на второй срок.

Гершман привел в пример отрывок лекции урбаниста, блогера и общественного деятеля Ильи Варламова, с которой он выступал на форуме «Дело за малым». Он рассказывал про мэра Боготы, столицы Колумбии, который пытался разорвать порочный круг бензиновой зависимости. Его на второй срок не избрали. Однако проголосовали через срок, когда поняли, что он сделал для города. Подобное произошло в Лондоне, Барселоне, Нью-Йорке и многих крупных городах.

О велосипедистах

Отдельно урбанист коснулся проблемы организации велоинфраструктуры. Сейчас в городе она фактически не создана, и велосипедистам приходится ездить по тротуарам. Но велодорожки, по мнению эксперта, должны делаться не за счет тротуаров, а за счет проезжих частей.

Велосипедисты вынуждены ездить по тротуарам, потому что на дорогах опасно, а также парковка в несколько рядов мешает. Поэтому возникают конфликты между велосипедистами и пешеходами.

– Если в городе не начнут делать велодорожки, то кризис будет усугубляться. Удобство, созданное для горожан, будет нивелироваться, начнет расти аварийность. Исследования городов мира, которые занимались велосипедизацией, показывали, что при росте числа велосипедистов без создания инфраструктуры ситуация ухудшается, – заметил урбанист.

Велодорожками также могут пользоваться самокатчики и, что самое важное, люди с инвалидностью, поскольку на велодорожках нет бордюров и преград.

iyQ5gHr28_I.jpg

Если власти не предпримут никаких мер, то бурный рост в скором времени остановится и начнется отток населения. Сейчас количество плюсов от проживания в городе больше, чем количество минусов. Но минусов с каждым годом становится больше. Это транспортные проблемы, удобство городской среды и так далее.

– В Краснодар многие переезжают из-за климата. Однако есть и другие города с хорошим климатом, но более благоустроенные. Тот же Белгород. Там тоже много переселенцев с севера, но городская среда в разы комфортнее. Если начнется отток людей из Краснодара, новые районы превратятся в трущобы. Они опустеют первыми, потому что их хочется покинуть. Условия для жизни там минимальны, – утверждает урбанист.

Это станет проблемой для города. Эксперт считает, что подобный сценарий вполне реален. С подобной проблемой сталкивались города во Франции, Германии после объединения. В России пока что подобных прецедентов нет. Нужно быстро отвечать на вызовы, поскольку стабильность, которая сейчас существует, мифическая.

– То, какими районами обрастает Краснодар, – показатель, что о будущем никто не думает. Это может аукнуться городу, – предостерег Гершман.

Про дизайн-код

Дизайн-код необходим каждому растущему городу. Это не только касается того, как будут выглядеть рекламные вывески и где они будут располагаться. Это объемный документ, который в том числе регламентирует отношение с памятниками архитектуры, формирование городской среды, взаимодействие города с жителями.

– Мало кто из бизнеса понимает, что регламентация и очистка города от рекламы выгодна всем. Нужно обладать видением ситуации, но мало кто обладает этим качеством. Каждый думает в рамках своей фирмы или магазина, – считает эксперт.

Также Гершман отметил, что ликвидации рекламы препятствуют силовые структуры, которые воспринимают ее как ограничения, хотя во многих городах подобные правила введены и работают.

Семен Серов

Новости на Блoкнoт-Краснодар
урбанистгородКраснодаробщественный транспорт
1
0