Краснодар Воскресенье, 28 апреля

Тайны Еврейского кладбища Краснодара: от Маршака с Каплан до охраны собак и продажи домов на костях

В Краснодаре к 29 января от старейшего Еврейского кладбища в центре города осталась только маленькая часть, за которой следит еврейская община — на воротах железный замок, а от вандалов его охраняют собаки. При этом раньше территория кладбища была намного больше — сейчас фактически на костях возведена АЗС и здания, в которых расположены НЭСК и «Электросети Кубани», а также частный сектор. На многих жилых домах висят таблички с надписью «Продам». Рассказываем историю кладбища, на котором покоится мать поэта Маршака и вокруг которого витают легенды о Фанни Каплан.


Старое Еврейское кладбище находится на углу улиц Котовского и Бабушкина. Прохожий может его сразу и не заметить — настолько оно маленькое, окруженное забором, а вход закрыт черными металлическим воротами, на которых висит замок. За этими воротами на проходящих мимо лают собаки, грызущие кости — как говорят, их подкармливает местный сторож.


Еврейское кладбище

Еврейское кладбище было закрыто от захоронений в 1964 году и раньше оно вообще считалось частью старейшего Всесвятского кладбища. Затем — разграбления кладбищ, антисемистские настроения и необходимость земли для городской застройки. Только в июне 2019 года Еврейское кладбище внесли в список объектов культурного наследия и отдали под присмотр еврейской общины, которая долго боролась за сохранение хотя бы его оставшейся частички.


Еврейское кладбище сегодня. Яндекс карты.


Границы Еврейского кладбища в 1912 году

На той части кладбища, которую успели застроить до 2019 года, сейчас находится заправка «Роснефти» - здесь же, на пересечении Котовского и Бабушкина. 


Заправка

Рядом — многоуровневая парковка.


Парковка

Офисные центры, НЭСК, и даже частный детский садик, расположенные тоже, по сути, на костях. 




Застройка бывшей части кладбища

Жилые дома тоже есть на том пятачке, где когда-то располагалось Еврейское кладбище. 


Частный сектор

Они простираются в сторону Всесвятского, пестря обилием объявлений о продаже домов. Возможно, соседство с мертвыми не очень воодушевляет, а возможно, дело просто в обильной застройке территории коммерческими объектами.




Частный сектор

Жилые дома на костях

"На этом кладбище действительно была похоронена мать Самуила Яковлевича Маршака - Евгения Борисовна Гиттельсон. Она умерла в 1917 году. Её могила уже не сохранилась. Вообще от кладбища осталась примерно 1/6 часть. Остальное всё застроили. Территорию, которая раньше была частью кладбища, сейчас занимают заправка и дома. Его всё уменьшали и уменьшали. Я знаю, что еврейская община за сохранение этого кладбища уже долгое время борется. Но сейчас уже определили границы территории и предмет охраны, уже не должны там ничего делать. Часть, которая определена как объект культурного наследия, уже неприкосновенна. По закону. Но вы же знаете, как иногда бывает...", - отмечает Виталий Вячеславович Бондарь - историк, эксперт государственной историко-культурной экспертизы.



Еврейское кладбище за забором среди застройки


Дорога к кладбищу (его скрывает кирпичный забор)

Сам Виталий Вячеславович, как историк, считает, что Еврейское кладбище нужно сохранять обязательно:

«Кладбище это было закрыто в 1964 году, в декабре месяце. Захоронения прекращались с января 1965 года. И с тех пор постепенно шло сокращение территории. Там отрезали, засыпали, там отрезали...Это, между прочим, касается не только Еврейского, но и Таманского кладбища, и, самое главное, Всесвятского. Улица Аэродромная проходит по бывшему Лютеранскому кладбищу. По бывшему Караимскому кладбищу проходят и Аэродромная, и часть улицы Бабушкина. На месте кладбища Холерного, Солдатского, иноверческого Магометанского кладбища сейчас стоят жилые дома».


Виталий Бондарь. Фото: сайт Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Лихачева

Удивительно, но в Краснодаре действительно когда-то было Холерное кладбище — там хоронили заразных больных.

