Краснодар Воскресенье, 28 апреля
Общество, 07.12.2023 19:26

Жители Краснодарского края выступили против строительства аммиачного комплекса в Тамани

В Краснодарском крае к 7 декабря опубликовали итоги публичных слушаний по строительству перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений в Тамани. Местные жители утверждают, что на сегодняшний день уровень загрязнения уже превышен в несколько раз. Строительство объекта, по их мнению, грозит массовой гибелью рыбы, смертельным уровнем подводного шума и резким увеличением количества мусора. Ответы экспертов на заданные напрямую вопросы активистов совершенно не устроили.

 

На сайте администрации Темрюкского района появились официальные документы о результатах публичных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня «Акватория перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн в год в морском порту Тамань», включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду».

 




Строительством занимается Публичное Акционерное общество «Тольяттиазот» (ПАО «ТОАЗ»), которое также является заказчиком и исполнителем проектной документации. Оценку воздействия аммиачного комплекса на окружающую среду взялся исполнить Международный экологический фонд «Чистые моря».

Слушания проходили ещё 13 октября в формате видеоконференции, но итоговые материалы по ним появились в открытом доступе совсем недавно. 

Как и ранее, строительство перевалочного комплекса вызвало большое возмущение общественности. Люди обеспокоены вопросами экологической безопасности, негативного воздействия на окружающую среду, а также проблемой напряженной политической обстановки - проведением СВО и возможными атаками на объект, работающий с опасным химическим веществом, со стороны Украины. Усилила опасения жителей и ситуация после "шторма века", когда после аварийного отключения электричества специалисты сутки не могли восстановить его из-за состояния дорог.


Вопросов было немало...

«Блокнот Краснодара» приводит лишь некоторые озвученные на слушаниях вопросы общественности и ответы экспертов.

Председатель ТРЭОО «Экобаланс» Владимир Фефелов, среди всего прочего, отметил, что в ходе подготовки к слушаниям было направлено обращение в адрес заказчика и исполнителя материалов с просьбой дистанционного доступа для их комплексного изучения, но в этом было отказано, что не способствовало объективно оценить все риски. 

- Большинство вводных данных взяты как среднее за некоторый период наблюдений: погодные условия (ветер, температура, влажность, и т.д.), течения, расход топлива, норматив производительности работ, расчетное количество грунта. Зачастую даже данные лабораторных исследовании имеют некоторый диапазон результатов. Существует безусловный элемент неопределённости — человеческий фактор. Согласно содержащейся в Материалах информации, не определен окончательный срок строительства, расчётный — 8,6 месяцев, окончательный при подписании договора. Всё это — неопределённости, которые требуют учёта, - считает Владимир Фефелов.

- Оценка воздействия на животный мир, именно на водные биологические ресурсы, на морских млекопитающих и морских птиц была проведена и представлена в томе ОВОС (оценка влияния на окружающую среду), а вот на сухопутную растительность, почвы, оценка не проводилась, поскольку работы, планируемые в рамках проектных решений не затрагивают данные компоненты природной среды, - заявила Ольга Харькова – заместитель гендиректора Международного экологического фонда «Чистые моря».


Другой местный житель, принимавший участие в слушаниях, отметил, что уже на сегодняшний день якобы наблюдается превышение уровней загрязнения в 5 раз.

- Концентрация по диоксиду азота составит 0,101 при норме 0. Показатель по диоксиду азота во всех трёх населённых пунктах, где ведётся мониторинг воздуха (Волна, Таманский, Тамань) находится на верхней границе. Если у нас уже превышает периодически ПДК, чем мы будем дышать?

- Выполненные расчеты показали, что в период проведения работ источники загрязнения атмосферы носят временный характер и, при соблюдении природоохранных мероприятий, выбросы не повлекут за собой значимого ухудшения качества атмосферного воздуха. Нормативы качества атмосферного воздуха по всем загрязняющим веществам не будут превышать 1 ПДК на границе жилой зоны, расчеты будут перепроверены, корректировки будут внесены, - ответила на это Ольга Харькова.

- У нас по диоксиду азота согласно мониторингу и так показатели находятся на верхней границе ПДК. А вы еще добавите, получается, как же тогда «незначительно» повысится нагрузка? Будет больше ПДК явно, вы откуда брали исходные данные по качеству воздуха? – заявила представитель ООО «Чистая Тамань» Алена Нестеренко.

