Гроб с вайфаем, места на кладбище и женская месть: невыдуманные истории из жизни похоронного агента

Фото: Блокнот Краснодар
Читайте также:
- Новый "греческий" мурал в центре Краснодара: что известно и когда его закончат (25.03.2025 14:41)
- Поводов для усыпления собак в Краснодарском крае станет больше (25.03.2025 14:15)
- «Пенная атака» помогла потушить огонь на нефтебазе в Краснодарском крае (25.03.2025 13:17)
- «Нас травят»: жители Кубани требуют обнародовать результаты проб воздуха после пожаров на мусорном полигоне (25.03.2025 12:20)
- Журналистка Скабеева разгневала краснодарцев несуществующим «парком Голицына» (25.03.2025 11:42)
Смерть – это не табуированная тема, однако, несмотря на это, о ней не принято говорить в повседневной жизни. Но в нашем мире есть люди, чья профессия неразрывно связана с этим. Аиша Долдаева – одна из них. Работая организатором похорон, она ежедневно сталкивается с утратой и горем людей. В откровенном интервью девушка рассказала о самых странных просьбах и необычных случаях из практики: кто просил гроб с Wi-Fi, почему труп взорвался, стоит ли покупать заранее место на кладбище и как мертвый мужчина оказался в чулках во время отпевания.
ВИДЕО:
Сложно представить, но в детстве Аиша Долдаева мечтала о совсем другой жизни. Она хотела стать ветеринаром, лечить животных, и эта мечта, по словам девушки, до сих пор живёт в её сердце. Несмотря на то, что судьба привела её в ритуальную сферу, Аиша не перестала помогать животным. Помимо работы в агентстве, она посвящает своё время благотворительности. Аиша руководит фондом, который оказывает помощь паллиативным детям и взрослым. Таким образом, Аиша Долдаева, работая в сфере, где постоянно присутствует смерть, находит силы и смысл в спасении и поддержке жизни других.
За 15 лет работы похоронным организатором Аиша сталкивалась с огромным количеством странных и неоднозначных просьб от родственников усопших, о которых рассказала откровенно в интервью журналисту «Блокнота».
- Как ты попала в ритуальную сферу?
- В эту сферу я попала через благотворительность, как бы странно это ни звучало. У нас был 15 лет назад на попечении мальчик палеотивно больной. Мальчику 8 лет было. Он умер. Мы начали заниматься его захоронением, поднимать эти вопросы. Это были первые, так скажем, вообще в моей жизни похороны кого-либо. И таким образом я попала в ритуальный бизнес. Познакомилась с Алиной. Это моя партнер, моя подруга, мой близкий человек. И мы начали развивать ритуальный бизнес. Уже официально у нас также свой фонд. И некоторые похороны мы проводим также бесплатно.
- Кому вы проводите бесплатно похороны?
- К примеру, зайдет старенькая бабушка, мы видим, что денег реально у человека нет. Ну, где она их возьмет? У нее пенсия 16 тысяч. Они одинокие, в основном, детей нет, никого нет. Она хочет похоронить своего дедушку, с кем прожили они там много, 40-50 лет. Вот что нам с ней делать? У нас есть резерв на это специальный. Мы оттуда берем деньги и все организуем бесплатно.
- Как твои родители отреагировали на нестандартный выбор профессии?
- Первая реакция мамы – это шок. Она говорила, мол - «ты меня хочешь сжечь, закопать, ты меня сожгешь, скуришь, ты что делаешь?» А потом моя мама также с нами проработала 6 лет. Потом у нее начали сдавать нервы, к сожалению. Но это морально очень тяжело.
Агент начала видеть покойников спустя год работы
- У нас вот, к примеру, была девочка-агент. Мы с ней сотрудничали год. В конце года мы начали замечать, что что-то не то происходит. Она начала нам говорить, что видит покойников. Ладно, если она нам, сотрудникам, это говорит, мы можем как бы пропустить мимо ушей. А когда родственникам умершего говорит, мол я его вижу, он стоит рядом с вами. Это действительно ужас. Но тут во всем виноват стресс. Когда это уже при людях начало все всплывать, пришлось попрощаться, к сожалению.
- Детские кремации – это частое явление?
