Краснодар Среда, 01 мая
Экономика, 24.08.2023 18:54

Туристы, снижение производства, рост цен: назвали причины дефицита бензина в Краснодарском крае и других регионах России

О возникших сложностях с приобретением бензина в Краснодарском крае впервые заговорили несколько недель назад. Сегодня, 24 августа, «Блокнот Краснодара» пытался разобраться в причинах и последствиях данных событий.

С чего всё началось

Сначала проблема не казалась такой уж серьезной и выглядела даже слегка надуманной – ну как в России, одной из ведущих стран по добыче нефти и переработке нефтепродуктов, может вдруг возникнуть дефицит топлива на АЗС? Нонсенс какой-то!

Однако поначалу мелкие, редкие и одиночные сообщения о нехватке бензина постепенно стали расти как снежный ком и превратились чуть ли не в общероссийскую головную боль. Так уж получилось, что катализатором в этом вопросе выступил юг России и, в частности, Краснодарский край.

Кстати, одним из первых СМИ, попытавшихся бить в колокола по поводу серьезности ситуации, был «Блокнот Краснодара». У нас этому вопросу было посвящено несколько публикаций. В последней из них, накануне мы сообщали, что «отдыхающие в Краснодарском крае туристы жалуются на дефицит бензина на автозаправках. Они переживают, что нехватка топлива для машин вскоре приведёт к повышению цен на него».

Наш читатель беспокоился по поводу того, что «в крае дефицит бензина, цены взлетели. И как людям быть? Тем, кто не на поезде едет домой?.. Причина дефицита якобы из-за задержек по железной дороге...Просто это толчок к повышению». 

Сообщения из различных районов Краснодарского края об отсутствии бензина поступали одно за другим.

Следует отметить, что Краснодарский край оказался не единственным регионом юга России (хотя, конечно, это слабое утешение), где на АЗС отмечались перебои с наличием бензина. Например, «Блокнот Волгограда» вчера писал о том, «проблемы с поставками начались около двух недель назад. Горожане, перепуганные мнимым дефицитом, создали дефицит вполне реальный, бросившись массово заправляться до полных баков». 

«Блокнот Ставрополя» на днях сообщил, что край находится на 71 месте по уровню доступности бензина среди 85 российских субъектов. И рассказал о том, что в последнее время водители сообщали, что на некоторых заправках АИ-92 и АИ-95 исчезли из продажи, приобрести топливо можно было только по специальным картам». Чиновники прокомментировали случившееся, ответив, что дефицит бензина спровоцировал скачок спроса на нефтепродукты. Дескать, запасы топлива на территории Ставропольского края достаточны. Однако уровень цен на бензин в регионе продолжает зашкаливать. 

С нехваткой бензина и дизельного топлива столкнулись и в других регионах России - Крыму, Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях, Хабаровском крае, центральных областях России и так далее.

Что произошло

Объяснений сложившейся ситуации предлагается несколько.

Считается, например, что одной из главных причин недостатка топлива в южных регионах страны, а значит и в Краснодарском крае, является долгая доставка сюда бензина. Из-за задержек на железной дороге нефтепродукты идут на несколько недель дольше обычно — отсюда и дефицит то бензина, то дизеля.

Приводятся такие факты. По сравнению с 2022 годом в 2023 сроки доставки топлива по ж/д путям выросли в два раза. Всё из-за того, что после введения санкций пришлось перестраивать логистику — поставки угля с запада переориентировали на восток. К тому же, дескать, свою роль играет и сезон отпусков — многие россияне предпочитают поезд другим видам транспорта. Получается – граждане России, чего это вы в высокий туристический сезон вдруг отправились отдыхать на юг России!.. А куда?!

В «Лукойл-Юэнефтепродукт» также утверждали, что задержка поставок топлива на юг России связана с загрузкой ж/д путей из-за увеличения пассажирских поездов, следующих в сторону моря. То же самое говорил гендиректор ООО «Мосрегионгаз» Герман Колотов. По его словам, всё дело в нарушении сроков доставки грузов из Центральной России по ж/д дорогам, - об этом сообщали «Известия». Минэнерго 22 августа заявило, что «некоторые сложности с ритмичностью поставок возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон».