- Да, вы правы близкие к ПДК, но не превышающие, а дальше мы взяли данные постов, это объективные данные которые у вас присутствуют и основные результаты показывают, что уровни близкие к ПДК, но не превышают. Таким образом результаты моделирования и результаты мониторинга на ваших постах совпадают. Не превышение ПДК подтверждено комплексной оценкой, утверждением выбросов отдельных предприятий, данными Ростидромета и данными постов которые у вас регулярно публикуются, - ответил директоро НИИ "Экотоксикологии" УГЛТУ Михаил Винокуров.


- Дноуглубление достаточно шумное мероприятие. Делались ли расчеты того, насколько затронет шумовое загрязнение жителей поселка Волна?

- Ввиду удаленности селитебных территорий (3,2 км), воздействие воздушного шума на окружающую среду оценивается, как кратковременное, точечное, незначительное, и в целом, как несущественное, - ответила представитель фонда.

- Куда будете складировать грунт?

- Складирование грунта предусматривается на подводном отвале расположенном в 19 километрах в акватории Черного моря 19 километров от берега, по пути следования шаланд. Там согласован район, который и ранее использовался для сброса, это глубокий район, отвечающий всем необходимым требованиям отвала, - пояснил Анатолий Куклин – директор по управлению проектами «Морстройтехнология».

- Как в будущем место дноуглубления будет заноситься грунтом? Когда понадобятся новые дноуглубительные работы? – поинтересовался представитель Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк.

- При дноуглублении появится заносимость примерно 40 сантиметров. Далее при эксплуатации уже порт осуществляет контроль, за тем, чтобы заносимость не превысила это значение. Если она достигает подхода к такому значению, то для обеспечения сохранения рабочей отметки осуществляется ремонтное черпание. Стоит отметить, что по требованию нормативов, осуществляется также и контрольные промеры, которые дают реальную картину заносимости, - ответила Ольга Харькова.






Переводимые под строительство комплекса участки


Представитель Фонда защиты китов Владимир Латка поинтересовался, предусмотрены ли достаточно продолжительные «окна тишины» в период производства дноуглубительных работ для прохода рыб и морских млекопитающих в Керченский пролив и обратно?

- На период нереста будут определяться сроки нереста, чтобы рыба могла спокойно отнереститься. Согласно разрешения ФАР, у нас запрет на производство работ в акватории с 1 мая по 30 июня, как раз весенне-летний период для нерестящихся видов рыб, также в эти сроки морские млекопитающие могут совершать свои передвижения, - ответила Ольга Харькова.

- Вы озвучили 130 ДБ подводного шума. Это смертельно опасный уровень. Как рассчитывалась дальность распространения подводного звука? – спросил Владимир Латка.

- Были проведены предварительные эмпирические расчеты. В целом: воздействие физических факторов ожидается допустимым и соответствует требованиям российских нормативов, - дала ожидаемый ответ Ольга Харькова.

- Предусмотрены компенсационные мероприятия и в каком объёме? – поинтересовался житель Темрюкского района.

- Компенсационные мероприятия Росрыболовством назначаются по территориальному принципу в соответствующих по рыбохозяйственным бассейнам. У нас Азово-Черноморский рыбохозяйственный бассейн, естественно мы не будем выпускать при гибели морских гидробионтов, пресноводных видов рыб. Поэтому в качестве компенсационные мероприятий предложены лососёвые и осетровые виды рыб, это самые дорогостоящие виды водных биологических ресурсов, как у нас гласит методика если нет возможности выпуска тех видов рыб, которым причиняется вред, возможно осуществление компенсационных мероприятий по другим видам. При согласовании в заключении Росрыболовства на первом месте всегда стоит самый дорогостоящий вид воднобиологических ресурсов, в данном случае это черноморский лосось, - заявил Игорь Цыбульский – представитель Азово-Черноморского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО АзНИИРХ).



Людей волнует возможная опасность окружающей среде, вызванная строительством и работой аммиачного комплекса


В отчете экспертов было заявлено, что ущерб биоресурсам в ходе строительных работ составит 7 000 килограмм.

- Район производства работ перегораживает миграционные пути десятков видов рыб. Шумовое и мутьевое воздействие могут привести к отказу от миграции части популяций. Поднимаемыми грунтами будут перекрыты не менее 20 квадратных километров. Несколько лет углублённые и перекрытые донные ландшафты будут иметь низкую продуктивность. Так что эта оценка абсолютно абсурдна. В зависимости от сезона производства работ ущерб составит минимум от 70 тонн до 7 000 тонн. Это на вскидку, самый минимум, - заявил Владимир Латка.

