Кто подставил частные детские сады Краснодара
Фото: pixabay.com/
Вопреки очевидной социальной и бюджетной пользе образовательного бизнеса чиновники почему-то используют государственные субсидии, как оружие массового уничтожения частников. При этом муниципальные детские сады переукомплектованы детьми в нарушение всех норм и правил СанПиНа. Против предпринимателей возбуждают уголовные дела за щепку в глазу, а бревна госучреждений остаются без внимания правоохранительных органов. Чем вызван такой перекос?
Как развалить бизнес
Проблема нехватки мест в детских садах остро стоит по всей России. Не является исключением и благодатный Краснодар – столица всероссийской житницы и здравницы. Правительство обещает справиться с дефицитом дошкольных мест с минуты на минуту, однако ожидание длится годами. Когда перед муниципальными ДОУ возникает непосильная задача – вместить невместимое, поддержать государство готов малый бизнес. Благо, Конституцией и законами в России гарантировано бесплатное образование, а правительством утверждены меры поддержки предпринимателей, оказывающих образовательные услуги. Ставку на частные детские сады сделали в свое время и президент РФ Владимир Путин, и вице-премьер Татьяна Голикова, и бывший глава Минтруда Максим Топилин. Однако в последнее время стала очевидна неприятная тенденция – частники массово отказываются от государственного субсидирования. И причина тому – таинственные спекуляции, которыми откровенно грешат муниципальные власти, ответственные за выделение субсидий и контроль их расходования. Дело в том, что профильные чиновники наделены полномочиями определять на собственное усмотрение суммы возврата в случае выявленного у частников нарушения.
Как утверждает в одном из своих обращений кубанский общественник Мурат Дударев, статья 78 Бюджетного кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2016 года № 887 разрешает чиновникам это делать. «То есть в буквальном смысле, если чиновнику не понравилась прическа предпринимателя, он имеет шикарную возможность за это его наказать, просто реализовав свою законную возможность требования всей суммы субсидии сразу», - выражает свое мнение Дударев.
Так, например, за спорные нарушения на небольшую сумму местные власти нередко требуют вернуть обратно весь объем предоставленной субсидии, в том числе ту часть, о корректном использовании которой вопросов не возникало. Например, у одного из частных детских садов Ростова-на-Дону, исправно отработавшего образовательные деньги государства, потребовали вернуть в казну все 12 миллионов рублей. Таким образом частное учреждение в один момент лишилось почвы под ногами и было вынуждено закрыться. Частые примеры такого категоричного подхода могут свидетельствовать о его системности и распространенности по всей России.
Предложение, от которого лучше отказаться
Далеко не радужно обстоят дела в кубанской столице. В сентябре 2020 года на имя министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елены Воробьевой и главы города Краснодара Евгения Первышова руководитель частного детского сада «Ягодка-Малинка» И.В. Сапрыкина направила письмо, в котором отметила неблагоприятную ситуацию в сфере частного образования.
Как это отражено в письме, городские власти и контрольно-надзорные органы поставили задачу уничтожить образовательный бизнес, потому что сам факт предоставления субсидий на возмещение образовательных затрат является поводом для необоснованных запросов и проверок, причем органами, не имеющими отношения к сфере образования. То есть, городской департамент образования вопреки пункту соглашения о предоставлении субсидии из местного бюджета решает разногласия не путем переговоров, а путем направления «секретных» писем в правоохранительные органы. При этом добиться приема для проведения переговоров по спорным вопросам в администрации города отдельным предпринимателем не удается, приходится ждать больше месяца. Сапрыкина от имени организации просит расторгнуть соглашение о предоставлении субсидии, отзывает согласие на обработку всех персональных данных и отказывается от участия в национальном проекте по созданию мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Отметим, что на данный нацпроект возлагались большие надежды, и, по словам Максима Топилина в бытность его главой Минтруда, финансирование частных детских садов позволит к концу 2021 года ликвидировать очереди в детские сады для детей старше полутора лет. Удастся ли выполнить поставленную задачу при минимальном желании бизнеса – это большой вопрос.
