Краснодар Среда, 15 мая

Март 1798 года в Краснодаре: отравленный воздух, новый пивзавод и охрана дубов

Какие события волновали горожан более 220 лет назад, почему воздух города уносил десятки жизней, кому достался пивоваренный завод над Карасуном и из-за чего периодически в кубанской столице запрещали вырубку дуба, в материале «Блокнот Краснодар».

Март 2021 года краснодарцам запомнился обысками в Роспотребнадзоре Кубани, голосованием в поддержку проекта реконструкции «Авроры» от Галицкого, а также значимым в масштабах города проектом «Семь улиц». В исторической рубрике «Блокнот Краснодар» решил рассказать, что было важно для жителей Екатеринодара (с 1920 года Краснодара) в первые годы его основания.

1 марта городской купец Алексей Дружинин привез в «пределы войска для распродажи в десяти бочках… горячего вина». Восковое правительство распорядилось находящемуся в городе Екатеринодаре главному смотрителю питейных соборов капитану Варавве «велеть с упоминаемого купца с каждого ведра по пятьдесят копеек пошлину взыскать в войсковой доход».

22 марта Войсковое правительство рассмотрело прошение каменных дел мастера кадета Филиппа Макдича, с которым 23 января 1796 года был заключен контракт «с тем, чтобы ему собственными своими рабочими людьми в состоящем при Екатеринодаре войсковом кирпичном заводе сделать жженого кирпича и с него состороить по плану в крепости Святотроицкую церковь, арсенал, войсковые и 40 куренных домов».

Примечательно, что вскоре Макдич потратил не только войсковые, но и все свои деньги, так как за неимением мастеров «таковых отыскивал в других российских местах, но из-за здешнего тяжкого воздуха, побыв они в работе малое время, похворяясь, вымирали» и в марте 1798 года ему было отказано в подряде. За это время при заводе выстроены сараи, мельница, рубленая баня с дощатым потолком, ледник, пивоварня и солодовня, которые проситель считал своими собственным строением, а после смерти соглашался отдать в войсковую казну в счет погашения неустойки.

Войсковое правительство подтвердило, что по неимению в крае мастеровых людей Макдич «заказывал с внутри страны таковых, которые по новости своей здесь не могли перенести тяжесть здешнего климата, почти все вымерли, через что он, Макдич, точно до крайности разорился». Поэтому прошение его решили удовлетворить.

Филипп Макдич умер в апреле 1803 года. После его смерти в собственность войска поступил и пивоваренный завод над Карасуном. В ноябре следующего года этот завод приобрел полковой есаул Семикобылин.

istoriya-krasnodara_01.jpg

29 марта Войсковое правительство объявило очередной запрет на вырубку дуба в войсковых лесах, «поелику дубовое дерево»… на всякие необходимые по войску строения, как и на сооружение Божьих храмов». Однако оказалось, что леса, годного на строительство храма в Екатеринодаре, в пределах войска вообще нет. Тогда из войсковой казны было выделено шесть тысяч рублей, и с этой суммой подпоручик Семен Визирь, «хорошего поведения и испытанный», отправился в состоящее при Волге местечко Качалин для покупки трех тысяч колод на строительство войсковой церкви, которые на подводах следовало доставить к Дону и по реке сплавить к Черкасску.

Ранее «Блокнот Краснодар» рассказывал историю дуба-колдуна 1440 года.

В публикации использованы материалы из книги «Екатеринодар-Краснодар 1793-1993».

Костя Черный

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: История Краснодара  
КраснодарКубаньистория Краснодара
0
1