- В принципе дноуглубительные работы это не экзотика, они проходят в акватории портов и терминалов постоянно, рядом с вашим портом и объектов находятся Таманьнефтегаз, на этом объекте лично проводил исследования, как руководитель лаборатории АзНИИРХа. Так вот в этом исследовании проводили не одно десятилетие. Для оценки воздействия мы использовали многолетний массив информации, средние показатели по акваториям, которые были не задействованные ранее дноуглубительными работами, - ответил Игорь Цыбульский.

Он также акцентировал внимание, что в рассматриваемом проекте по созданию акватории порта используется штанговый одночерпаковый земснаряд с довольно ограниченным объемом ковша, который по своему воздействию якобы является самым щадящим, и мутность будто бы возникает только на этапе отрыва и захвате грунта.

- Все это было учтено при проведении математического моделирования, мы ничего не изобретали и не можем ничего подогнать, какие-то там хотелки или желания. Если 7 тонн мы получили, то мы эти цифры получили на основании утвержденной методики, с использованием сертифицированной модели, причем эта модель сертифицирована в трехмерном пространстве по разносу зон распространения взвеси. Но это общий принцип оценки воздействия на водные биологические ресурсы. Я надеюсь, своим выступление дал обоснование почему именно 7 тонн, а не 700, - добавил представитель института.



Протокол общественных слушаний


Волновал местных жителей и вопрос отходов с судов, осуществляющих строительные работы. В частности, о пластиковой упаковке.

- Про эти виды отходов, образующихся на судах, ничего не указывалось в выступлении представителя Фонда «Чистые моря» Ольгой Харьковой. Примерами загрязнений береговой линии корабельным мусором является береговая линия от косы Тузла в сторону порта Тамань, можно визуально наблюдать в любое время года, ежедневно. Будет ли проводиться оценка воздействия загрязнения акватории порта (водной поверхности) и прилегающей береговой линии корабельным мусором в результате проводимых работ по расширению портовых мощностей акватории порта Тамани, что приведет к увеличению количества корабельного мусора к прилегающей береговой линии акватории, - также был озвучен вопрос на слушаниях.

Ольга Харькова дала довольно расширенный ответ, больше похожий на отчет чиновников в официальных письмах. Она отметила, что основным источником отходов действительно будут являться суда, но здесь речь идет про машинные и румпельные отделения, а также хозяйственные помещения и места проживания персонала. Она заверила, что все виды отходов - обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами, остатки дизельного топлива, отходы от синтетических моторных масел, система очистки нефтесодержащих сточных вод, различные виды ламп, пищевые отходы кухонь и прочее будут собираться отдельно, а затем передаваться в специализированную организацию, у которой есть сертификат для транспортировки грузов. Дальше это передается в порт, откуда уже весь накопленный объем мусора передает на переработку и утилизацию.

Однако, местную жительницу Елену Горину такой ответ не устроил.

- Отходы не собираются по факту. Покажите, где их собрали и кому их передали в объеме.

- На судах обычно установлены контейнеры для сбора различных видов мусора, это проверяется все дополнительно службой капитана борта, того, где судна физически находятся и которые приходят дополнительно. Опять же, все это относится к тому или иному виду отходов и утилизируется через специализированные предприятия, - ответил эксперт Олег Шабанов.

- Общий объем всего этого составляет 4 тонны на период, там будут и пластиковые тары, там будут и канаты, и все это сдается в специализированные организации для дальнейшей его транспортировки и для обезвреживания, - добавила Ольга Харькова.

- Непонятно, почему собранные отходы с кораблей мы и я лично собираю тоннами на берегу. Значит, нет контроля за сбором. Кто контролирует несанкционированный сброс? Получается, на бумаге контроль налажен. По факту, загрязнение масштабное и всеобъемлющее, - продолжила Елена.

- Я вам гарантирую что система менеджмента качества, которое реализовано в компании «ТОАЗ» не позволит никаким образом разместить эти отходы, кроме как по схеме, которой Ольга предложила. Мы за себя отвечаем, мы запроектировали в соответствии с нормативами, потом мы пройдем государственную экологическую и главное экспертизу, которая подтвердит правильность вот этих решений, - ответил Михаил Винокуров.