«Оно было отдельным, но примыкало к Солдатскому и Магометанскому. Это не совсем между Всесвятским и Еврейским, но где-то в тех краях», - объясняет Виталий Вячеславович.

Отметим, что кто-то называет Еврейское кладбище в Краснодаре еще Еврейско-татарским. Однако историк уверяет, что никогда оно так не называлось.

«Там есть пара мусульманских могил, причем советского времени, да. Но ни на одном дореволюционном плане города, ни в одном источнике того времени нет такого сочетания «еврейско-татарское». И в советское время, если там и делались захоронения мусульманские, то они единичные. Вот сейчас мы знаем только о двух», - объясняет историк.

«Еврейское кладбище в Краснодаре имеет большое культурное значение. Национальные участки кладбищ — это зримое недвижимое свидетельство истории города, в том числе его многонационального и поликонфессионального характера в последней трети 19-го столетия. Также там охраняются могилы предков ныне живущих в Краснодаре людей. Это объекты памятования. Я думаю, что кладбище сейчас закрыто именно с целью предупреждения актов вандализма. Которые случались там раньше, а сейчас иногда случаются на Всесвятском кладбище. Еврейские кладбище, к сожалению, и в России, и даже в Европе раньше были местом, где совершались всевозможные акты вандализма, даже псевдорелигиозные обряды, не имеющие отношения к иудейской религии, а, скорее, наоборот, к каким-нибудь оккультным практикам. Я думаю, что в целях безопасности кладбище в Краснодаре сейчас и закрыто», - поделился наш собеседник.


На многих могилах уже не прочитать имен

Влияние евреев на жизнь Екатеринодара

"Евреи достаточно много сделали для нашего города. Это одна из небольших национальных групп в Екатеринодаре, если говорить о Кубани второй половины 19 века. Там всего более двух тысяч евреев на Кубани проживало. До 60-х годов 19 века евреям вообще запрещено было селиться в крупных городах Российской Империи, за исключением купцов первой гильдии (они могли жить в Москве и в Питере). Либо это должны были быть люди очень редких профессий. Золотники, часовые мастера, врачи. Им разрешалось жить в Екатеринодаре. Так как это был войсковой город, евреям здесь в принципе жить было запрещено. До 1867 года. В 1867 году, когда Екатеринодар стал гражданским городом, он стал открыт для всех. И тогда значительная группа евреев и караимов переселилась в город. И Еврейское кладбище – это, скорее, иудейское кладбище", - объясняет краевед, кандидат философских наук Фёдор Смоляков.


Фёдор Смоляков

Моисей Каплан и Фанни Каплан

На Еврейском кладбище похоронен известный в Екатеринодаре еврей — Моисей Каплан. Он был фармацевт, владелец аптекарского магазина на улице Гимназической. Здание особняка, в котором был аптекарский магазин Моисея Каплана, сохранилось до наших дней. Это дом на улице Гимназической, построенный Александром Козловым. Там сейчас идет реставрация, но долгое время был ЗАГС.

«Отсюда в 80-х годах 20 века родилась легенда о том, что на еврейском кладбище похоронены родители Фанни Каплан. Какой-то горожанин, видимо, увидел фамилию Каплан и подумал, что они родственники. Но это легенда, естественно. Моисей Каплан никакого отношения к Фанни Каплан не имеет», - рассказал Фёдор Смоляков.


Реклама. Екатеринодар 1908 г. ул. Гоголя №71. М.М. Каплан. Фото: сайт myekaterinodar.ru

Напомним, Фанни Каплан «прославилась» как участница российского революционного движения, контрреволюционерка и анархистка. Главным образом женщина известна тем, что покушалась на жизнь Владимира Ленина.

30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нём выступал Владимир Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами.

Слухи о том, что похороненный в Краснодаре Моисей Каплан был родственником Фанни Каплан, опровергает и историк Виталий Бондарь. Как и то, что Каплан на самом деле стреляла в Ленина.

«Нет, конечно, Моисей Каплан не родственник Фанни Каплан. И даже не однофамилец. Потому что вообще она не Каплан и никогда ею не была. Это она себе взяла псевдоним. И не стреляла она ни в какого Ленина. Она вообще близорукая была, слепая почти. Это всё легенда, мифы, понимаете?», - комментирует мужчина.