Однако, пока все вышеперечисленные компании говорили о дефиците бензина из-за турпотока на юг страны по железной дороге, ОАО «РЖД» дало свой комментарий, который полностью противоречит данным заявлениям:

- Поставки топлива по железной дороге в южные регионы не зависят от роста объемов пассажирских перевозок. Планы погрузки заранее согласованы с грузоотправителями.

Одной из причин нехватки топлива называются также ремонты на нефтеперерабатывающих заводах - они обычно проводятся в летний период каждый год, и на время ремонта завод не работает. При этом для обычного человека так и непонятно – почему эти самые ремонты не производить поздней осенью или зимой, когда туристы не особенно разъезжают по югам и аграрии не сильно заняты посевными, уборочными или другими уборочными работами?

Кто виноват и что будет?

Кстати, активность аграриев в августе-сентябре в связи с проводимой тружениками села уборкой урожая и другими работами им чуть ли не в упрек ставят – дескать, почему вы всё это именно сейчас делаете, да и ещё в таких объемах и с такой интенсивностью??? А что мы есть дальше будем, если аграрии урожай сейчас не соберут – об этом вышеупомянутые умники задумывались?

Ну и всем понятно, что, чем выше цена бензина и дизтопливо, тем дороже не сегодня завтра будут стоить продукты питания. Это – экономическая аксиома, от которой никуда не денешься. По мнению специалистов, в зоне риска сейчас оказались руководители средних и мелких крестьянских хозяйств, которым тяжелее всего.

Недаром, вроде, в Минсельхозе РФ рассказали, что уже направили вопросы по поводу цен в Минэнерго и Минтранс. Там отметили, что понимают, как цены на топливо важны в период полевых работ. В Минэнерго добавили, что уже рекомендовали нефтяным компаниям искать варианты для сдерживания мелкооптовых цен на дизельное топливо.

И опять возникает вопрос: а чего раньше думали? Уборка урожая наступила внезапно? Никто и не ожидал?

Есть ещё несколько интересных моментов, на которые следует обратить внимание при определении причин возникновения дефицита на топливо и роста цен на бензин и дизель. Хотя именно их понять и логически объяснить особенно сложно.

Например, почему наши отечественные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании предпочитают именно в этих непростых условиях продавать топливо за границу, а не реализовывать его здесь? Ведь спрос рождает предложение. И в таком варианте, когда бензина и дизеля на внутреннем рынке станет больше, цена на них упадет? Разве не так? Или это кому-то не выгодно? Туристам? Аграриям? Народу?

Еще. В течение последнего времени мы много слышали о том, что из-за всяческих санкций усложнился экспорт российского топлива в «недружественные» страны. А теперь вдруг получается, что, вопреки логике, начались проблемы с поставками бензина и дизеля на внутренний рынок России и топливо подорожало. То есть всякие сырьевые и добывающие отрасли и иже с ними за счет нас хотят восстановить потерянные доходы – за счет туристов, аграриев, народа?

И еще. Оптовые цены на топливо в России на прошлой неделе побили сразу несколько рекордов. На фоне таких показателей некоторым АЗС стало просто невыгодно продавать топливо в розницу. И они ждут изменения ситуации в свою пользу. А кто-нибудь может заставить их этого не делать? И продавать топливо по нормальной цене, пока не возник некий социальный бунт?

В заключение. Сегодня, 24 августа, Минэнерго заявило, что уровень производства бензина и дизельного топлива на НПЗ в РФ достаточен для обеспечения потребностей граждан, аграриев и промышленности. И проинформировало о взятии под особый контроль ритмичности поставок топлива в южные регионы РФ, а также обеспечения предприятий агропромышленного комплекса и сетей АЗС. Для оптимизации логистических расходов для всех участников привлечен специальный штаб.

Кто, как и когда будет устранять все сложности с дефицитом топлива и ростом цен на него – так и непонятно….

Людмила Клубникина


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  АНАЛИТИКА  
новости краснодарабензиндефицитпричиныпочему пропалнет на азсрост ценочереди
0
1