Опасное производство в непростых политических условиях вызывает серьезное волнение у людей


Большое опасение у местных жителей вызвал также вопрос, связанный со строительством такого опасного перевалочного пункта аммиака во время проведения СВО и многочисленных атак со стороны Украины на важные объекты инфраструктуры.

Эксперты пояснили, что в 2023 году был дообследован район, в котором предполагаются дноуглубительные работы. И было получено заключение от начальника штаба черноморского флота, который также подразумевает, что район обследован и минной опасности здесь якобы нет.

Но людей такой ответ не устроил. Они опасаются, что с территории Украины теоретически сюда могут доплыть. Ведь подобные случаи фиксировались, например, у берегов Турции. Да и постоянное уничтожение ПВО украинских ракет над Азовским морем вызывает у многих тревогу.   

- Насколько, я знаю, был организован мониторинг на период, когда произошло минирование прибрежных украинских территорий, был осуществлен мониторинг всеми службами и хозяйствующими субъектами порта Тамань, на предмет возможного заплытия в акваторию мин, ничего дополнительно обнаружено не было. Учитывая, что преобладающее черноморское течение против часовой стрелки, те мины, которые теоретически могли бы приплыть от Одессы, они должны были пройти вдоль берегов Румынии и Болгарии, Турции, Грузии и России, вокруг всего Черного моря. Насколько у меня есть информация, дальше Босфора эти мины не доходили, их находили и уничтожали. Напрямую из Одессы они сюда просто из-за существующей гидрологии не могли приплыть, это крайне маловероятно, - ответил Олег Шабанов.

Но местных жителей такой ответ совершенно не удовлетворил.

- Наши противники не дремлют, и они используют более изощренные, более искусные методы, чтобы повредить портовые структуры в порту Тамань. Я хотела бы на них услышать ответ за нашу безопасность на гарантию того, что работы с взрывоопасными и ядовитыми веществами не будут проводиться, пока не закончится СВО. Как вообще будет гарантированная безопасность этих работ, если сейчас мы находимся в точке раздора, - сказала местная жительница.

- Как сказал руководитель наш в своем первом выступлении, основное количество аммиака производится на «Тольяттиазот». Аммиакопровода в Одессе больше нет (Прим.ред.: украинские диверсанты взорвали аммиакопровод Тольятти — Одесса в Харьковской области летом 2023 года), Российская Федерация и ее промышленность не может функционировать без такого вещества как аммиак. Мы не можем поставить экономику России в зависимость от зарубежа и особенно от недружественных стран. Поэтому наша задача создать максимально безопасный объект и задача вооруженных сил защитить этот объект и нужным для промышленности продукт от посягательств, и это задача, стоящая перед Россией, будет выполнена в полном объеме. Однако ваши опасения мы отразим и доведем до лиц, принимающих решения, - ответил Михаил Винокуров.

Но присутствовавшие на слушаниях местные жители остались при своем мнении. Они уверены, что достичь безопасности аммиачного терминала в условиях боевых действий якобы нельзя.

- «Тольяттиазот» прекратил поставку аммиака по проводу «Тольятти – Одесса» и уклонился от ответа на вопрос о инцидентах с аммиаком в Одесском припортовом заводе, - заявили люди на слушаниях. - Что касается крайней необходимости аммиака российской экономике… терминал аммиака в порту Тамань никакого отношения не имеет. Российская экономика аммиаком обеспечена полностью.



Люди опасаются появления большого количества мусора с кораблей


Сославшись на слова директора департамента химической промышленности, местные жители отметили, что по сути аммиак - это продукт первичной обработки газа, фактически это немного модифицированное сырье и экспорт аммиака, для которого нужен терминал в порту Тамань, это разновидность вывоза сырья.

- Когда здесь ОТЭКО хотел построить завод метанола аммиака карбамида, ему предложили сделать продукцию, которая в тысячу раз дороже аммиака и остро необходима российской промышленности, но они не захотели. То же самое, похоже, делает «Тольяттиазот», не хочет делать то, что необходимо промышленности, а продолжают выпускать то, что выпускал завод Тольятти в советское время, - заявили местные жители. - Мы возражаем против этого проекта.

- Мы напишем и доведем в протоколе ваши опасения, но остановить развитие промышленности и импортозамещения нельзя в Российской Федерации. Мы должны быть патриотами своей Родины и выполнять для этого все необходимые и зависящие от нас действия, - заявил Михаил Винокуров.

