Краснодар Среда, 17 сентября
Общество, сегодня, 18:00

Всесвятское кладбище, откуп мертвецам и усадьба из детства Набокова: откровения архитектора-реставратора о профессии

В Краснодаре продолжается масштабная реконструкция Всесвятского кладбища. Разработкой проекта занималась архитектор-реставратор Юлия Калинина. Почему девушка выбрала эту профессию, какие жуткие «дары» она находит на могилах и по какой причине может отказать заказчику, рассказали 17 сентября в рубрике «Лица города».



Архитектор Юлия Калинина родилась в 1992 году в Ростове-на-Дону. Большая часть её жизни прошла там же. В Краснодар она переехала в 2021 году.

Видео:

- Юлия, каким ребёнком вы были в детстве, о чём мечтали?

- Я была любознательной. Спасибо детству без интернета. У нас с сестрой было много энциклопедий, коллекция видеокассет про разных животных. Сейчас я осознаю, что уже тогда меня тянуло к профессии исследователя и учёного. Я восхищалась работой археологов. В 1990-е как раз шли раскопки Танаиса, древнего города на Дону. Я смотрела все новости, была крайне увлечена этой темой и мечтала связать свою карьеру именно с археологией. Но в дальнейшем всё сложилось немного по-другому.


Юлия с младшей сестрой и родителями

- Как переключились на архитектуру?

- Я ходила в художественную школу, там заметили мою страсть к рисованию. И преподаватель долго намекал родителям, что мне надо идти куда-то в творчество. Из всех профессий выбрала именно архитектуру, как что-то более стабильное и интересное.


Пленэр от художественной школы

- Где вы обучались профессии архитектора?

- В Южном федеральном университете в Ростове-на-Дону. При поступлении я обратила внимание на кафедру реставрации, и случился полный «мэтч» (прим. ред. совпадение, взаимность), так как моя страсть к исследованиям нашла своё применение. Это также работа со старинными зданиями, что достаточно близко к археологии. Ну и, соответственно, так я попала в эту сферу.


В университете

- Как родители отнеслись к вашему выбору?

- Крайне положительно, потому что они настаивали на профессии архитектора. Родители хотят своим детям всего самого лучшего. Археология была отметена, потому что там тяжелые условия: постоянно в поле, продолжительные выезды, работа под солнцем. Ну и, как опыт показывает, достаточно малооплачиваемая профессия. А родители стремились дать лучшее будущее. И как-то коллегиально было принято решение идти в архитектуру.


Авторский надзор на объекте "Дом журналистики" в Краснодаре

- Как давно занимаетесь реставрацией кладбищ и реконструкцией надгробий?

- Реставрацией кладбищ начала заниматься полноценно только в Краснодаре. Всесвятское кладбище — это мой первый крупный проект, где необходимо было делать реконструкцию всей территории целиком. До этого получила небольшой опыт, когда жила в Санкт-Петербурге. У нас был проект реставрации надгробия Ксении Строгановой на территории Александровской лавры. Это, пожалуй, первый опыт работы с такими сакральными сооружениями.

- В каких ещё направлениях вы работаете?

- Во всех направлениях, связанных с реставрацией. Это и отдельная реставрация фасадов, и приспособление объектов культурного наследия к современному использованию. Были даже перепланировки. Тот же опыт из Петербурга. Был объект деревянного зодчества, усадебный дом в селе Рождествено под Петербургом, где своё детство проводил Набоков. Проект закончен, и насколько я знаю, там какие-то работы уже проведены, но пока мне не удалось съездить и посмотреть. Хотя хотелось бы в портфолио добавить этот интересный проект.


Объект культурного наследия "Казачье училище" в станице Ярославская в Мостовском районе

- Что самое сложное в реконструкции кладбищ и в целом в профессии архитектора?

- Сложностей хватает. Но самое сложное – не поступаться своими принципами реставратора или архитектора зазря. Быть гибким в общении с заказчиками, потому что чаще всего мы работаем с гособъектами. Это бюджетное финансирование. И мы можем предложить самые смелые идеи, самые крутые материалы, но всё равно это всё завязано на бюджете. Будет выбираться что-то подороже или что-то, соответствующее облику города. Та же плитка напольная. Поэтому бывает непросто найти вот этот компромисс и где-то убедить заказчика, что твоя идея имеет место быть, она лучше того, что он хочет сам, потому что у него может просто не быть опыта насмотренности. Это тяжело, но всё решаемо.

- По каким причинам можете отказать заказчику либо отказаться от проекта?

- Либо из-за недостаточного финансирования, либо, если заказчик приходит строго с каким-то своим видением, которое идёт вразрез с основными реставрационными принципами. Или если заказчик хочет выполнить какие-то работы на объекте, которые будут нарушать закон. Либо просит откорректировать что-то, нарушающее закон. Только в таких случаях, думаю.