- Детские кремации очень частые, дети у нас из-за чего, в основном, погибают? Это либо несчастный случай, либо болезнь. Детскую кремацию мы до 10 лет проводим бесплатно полностью. Но в эти моменты, к сожалению, моя психика тоже меня подводит, 2 недели сижу на антидепрессантах и вообще стараюсь детей передать менеджерам нашим. Я сама мать, у меня двое детей, и не дай бог что-то... Это очень страшно, когда родители хоронят своих детей. Я видела женщину, у которой погибла дочь, причем это было довольно громкое дело у нас в Краснодаре. Там не только дочь, там еще и мальчик, сын. Их убили. Женщина, когда ко мне первый день приехала, видать, была под какими-то уколами, вообще вот просто привидение, (господи, прости!) как говорится. А когда я ее увидела спустя 5 дней, она приехала за документами, там просто стоял седой человек. Постарела за 5 дней буквально.
- А от чего эти дети умерли?
- Это было довольно громкое дело в Краснодаре, убийство. Но, тем не менее, обстоятельства сложились так, что убийцу этих ребятишек мы потом и кремировали.
- Кто такой организатор похорон? Чем он занимается?
- Мы занимаемся сбором документов, подбором ритуальных принадлежностей, забираем из морга, везем на кладбище, далее батюшка отпевает, и начинается сам процесс захоронения. Если коротко, то мы организуем весь процесс похорон от А до Я.
- Как вы находите ваших клиентов?
- В основном, это сарафанное радио, так как нас многие знают, многие нас советуют. Слава богу, никогда мы не опозорились, как говорится, перед людьми и не причинили еще более какую-то травму. Еще находят через интернет-сеть.
- Какая сейчас средняя стоимость похорон в Краснодаре?
- 50 тысяч – это средние похороны. Если брать минимальные, то выходило 32 000.
- Что входит в минимальные, средние и самые дорогие похороны?
- Ну в минимальные – это копка могилы, оформление документов, грузчики, гроб обычный тканевый, крест, табличка, пара венков. В средних похоронах качество товара другое, плюс приглашается батюшка, возможно устанавливается шатер на кладбище и лифт специальный. Ну, а в дорогие похороны уже включены все желания родственников усопших, вплоть до приглашения оркестра.
- Расскажите о самых дорогих похоронах, которые вы организовывали.
- Это у нас были цыганские похороны, где любят дорого-богато все. Они же были самые необычные. У людей тогда был запрос на гроб белый с вайфаем. Это можно, конечно, сделать, можно из Москвы заказать, но за два дня это сделать в Краснодаре нереально. Но тем не менее, они сами принесли модем, заряженный сотовый телефон и зарядку. Эти похороны еще года два назад обошлись им в 700 тысяч рублей. Хоронили тогда молодого парня лет 25-ти.
- Что самого необычного просили у вас еще?
- Была довольно странная история, когда родственники хотели кремировать своего близкого человека. Тело весило больше 150 килограмм, рост был небольшой, при этом росте и весе мы отказываем людям в кремации, так как у нас просто печи в Краснодарском крае для этого не созданы. Они нас попросили, говорят, вы что-нибудь отрежьте ему. Мы сначала не поняли, ну, что там ему отрезать, умершему? Там, руку, ногу, голову... что вот мы можем отрезать?.. Да вы что-нибудь отрежьте, выкиньте, а мы его кремируем. Соответственно, мы отказали.
Клали в гроб золото и живые цветы.
- Я вспомнила еще необычные похороны, хоронили ребенка. И вот эти похороны запомнились тем, что девочка-мулаточка была, и к ней из Анголы приехали родственники, тогда они прям в гроб клали золото, цветы живые, чего там только не было в гробу. К примеру, у цыган традиция - чем больше в гроб ты положишь, тем более обеспеченней умерший будет на том свете. У ангол оказывается так же. Хотя мы советуем такого не делать, потому что очень много чёрных копателей, так называемых, которые разоряют могилы.
- А вообще много людей, которые выбирают кремацию вместо традиционного захоронения тела?
- Да, действительно, очень много людей, так как у нас с местами на кладбище, особенно если это старые какие-то места, очень плохо всё. Кладбища забиты, людей хоронить негде, поэтому, в основном, люди выбирают кремацию. Или когда человек приезжий и хочется, чтобы его похоронили в Хабаровске, в Мурманске, или где-то в Сибири.
- Кремация дешевле традиционных похорон?
- Если это новое захоронение, то цена одна и та же получается, вместе с ритуальной атрибутикой, отпеванием и транспортировкой тела. Если это какие-то старые кладбища, старые захоронения, то да, проще всё равно кремировать и уже подзахоронить урну. И туда установить двойной, тройной памятник.
- А у вас часто заказывают родственники эксгумацию тела?
- Да, действительно, это бывает часто. Это связано с тем, что, допустим, родственники захоронили своего близкого человека в землю на кладбище, но спустя десяток лет, 20 лет, 15 лет, даже это, возможно, будет 50 лет, им захотелось, чтобы близкий человек был рядом с ними, но они уже проживают в другом регионе, либо в другой стране. Соответственно, они звонят нам, мы звоним в прокуратуру, приглашаем судмедэксперта, получаем все необходимые разрешения, производим эксгумацию тела на кладбище, всё вот это собираем, остатки в контейнер.