Еврейское кладбище

Мать поэта Маршака и его жизнь в Екатеринодаре

На Еврейском кладбище похоронена и мать знаменитого поэта Самуила Яковлевича Маршака - Евгения Борисовна Гительсон.

«Надгробие её не сохранилось, но архивный документ говорит о том, что она похоронена была именно там. Ну и сам Маршак в течении пяти лет жил в Екатеринодаре. Будучи евреем (Маршак — это ведь псевдоним, это аббревиатура), молодой Маршак увлекался идеями сионизма. В советское время его детские стихи выходили под фактически сионистским псевдонимом. И Маршак, будучи евреем, создал в Екатеринодаре первый детский театр. В России в принципе. Не в Москве, не в Питере специализированного детского театра не было, а вот в Краснодаре в 1920 году появился. Благодаря Маршаку. Кукольный театр на Красной, скажем так, наследник того театра, который создал Маршак. Самуил Яковлевич же в Краснодаре и публиковался. У него под псевдонимом доктор Фрикен выходили политические сатиры и эпиграммы с критикой актуальной политики в Екатеринодаре в 1919 году. Ну и здесь он начал писать детские стихи, когда понял, что писать политические стало опасно для жизни», - рассказал Фёдор Смоляков.


Самуил Маршак. Фотография: Евгений Ряпасов/Государственный музей К.А. Федина, Саратов


Доктор Меерович, Иван Дицман и первая в России операция по удалению апппендицита

Среди самых известных захороненных на Еврейском кладбище личностей — доктор Меерович. Он был известным хирургом, первым главным врачом первой городской больницы.

«На Еврейском кладбище сохранилось три надгробия за одной оградой семейства Мееровичей. Исай Меерович был главным врачом первой городской больницы, его считали настоящим российским медицинским светилом. Он первым в России провел операцию по удалению аппендицита. Исай Меерович — это один из первых врачей, кто в больнице установил рентгеновский аппарат — еще в 1893 году. Вот не считая Москву и Питер, Екатеринодар был одним из первых городов, в котором стали использовать рентгеновский аппарат, и это была инициатива Исая Мееровича. У него было шестеро сыновей, пятеро из которых тоже стали врачами. Один из его сыновей — Илья Меерович — был организатором и первым главврачом первого роддома в городе. И сейчас это роддом №1 на пересечении Гимназической и Седина. Архитектором этого здания был еще один сын Исая Мееровича — Фёдор Меерович. Единственный из семьи, который пошел не по врачебной линии. Он же был архитектором одной из самых больших гостиниц в Екатеринодаре - «Большой Московской», которая находилась на углу Красной и Мира нынешних. Но в годы войны здание было снесено», - поделился Фёдор Смоляков.


Меерович Исай Яковлевич, первый главный врач Екатеринодарской больницы. Фото: сайт городской клинической больницы №1

Среди евреев, сыгравших большую роль в жизни города, был и Иван Дицман.

"Иван Дицман – это создатель екатеринодарского речного пароходства, которое фактически стало монополистом по перевозкам зерна на пароходах на реке Кубань. Более того, Дицман одним из богатейших людей на Кубани был, и с 1907 по 1912 год он занимал должность городского головы. Это большая редкость для крупных российских городов — чтобы еврей был городским головой. На Еврейском кладбище он не захоронен, так как эмигрировал до своей смерти», - поясняет историк.


Кладбище сегодня

В России 70% кладбищ — не существуют на бумаге

«Еврейское кладбище сейчас является отдельным кладбищем, но, на самом деле, это была северо-западная окраина Всесвятского кладбища. Всесвятское кладбище простиралось между сейчас Аэродромной и Котовского. Большая часть сейчас застроена домами, но тем не менее, всё это было частью Всесвятского кладбища. И от Еврейского кладбища сохранился совсем небольшой участок. В советское время, да и в наши дни его активно застраивали.


Здесь было кладбище

Всесвятское кладбище для захоронений было закрыто в 1965 году. Там некоторое время еще подхоранивали, но потом советское руководство в принципе хотело застроить его. И большую часть кладбища застроило. Сохранился вот только тот кусок кладбища, который сейчас считается Всесвятским. Но, повторюсь, оно простиралось гораздо дальше. И то, что еврейское кладбище сохранилось, это большая удача. Особенно в 1990-е годы, когда его жестко вандалили», - объясняет Фёдор Смоляков.