На Всесвятском кладбище реконструируют 30 надгробий

- Как чувствуете себя во время работ на кладбище? Бывает жутко?

- На самом деле, мне жутко не бывает. Такое у меня отношение к кладбищам. Я там отдыхаю. Там тихо, нет людей, птицы поют. Даже на Всесвятском кладбище, как по мне, атмосфера не пугающая. Мёртвых нет смысла бояться. Я не очень верю в мистику, но допускаю, что может быть что-то, чего мы не знаем. Но самые страшные люди – живые. Много фриков встречается. Пока мы проводили исследования по территории кладбища, находили в зарослях прямо маленький палаточный городок. Там стояла палатка, плёнкой была накрыта ещё могила, там сделан какой-то домик. Страшно, что за люди могут там жить. И если вдруг встретишь такого, никто тебе не поможет.

Чего-то мистического не наблюдала, но мы находили на кладбище следы разных обрядов: петуха с отрубленной головой на могиле, топор, воткнутый в землю, заговорённые мешочки с солью, бутылки с алкоголем и еду. Как мне объясняли, такие «дары» оставляют на откуп мертвецам, когда проводят какие-то обряды. В общем, вот такого добра там полно.


Во время работ на кладбище находили откуп мертвецам

- Какие ещё опасности могут подстерегать на кладбище кроме сомнительных личностей?

- Кладбище в достаточно запущенном состоянии. Очень много разрушенных надгробий советского периода, которые делали из железобетона, армированной сетки. Они разрушаются, сетка оголяется. Есть риск споткнуться и просто на что-то напороться. То же самое с оградами. Какие-то фрагменты отсутствуют. Это покорёженное железо, которое торчит из земли. А ещё там есть клещи. Поэтому надо быть внимательным.

- По ночам приходилось работать?

- Прямо ночью нет, а вот по вечерам были выходы на авторский надзор, когда стройка шла в часовнях. Она может идти круглосуточно, чтобы успевать. Поэтому приходилось в темноте ходить. Но страшно не было.


Всесвятское кладбище Краснодара

- На каком сейчас этапе находится реконструкция Всесвятского кладбища?

- Сейчас где-то середина пути. Проект выполнен, сдан заказчику. И сейчас частями идёт благоустройство территории. Весной завершились работы по реконструкции военно-братского захоронения со стороны улицы Аэродромной, где у нас скульптура солдата с обелиском. И также завершены работы в офицерском секторе. Это часть кладбища, которая находится за Вечным огнем со стороны Северной. Проведена ещё реконструкция двух часовен, работы закончились в середине июля. Дальше фрагментами будут проводиться остальные работы. Целиком 24 гектара одним контрактом закрыть очень сложно, потому что нормально так денег придётся вложить. У нас предусмотрено полностью мощение плиткой, потом все пешеходные дорожки внутри кварталов также будут облицованы плиткой. Сейчас там просто грунтовые дорожки. Ну и комплексная реставрация 30 надгробий тоже ожидается.


На Всесвятском предусмотрено полностью мощение плиткой

- В нашей прошлой беседе о Всесвятке упоминалась такая проблема: есть много надгробий заброшенных, где нельзя найти родственников усопших. С ними что-то будут делать или просто оставят, как они есть?

- С ними, скорее всего, будут проводить работы уже вне рамок реставрации, хозспособом, то есть какие-то небольшие ремонтные работы. Часть надгробий, которая не относится к предмету охраны, будут подлежать замене. Мы разрабатывали в нашем проекте ряд надгробий относительно конфессий разных, как типовые могилы, которые под замену разрушенным пойдут.

- Давайте переключимся на ваше хобби. Я знаю о вашей любви к горам. Как давно ходите в походы?

- С момента переезда в Краснодар. Я попала в среду походников, для меня открыли этот удивительный мир. Мне и раньше хотелось этим заниматься, но не было опыта, людей в окружении, кто бы подсказал с чего начать, какое оборудование закупить, как подобрать рюкзак, как организовать выходы. И я долго об этом мечтала, а в Краснодаре наконец-то реализовала. Тут и край, богатый на горы и природу, есть куда сходить. По Кавказскому заповеднику уже несколько маршрутов прошла. На Большом Тхаче была прошлой осенью. Но оказалась совсем неподготовленной. Была где-то середина октября, у меня был опыт походов осенью, я знала, что вроде бы ещё не очень холодно, но тут нас застал снег. Это были два дня выживания, но эмоции остались, конечно, волшебные.

Перезагрузка в горах

- Какой маршрут оказался самым тяжёлым?

