Краснодар Вторник, 16 апреля

История Краснодара: как «безбожники» боролись с православием

В истории Российского государства ярко прослеживается эпизод того, как святая Русь стала страной воинствующего атеизма. В отличие от других регионов России, к началу 20 века позиции православной церкви на Кубани были достаточно прочными. Но усилия «Общества безбожников» оставили свой след.

В 1923 году в Краснодаре состоялся первый крупный показательный процесс над тихоновцами (сторонники первой тайной православной общины - прим. ред.), главным виновников выступал епископом Ейским Евсевием (Рождественский). Он был приговорен к семи годам тюрьмы, а спустя четырнадцать лет. После это в кубанской столице стали появляться организации богоборцев.

11 сентября 1924 года в Краснодаре при клубе «Профинтерн» возникла одна из первых в городе ячеек «Общества безбожников». В него целиком вошла ячейка РКСМ №18 и часть партий ячейки окркоммунхоза, примерно 40 человек. Через полгода таких организаций было уже больше 20-ти. По инструкции они создавались при клубах, предприятиях, учебных заведениях из «активных безбожников».

«Недостаточно твердые» не допускались. Члены ячеек вели работу «по привитию материалистического мировоззрения» не только в трудовых коллективах, но и в своих семьях, а также с отдельными «верующими товарищами». Выписывали газету «Безбожник», на предприятиях создавались «уголки безбожников». Был даже «семинарий безбожников». Еще за десятилетие до этого подобное на Кубани было невозможно представить.

Несмотря на ослабление духовных ценностей, на усиление революционной пропаганды, основная часть казачьего населения по-прежнему выражала свою приверженность православию и верность монархическим идеалам. Наибольшей религиозностью в Краснодаре отличался «кулацкий» район горогородов и крестьянская Покрова. Наименее религиозным был Кожкирпичный район.

Богоборцы отмечали, что очень сильны религиозные традиции у представителей кавказских национальностей. Активную работу старались в аулах. Но незнание самими «безбожниками» религиозных праздников и традиций часто приводило к курьезам.

Когда пропагандисты приезжали в аул, они никого не заставали в домах, так как все население вместе с комсомольцами молилось в мечети.


В публикации использованы материалы печатного издания «222 факта. Екатеринодар-Краснодар», издательство «Традиция».                           

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: История Краснодара  
историяКраснодарКраснодарский крайКубань
0
2