Важно заметить, что государственная субсидия на образование позволяет частным детсадам снижать стоимость своих услуг. С отказом от субсидии месячная плата взлетает до 20 тысяч рублей в месяц в противовес былым 2-4 тысячам. Таким образом частные ДОУ становятся недоступными для большинства российских семей. И часто виноваты в этом, по субъективному мнению предпринимателей от образования, бывают именно чиновники, которые по собственному усмотрению поддушивают частный бизнес и отбивают у него охоту сотрудничать с государством. Ведь возврат полученной субсидии – это далеко не верх бюрократического абсурда. Наиболее постыдные случаи - когда против предпринимателей возбуждают уголовные дела. Например, руководителя частного детского сада «Елочка» в Краснодаре Маргариту Тихонову подозревают в мошенничестве с бюджетными средствами. Чиновники департамента образования, вероятно, недопонимая методики расчета суммы субсидий и пользуясь персональными данными, выявили 240 тысяч рублей, которые якобы были похищены предпринимателем из полученных 20 миллионов. Опять же, возвращаясь к условиям соглашения, напомним, что подобного рода недоразумения и недопонимания должны решаться за столом переговоров, а не в кабинете следователя, ведь в данном случае физическое лицо не является получателем бюджетных средств.
Нарушения без наказания
Если к частному бизнесу некоторые относятся максимально предвзято, то с государственных дошкольных учреждений, судя по открытым данным, спроса особенного нет. Проанализировав информацию сборника «Старт» от 1 января 2019 года, предоставляющего департаменту образования Краснодара данные по муниципальным детсадам, мы видим то, что можем оценить лишь как вопиющие нарушения санитарных правил и норм. Из 170 детских садов Краснодара почти половина переукомплектована в три-четыре раза. Помимо перегрузки проектной мощности – несоответствие нормам СанПин количества групп на конструктивно заданные групповые ячейки, число детей в одной группе достигает в некоторых случаях 88 человек. Про какое образование можно говорить в таком случае? Обратят ли на это внимание ответственные лица профильных госструкутр и прокуратура?
Некоторым может показаться, что в этом нет никакой логики и отсутствует справедливость. У кого-то может возникнуть ощущение, что для муниципалов государственные субсидии являются не инструментом выполнения задач, поставленных президентом и правительством, а каким-то личным орудием угнетения малого бизнеса. Когда такие перекосы в системе происходят, обычно в СМИ начинают говорить о коррупции. Или это всего лишь головотяпство ответственных лиц?
Меньше думать, больше тратить
Сегодня, чтобы создать одно муниципальное место в детском саду, нужно из бюджета потратить от 800 тысяч до 1,2 миллиона рублей. На эти деньги либо выкупаются, либо строятся новые помещения. После этого идут расходы на содержание: за образование платит государство, а уход и присмотр обеспечивает муниципальная казна на сумму в среднем около 10 тысяч рублей в месяц. То есть на новые места выделяются колоссальные деньги. При этом никто не может предсказать будущую демографическую ситуацию. Гонка за муниципальные места может однажды обернуться дырой в бюджете. В то же время предприниматели готовы предоставить государству необходимые места. В данном случае не нужно будет тратить миллионы на их оборудование. Единственное, что от государства требуется – это четко и прозрачно предоставлять субсидии на образовательные услуги. Однако владельцы частных детских садов полагают, что их бизнес подвергают угрозе.
- В 2018 году я анализировала постановление об утверждении тарифов на платные услуги в муниципальных детсадах, - рассказывает Маргарита Тихонова. – Минимальный пакет выходит 12 тысяч рублей, максимальный - 39 тысяч. Три часа пребывания ребенка в выходные обойдутся родителям в сумму от 1,9 до 12 тысяч рублей. Стоимость всех платных услуг в частных детсадах от 6500 до 20800 рублей в месяц, и это при наличии скидок. Привлечение дополнительных средств в частных ДОУ с количеством 60-150 человек – от 150 тысяч до 500 тысяч рублей в месяц, в муниципальных – 800 тысяч в год. При этом частные сады делают уникальные образовательные программы. Кто, спрашивается, дешевле?
Костя Черный
Новости на Блoкнoт-Краснодар