Ненадлежащее исполнение заявки на ограничение подачи электроэнергии влечет ответственность сетевой организации
В зависимости от условий договора, заключенного между контрагентами определяются степень ответственности каждой стороны за ненадлежащее исполнение возложенных, этим договором, обязательств.
Тем не менее нести оговоренную ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора зачастую виновная сторона добровольно не хочет, а тем более, в объеме, установленном соглашением сторон.
В этом случае добросовестной стороне ничего не остается как обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд. При этом анализ сложившейся судебной практики показывает низкий процент положительных решений по данной категории дел с привлечением недобросовестного контрагента к той мере ответственности, которая была оговорена договором. Отправители правосудия, разрешая спор о привлечении к договорной ответственности или ответственности предписанной законом, вправе снизить ее, как по своему усмотрению, так и по заявлению ответчика. При этом вопрос применения отдельных положений закона о снижении меры ответственности недобросовестного контрагента напрямую зависит от доказанности его вины и установленной степени его виновности в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него, как участника правоотношений, обязанностей.
Особой спецификой правоотношений отличается рынок электроэнергетики. Взаимоотношение сторон, как на оптовом рынке электроэнергетики, так и на розничном осложняются невозможностью складирования электроэнергии и самовольному ограничению ее поставки даже в случае злостного не исполнения контрагентом условий договора.
Так законодатель предусмотрел сложный и емкий порядок ограничения подачи электроэнергии. В связи с чем, для ограничения на розничном рынке электроэнергии поставки ресурсоснабжающей организации требуется не только соблюдение определенных требований по отношению к абоненту (недобросовестному контрагенту) прежде чем отключить его, но и установленного порядка уведомления сетевой компании, по сетям которой поставляется электроэнергия непосредственно до недобросовестного потребителя (абонента).
Но что делать, если и сетевая компания, которая оказывает услуги по поставке электроэнергии непосредственного абонентам, оказывается недобросовестным контрагентом и не исполняет возложенные на нее обязанности по ограничению подачи электроэнергии?
С таким вопросом и необходимостью разрешению его, столкнулась компания участник розничного рынка электроэнергии ООО «Каспэнергосбыт», являющееся клиентом Юридического агентства «СРВ».
К моменту обращения к специалистам Юридического агентства «СРВ» общество уже прошло две инстанции спора в судебной системе арбитражных судов и не смогло привлечь недобросовестного участника розничного рынка электроэнергетики МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» к ответственности за нарушение своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) в полном объеме.
Так для положительного разрешения спора по делу № А153818/2014 и удовлетворению встречного иска ООО «Каспэнергосбыт» клиента ООО «Юридическое агентство «СРВ», требовалось существенное дополнение уже поданной кассационной жалобы с новой правовой позицией с приложением новых письменных доказательств, не фигурирующих ранее в материалах дела. Однако на стадии рассмотрения кассационной жалобы приобщение новых доказательств затруднительно и было бы процессуально недопустимо.
Между тем, при условии возвращения дела на новое рассмотрение, предоставление новой правовой позиции и письменных доказательств арбитражное процессуальное законодательство допускало.
С этой целью специалистами Юридического агентства «СРВ» была выбрана правовая позиция способствующая направлению спора на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Данную правовую позицию СевероКавказский арбитражный суд разделил и направил дело № А153818/2014 на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении данного дела, была выбрана правильная правовая позиция в защиту интересов клиента Юридического агентства «СРВ», позволившая удовлетворить встречный иск ООО «Каспэнергосбыт» о взыскании задолженности в размере 76 344 313,26 рублей в полном объеме и уменьшению суммы подлежащей взысканию с ООО «Каспэнергосбыт» в пользу МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» на сумму 50 331 166,59 рублей.
Так, суд апелляционной инстанции разделил правовую позицию юристов ООО Юридического агентства «СРВ» по толкованию норм права и необходимости применению закона подлежащего применению при разрешении данного спора.
Согласно материалам дела МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ООО «Каспэнергосбыт» о взыскании 125 142 135,5 рублей задолженности за период с 01.01.2013 г. по 30.09.2014 г. по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
ООО «Каспэнергосбыт» обратилось со встречным иском к МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» о взыскании 76 344 313,26 рублей задолженности за период с 01.04.2013 г. по 30.09.2014 г. по договору куплипродажи потерь электроэнергии от 01.01.2010 г. № 1Э(кп), по условиям которого общество принимает на себя обязанности продавать, а предприятие принимать и оплачивать электрическую энергию с целью компенсации потерь в электрических сетях последнего, возникающих в связи с заключением и исполнением покупателем договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь установлен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее Правила № 861) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, 7 утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее Основные положения), подлежащими применению к спорным правоотношениям в части прав и обязанностей, которые возникли после вступления их в силу. В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил № 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке. Вместе с тем, в соответствии с абзацем 5 пункта 4 Основных положений, владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Согласно пункту 189 Основных положений обязанностью сетевой организации является передача до 10го числа месяца, следующего за расчетным периодом, соответствующему гарантирующему поставщику способом, позволяющим подтвердить факт получения, информации об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке сетевой организацией в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период. В случае, если сетевая организация, приобретающая электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь у гарантирующего поставщика, не предоставила указанную информацию, то такой гарантирующий поставщик определяет фактические потери в объектах электросетевого хозяйства такой сетевой организации в соответствии с пунктом 190 Основных положений.