В России, говорит краевед, такая история, что более 70% кладбищ вообще юридически не существуют.

«Они не стоят ни на каком учете и, соответственно, эти земли значатся просто как земли какого-нибудь сельхозназначения, или городские. Поэтому с территориями старых кладбищ, на которых уже не хоронят, одно время можно было делать всё, что угодно. Еврейское кладбище, как и Всесвятское, на кадастровый учет поставили, если не ошибаюсь, только в 2012 году. И вот заправка «Роснефти» там сейчас. Она же на территории, где было Еврейское кладбище стоит. Она была построена до того, как кладбище признали объектом культурного наследия», - говорит историк.


Фёдор Смоляков

Скандал со свалкой из костей

Самая скандальная история, объясняет Фёдор Смоляков, была связана с 2016 годом, когда застройщик выкупил кусок Еврейского кладбища и стал строить там офисный центр:

«Когда рыли фундамент, естественно там огромное количество костей было и останков похороненных там людей. Вместо археологических раскопок (естественно, это скандальная история в СМИ была) на свалке в хуторе Копанском горы вот этих костей и обнаружили. То есть их выкинули. Вместо перезахоронения. Это, конечно, совершенно незаконно, там судились с этим застройщиком, но, понятное дело, застройщик победил. Но сейчас на Еврейском кладбище, естественно, ничего строить нельзя, поскольку это объект охраны культурного наследия. Ничего без специальных лицензий там делать нельзя. И замок там висит не из-за того, что еврейская община никого не пускает и разводит там собак, а для того, чтобы антисемистские персонажи туда не проникали и не разбивали памятники».



Собак здесь много

Собаки и железный замок — необходимость или прихоть?

«Собаки там были всегда и давно. Их подкармливает сторож кладбища. Они все чипированные, отмечу. А то, что там висит замок, совсем не странно. Антисемитизм, особенно в 1990-е годы, был лютым. Его буквально разносили всякие там националисты. Замок повесили, чтобы не вандалили на кладбище. Да, сейчас Еврейское кладбище считается объектом культурного наследия и, конечно, по закону, доступ к объектам культурного наследия должен быть открыт для всех. Но, по очевидным причинам, еврейская община за кладбищем жестко так следит", - объясняет Фёдом Смоляков.

Собаки на кладбище

Еврейская община

В еврейской общине корреспонденту «Блокнота Краснодара» рассказали, что просто ухаживают за кладбищем с разрешения властей и следят, чтобы оно оставалось в нормальном состоянии.

«Раньше мы проводили экскурсии по кладбищу. Сейчас этим некогда заниматься. От общины много волонтеров туда ходили, мыли, приводили кладбище в порядок. На многих могилах уже надписи не прочитать, многие не сохранились. Сейчас кладбище в нормальном состоянии, мы за ним ухаживаем. Мы ежегодно боремся за сохранение этого кладбища. Его уже ведь больше чем на половину сократили. АЗС рядом построена на костях», - пояснили в общине.

На вопрос о том, как родные умерших попадают на территорию, если на входе висит замок, нашей редакции ответили, что такое вообще происходит не часто.

«Чаще изъявляют желание реставрировать могилы родственников. Тогда наш исполняющий обязанности председателя общины ходит с ними туда. Но он занятой очень, поэтому такая возможность у него не часто бывает. Мы двигаемся в том направлении, чтобы полностью реконструировать кладбище, чтобы там был полный порядок. Мы сейчас занимаемся уборкой, покраской, мы кладбище не забросили. Стараемся поддерживать порядок, как мы можем сейчас это сделать», - рассказали в еврейской общине.


То, что удалось сохранить


Читайте нас в Telegram


Ксения Мальшакова

Фото: Блокнот Краснодара

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
НовостиКраснодарЕврейское кладбищеВсесвятское кладбищеВиталий БондарьФёдор СмоляковЕврейская общинаистория еврейского кладбища в КраснодареКак попасть на территорию еврейского кладбищаМееровичСамуил Маршакмать МаршакаФанни Каплан
1
0