- Тот, который был недавно, в августе 2025 года. Мы ходили по 13-му маршруту на Красной Поляне к горе Ачишхо. Мы поднимались в гору «в лоб» порядка 1,1 км, а всего расстояние 6 км, немного, но подъём был очень тяжёлым. Особенно с учётом рюкзака весом 20 кг, пришлось попотеть. В итоге на гору мы так и не поднялись, вершину не взяли, потому что уже не было сил. Было бы ошибкой превозмогать себя и идти куда-то наверх, потому что потом ещё предстояло возвращаться назад.


Снег застал в походе на Большой Тхач

- Что вам даёт такой вид отдыха?

- Я полностью перезагружаюсь. Сложно объяснить, но ты как будто возвращаешься к своему первобытному началу. Ты полностью отключён от цивилизации, у тебя не ловит сеть, ты спишь в палатке на земле, готовишь на горелке. Кстати, еда там в разы вкуснее, даже самая обычная гречка с тушёнкой – это просто пища богов. Полностью перезагружаешь мозг. Когда оказываешься в пространстве среди гор с огромной плоскостью неба, которую в городе не всегда увидишь из-за зданий, понимаешь, что все твои проблемы ничтожны, все твои задачи на работе, какие-то сложности с объектами, их нет, они остались где-то в городе. Есть только ты и пространство, планеты, земля, и ты начинаешь философствовать. А ночью, когда видишь звезды, вообще как будто улетаешь куда-то в космос. Это мега-перезагрузка для мозга.


Фотография - одно из увлечений Юлии

- Чем ещё увлекаетесь?

- Раньше было много разных увлечений: рисование, йога, спорт. Но чем больше погружаюсь в работу и начинаю расти в карьере, тем больше это отходит на второй план, потому что не хватает времени. Устаёшь от загрузки в течение дня, приходишь домой и хочешь просто отдохнуть. Но у меня есть собаки, с ними взаимодействую. А ещё осталось хобби – плёночная фотография. Но в последние годы это прям дорогое удовольствие, какой-то роскошный максимум. Цены сильно взлетели и на пленку, и на проявку.

- Расскажите о своих питомцах. Почему у вас именно собаки?

- Я люблю всех животных, но, когда жила с родителями, у нас были преимущественно коты. По окончанию магистратуры мне подарили щенка чихуахуа. А спустя полгода у меня появилась вторая собака породы йоркширский терьер. Мы, можно сказать, спасли её. Я не планировала второго питомца заводить, но узнала через десятые руки, что у каких-то заводчиков родился недоношенный щенок, слишком маленький и его хотят усыпить. Мы с мамой забрали эту собачку бесплатно к себе, решили, что если она и погибнет из-за своего состояния, то это случится в любящей семье. Однако это оказалась здоровая собака, да, она меньше своих собратьев, весит 1,2 кг и одна нога у неё короче остальных, но в плане здоровья всё прекрасно. Ей уже 9 лет. Собаки переезжали со мной из Ростова в Петербург, потом оттуда в Краснодар, ходили со мной в походы, где можно было с животными. В общем живут свою лучшую жизнь.


Питомцы переезжали с Юлией из города в город

- А в каких местах в Краснодаре вы любите бывать?

- Очень люблю центр города, но не вот этот расхожий, Красная улица там, а уходить на маленькие улочки в стороны. Мне очень нравится этот вайб частного сектора в центре, заборчики старые, советские почтовые ящики, пройтись здесь обожаю. В плане каких-то локаций, сейчас новое пространство открылось в здании лютеранской кирхи на Октябрьской. Там очень миленькое заведение при входе, со стороны двора периодически проводят лекции, немножко такой питерской атмосферы в городе добавилось.

- Как бы вы описали ваш идеальный день?

- Без стрессов. Прежде всего, я бы, наверное, хорошо выспалась, приготовила классный завтрак, это мой любимый приём пищи за весь день, и придавалась бы весь день полному гедонизму. Вот это Dolce far niente (прим. ред. переводится с итальянского как сладкое ничегонеделанье), это про меня, потому что, когда ты много работаешь, ты действительно устаёшь, и где-то раз в две недели у меня получается устраивать себе такой выходной, когда ноль задач, ноль бытовых вопросов, просто полностью посвящён сам себе и своим интересам. Почитать, полежать, собачками позаниматься.



- И завершая нашу беседу, что бы вы хотели пожелать тем, кто мечтает стать архитектором?

- Придерживаться своих принципов, оставаться гибким в общении, не изменять себе и профессии, не унижать своих коллег по цеху, высказываться максимально культурно и никогда никого «не гасить», потому что этика в профессии архитектора тоже очень важна.

Кристина Кузнецова

Фото: личный архив Юлии Калининой, Станислав Шапошников

Видео: Сергей Трубин

Подписывайтесь на нас в Телеграм.

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Изнанка профессий  Лица города Краснодара  
новости краснодараархитекторреставраторреставрация в краснодаревсесвятское кладбищереконструкция кладбищлица краснодара
0
0