- Что остается в могиле спустя столько лет?
- Смотря сколько лет прошло с момента захоронения. Если человек, допустим, умер от онкологии, он у нас, в основном, мумифицируется сам по себе. То есть он, в принципе, очень плохо разлагается, он высыхает. Если человек – это утопленник, смерть от какой-то другой болезни, не от онкологии, человек, можно сказать, разлагается, и там остается жижа. Вот эту жижу мы всё собираем в пластиковый контейнер, либо пакет, прям при судмедэксперте, при прокуроре и отправляем на кремацию. Далее происходит кремация и уже стандартная выдача урны с прахом.
Взорвавшийся труп
- Ситуация. Забираем тело. Тело очень долго изначально лежало дома, пока его не обнаружили. Потом оно лежало в морге на экспертизе. Было принято решение кремировать. Наш водитель забирает тело, везет в крематорий, не успевает остановиться даже на заправке, слышит ба-бам. То есть взрыв. Он понять не может. Заезжает к заправке, видит, что-то с заправщиками не то происходит. А там уже оказывается от взрыва тело разорвало, и вот эта вся жидкость вместе с кровью и гноем вперемешку начала течь аж за пределы машины. Вызвали полицию, гаишников. Мы потом объяснительные писали, что тут не наша вина. Родственники были в шоке. Вопрос, наверное, в том, почему одинокий человек почти месяц лежал дома и гнил. К сожалению, бывает так. Жил-жил человек, бах, никому не нужен.
- Это действительно правда, что у ритуальщиков совершенно другой юмор. Очень странный, наверное, для восприятия обычных людей. С чем это связано?
- Это связано с тем, что мы уже закалились в отношении к смерти. Я когда начинала работать, многие шутки болезненно воспринимала. Я там грузчиком говорила, мол, что вы делаете, да как вы можете, нелюди, ироды. Как видим, время меня такую же сделало.
Женская месть
- Ситуация, умирает мужчина. Приходит жена в морг, забирает его вещи, забирает его телефон. И что вы думаете? Она в телефоне, конечно, находит переписки с другими женщинами. Женщина, естественно, очень злится на это все, так как у них дети, насколько мне помнится. В итоге она заказывает самый дешевый гроб, кремацию, это даже не захоронение, без отпевания, без всего. Приносит ребятам в морг на переодевание чулки, женский лифчик и парик. И когда была выдача тела, приглашает его родственников и знакомых. Таким способом это была какая-то месть ему. В таком виде его увезли на кремацию. Конечно, потом тело закрыли покрывалом, потому что мать умершего была в полном шоке. Решение никто не мог как-то оспорить, потому что это жена. Насколько мне известно, его супруга даже урну не забрала с прахом, забирала мать по суду.
- Говорят, что вообще в ритуальный бизнес сейчас попасть практически невозможно. Это правда?
- Да, действительно, конкуренция очень большая, но мы стараемся не конкурировать ни с кем. Например, если у нас заказ идет на похороны в Анапе, мы созваниваемся с нашими партнерами в Анапе и передаем им данные людей и людям данные их. И далее родственники умерших у них все оформляют спокойно, чтобы не было таких набегов, как у моргов. Человек умирает, а агенты, так скажем, кучкуются, гнездуются, как удобнее, у моргов. Человек приходит в морг, он растерянный. В этот момент подходят агенты и начинают человека обрабатывать. Соответственно, у них цены на захоронение и на кремации совершенно другие, ниже. Это просто ритуальные агенты, которые и к нам в офис могут привезти, если мы им процент дадим. Но мы таким не занимаемся.
- Дальновидно или покупать себе заранее место на кладбище?
- Честно сказать, да. Я вам более скажу. У нас в компании даже есть прижизненный договор. Например, к нам приходит человек, мы оформляем с ним прижизненный договор, и далее он выбирает хотя бы примерно какой гроб он хочет, какого цвета будут венки, крест и т.д. Если это под захоронение куда-то к близкому родственнику, это все тоже в договоре описывается. Мы все заверяем. Далее человек живет, и раз в год мы просто делаем перерасчет договора, и он вносит недостающую сумму. Либо же человек нам говорит, что он хочет заранее место на кладбище себе купить, помогите. Ну и, соответственно, мы способствуем этому.
- Такие люди болеют чем-то, или они просто решили прийти заранее и купить себе место на кладбище?