Таким образом, обязанность сетевой организации по компенсации фактических потерь электроэнергии в принадлежащих ей сетях, возникающих при оказании услуг по передаче электрической энергии, прямо предусмотрена названными нормами.
Кроме того 12.06.2012 г. вступили в силу Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее Правила № 442).
В силу подпункта «г» пункта 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Ограничение режима потребления электроэнергии в соответствии с пунктом 29 Правил № 442 вводится в порядке и сроки, установленные в договоре, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств такого потребителя. Согласно пункту 5 Правил № 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике».
В соответствии с пунктом 26 Правил № 442 исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении. Объем отпущенной потребителю электрической энергии после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления определяется исходя из показаний приборов учета на такую дату.
Если исполнитель (субисполнитель) не снял и (или) не предоставил указанные показания приборов учета, то объем электрической энергии, отпущенной потребителю до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, определяется расчетным путем с использованием среднесуточного объема потребления данного потребителя за 3 предшествующих расчетных периода.
В силу пункта 27 Правил № 442 исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие одного из следующих обстоятельств: отказ потребителя в доступе к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничения), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, и отсутствие технической возможности введения ограничения с центров питания исполнителя (субисполнителя); невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления в соответствии с уведомлением инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления вследствие получения от субъекта оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки (если такое согласование требуется согласно пункту 21 настоящих Правил) или невозможность выполнения по независящим от исполнителя (субисполнителя) обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; несоответствие уведомления инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления или о возобновлении подачи электрической энергии требованиям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7, подпунктом «а» пункта 15, пунктом 16, подпунктами «а», «б» и «в» пункта 17, подпунктами «а» и «б» пункта 19, пунктами 21, 22 и 24 настоящих Правил; невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационнотехнических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 настоящих Правил случаях; действие обстоятельств непреодолимой силы.
Из пункта 7 Правил № 442 следует, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; основания введения ограничения режима потребления; вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю); сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления также уровень ограничения); сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Таким образом, в Правилах ограничения № 442 предусмотрено то, что сетевая организация не несет ответственности перед гарантирующим поставщиком за неисполнение заявки, если она (заявка) не соответствует названным требованиям.
По смыслу пункта 16 Правил ограничения № 442 полное ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах четвертом и пятом подпункта «б», подпункта «е», «ж» и «к» пункта 2.
В силу пункта 15 Правил ограничения № 442 наступление обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 названных Правил, введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке:
- обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
- в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 данных Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе. Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
- соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
ООО «Каспэнергосбыт» в лице специалистов ООО «Юридическое агентство «СРВ» при повторном рассмотрении представило дополнительные доказательства надлежащего письменного уведомления потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии, а также надлежащего уведомления сетевой компании МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» о необходимости введения ограничения поставки электроэнергии ряду абонентов ООО «Каспэнергосбыт».
Кроме того, пунктом 6.1 договора № 1Э(т) от 10.01.2013 г. предусмотрено, что стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 6.2 договора № 1Э(т) от 10.01.2013 г., если исполнитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил заявку заказчика на введение ограничения режима потребления (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 27 Правил № 442) исполнитель несет ответственность перед заказчиком в размере стоимости электроэнергии, переданной потребителю сверх объема (срока), указанного в заявке на введение заявленного ограничения режима потребления.
Таким образом, ООО «Каспэнергосбыт» надлежащим образом исполнило обязательства по направлению в адрес МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» заявки, в которой общество просило предприятие прекратить подачу электрической энергии абонентам, имеющим задолженность за потребленную электроэнергию и которые уведомлены извещениями о предстоящем прекращении подачи им электрической энергии.
С учетом изложенного, поскольку МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго», как сетевая организации, не выполнило требования о введении режима ограничения потребления электрической энергии, что повлекло необоснованную передачу электроэнергии недобросовестным 15 абонентам, то данный объем не может быть включен в объем услуг по передаче электрической энергии. Таким образом, сумма удовлетворенных судом первой инстанции исковых требований предприятия в размере 104 617 843,56 рублей подлежит уменьшению на 50 331 166,59 рублей.
Данная правовая позиция специалистов ООО «Юридическое агентство «СРВ» легла в основу постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А153818/2014 от 16.06.2016 г.
Новости на Блoкнoт-Краснодар