- В основном, это либо люди с онкологией, они прекрасно понимают, что они сегодня живут, могут прожить еще несколько лет, а потом в один момент умереть. Либо же старенькие пенсионеры. Они себе платьишки подбирают. У меня даже бабушка такая, клиентка. В течение пяти лет она с каждой пенсии покупает похоронное платье у нас. Я говорю: вы хоть мне назад их приносите, они же ритуальные, они не подходят для носки. Предлагаю: давайте мы просто будем вам их менять. Вот у неё обязательно кружевные капроновые чулки. Там бабушка модненькая у нас. Каждый месяц она стабильно жалуется, что она собирается у нас умирать. Бабушка действительно хорошая, всегда она с конфетками приходит, бутылочка коньячка у неё с собой.
- Чем отличаются ритуальные платья от обычных повседневных?
- Это безразмерные платья, закрытое горло, закрытые руки, и сзади оно идет с разрезом, потому что тело полностью не одевается, а одежда она вся до конца уже разрезается ритуально и подкладывается под тело.
- Сколько стоит место на кладбище в Краснодаре?
- Вообще места выдаются бесплатно, то есть родственник может поехать в департамент земельного хозяйства и, не платя ни копейки оформить место на кладбище. Но, в основном, люди теряются в такие моменты, не знают куда звонить, куда бежать. В таком случае этим занимаемся уже мы. Тогда за само место мы денег не берем, но берем за оформление всех документов. Это сумма составляет 12 тысяч. Сюда же входит копка могилы и справка о получении погребального пособия. Например, есть родственник, я ему выдаю справочку и свидетельство, он идёт в пенсионный фонд и оформляет, а там уже пенсионный фонд ему объясняет по другим каким-либо начислениям пенсионных.
- Сталкивались ли вы с чем-то мистическим в работе?
- Да, на самом деле - этого много. Был случай, когда заходит к нам бабушка, "божий одуванчик", на неё без слёз не взглянешь. А эта бабушка стоит вот в зале, где гробы, и прячет фотографию чью-нибудь в обивку. Либо же просит гвоздь от гроба, либо забить вот этот гвоздь в гроб. Приходят и просят путы - это чем руки покойника обвязывают. Вот дайте мне путы, дайте мне верёвку висельника. В таких случаях мы просто просим покинуть помещение, и всё. Часто приходят и говорят: дайте нам прах, мы куколку вуду сделаем. У молодёжи сейчас тоже помешательство массовое на магии. Заходят все в чёрном, волосы там фиолетовые, розовые, непонятные, и тоже просят. А можно мы у вас немного поработаем, а вам никто не требуется, вы нам что-нибудь не дадите отсюда? Ну что я им могу дать? Ремня?
- У вас бывало такое, что вот вам мерещились, возможно, умершие, снились, что-то говорили?
- Такое тоже бывает, но это я списываю больше на утомление и на усталость. Потому что то, что видим мы, если забираем тело из морга, оно не всегда в надлежащем виде, то есть следы вскрытия, черепная коробка открытая может быть, тело может посинеть, может почернеть, может побелеть, и для этого мы накладываем грим. Бывает такое, что я прихожу с работы уставшая, у меня нет сил собаку вывести погулять, ребёнка обнять, я отключаюсь. В такие моменты мне начинают сниться какие-нибудь ужасы, снятся памятники, умершие, гробы. В этот момент я просто начинаю пить витаминчики и успокоительные, и всё проходит. Ну и, конечно же, отдых раз в два месяца, я прям на неделю отключаю телефон, вырубаюсь полностью от профессии, занимаюсь только благотворительным фондом, ребёнком, собачкой, там, попугайчиками своими, свинками.
- Что в тебе поменялось после того, как ты оказалась в этой сфере?
- Во-первых, я начала любить жизнь. Я к жизни отношусь очень-очень щепетильно сейчас. Я боюсь кому-то зло сделать, потому что зло всегда возвращается, насколько мы знаем. Я начала любить вообще людей в принципе, потому что я вижу страдания людей. Я вижу, когда родители детей хоронят, когда - дети родителей. Это очень страшно...
- За что ты любишь свою работу?
- Я получаю какой-то заряд энергии, какое-то удовлетворение от того, что я помогаю людям, именно - помогаю. Мы не говорим сейчас о вип-похоронах, нет. Вип-похороны – это чисто работа. А вот о похоронах, когда мы бесплатно захораниваем, то есть мы помогаем людям. Я вижу, что я помогла, и нам так хорошо, что мы человека не отпустили со своим горем куда-то, а человеку мы действительно помогли, от этого полное удовлетворение...
Анна Гуазова
Новости на Блoкнoт-Краснодар