Волновали людей и множество других вопросов. Например, вероятность негативного воздействия на береговую зону и ее укрепление, воздействие на птиц и прочие. Но, какого бы аспекта ни касались на слушаниях, ответы были практически идентичны. То строительные работы не затрагивают ту или иную территорию, а, значит, якобы никак на нее не влияют, то негативное воздействие является краткосрочным и якобы в пределах допустимых норм.



Фото: "Блокнот Краснодара"


Какие строительные работы будут проводиться

Строительство аммиачного комплекса предполагается в несколько этапов:

- 1 этап: завершение строительства комплекса по перегрузке аммиака — 2 млн. тонн в год аммиака, строительство железнодорожной инфраструктуры комплекса по перегрузке аммиака, завершение строительства гидротехнических сооружения технологического комплекса по перегрузке аммиака, завершение строительства административных объектов для организации работы порта;

- 2 этап: расширение комплекса по перегрузке аммиака до 3,5 млн. тонн аммиака в год;

- 3 этап: строительство технологического комплекса по перегрузке карбамида - 1,5 млн тонн в год.

2 млн тонн - максимальный объем перевалки в год. С учетом ограничений по логистике номинальная мощность перевалки 1,5 тонн в год. При этом, в названии документа по результатам общественных слушаний речь идет о 5 млн тонн.

- ТОАЗ имел доступ к уникальному аммиакопроводу «Тольятти-Одесса» протяженностью более 2000 км. С целью обеспечения бесперебойности поставок химической продукции «Тольяттиазот» с 2003 года ведет строительство важнейшего объекта — терминала по перевалке аммиака в морском порту Тамань в Темрюкском районе (Краснодарский край), - говорится в документе.

Общественные слушания касались именно проведения дноуглубительных работ, которые, в свою очередь также подразделяются на 3 этапа:

- Дноуглубление акватории терминала и водных подходов комплекса аммиака. Причал №1.

- Дноуглубление акватории терминала и водных подходов комплекса аммиака. Причал №2

- Дноуглубление акватории терминала и водных подходов комплекса минеральных удобрений. Причал №3.

В своих выступлениях на общественных слушаниях представители предприятия не раз подчеркивали, что материалы оценки воздействия на окружающую среду разработаны в соответствии с требованиями Минприроды России. В документах приведены различные исследования по воздействию на окружающую среду, включая атмосферу и гидросферу. Отмечено, что выполнены сводные расчеты загрязнения атмосферы от производственных и транспортных источников, оценка риска здоровью населения связи с выбросами в атмосферу, исследование состояния воздуха по данным моделирования и наземного мониторинга, исследование фактора шума. Также якобы изучено воздействия на водные биологические ресурсы, выполнено математическое моделирование концентраций взвешенных веществ на акваторию в районе проведения работ, проведена комплексная оценка воздействия на водные биоресурсы.



Выдержка из протокола слушаний


Представитель фонда «Чистые моря» подробно рассказала о том, что планируется делать в ходе строительства. Это и вызвало многочисленные возмущения местных жителей и представителей различных организаций и фондов, которые, судя по всему, не поверили в красивую историю про безопасность аммиачного комплекса для людей и окружающей среды.

В частности, требуется строительство новых операционных акваторий для перевалочного комплекса путем дноуглубления. Это подразумевает разработку траншей и котлованов штанговым земснарядом, транспортировка грунта шаландами на подводный отвал. Разрабатываемый грунт будет отвозиться в район подводной свалки грунта, расположенный на расстоянии 19 километров от места производства работ, общая продолжительность которых рассчитана на 8,6 месяцев.


Воздействие на окружающую среду

Были названы и основные источники воздействия на окружающую среду. Здесь речь шла об образовании отходов на судах – в машинном и румпельном отделениях (обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, остатки дизтоплива, отходы синтетических и полусинтетических моторных масел моторных и др.); - в хозяйственных помещениях и местах проживания персонала (ртутные, ртутно-кварцевые и люминесцентные лампы, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, мусор от бытовых помещений судов).

- Воздействие отходов, образующихся при проведении работ на окружающую среду минимально, так как все виды отходов относятся к нелетучим, - отмечается в отчете.

Общий объём отходов, составит, по заключению экспертов, 28,748 тонн/период, из которых:

0,011 т — отходы 1 класса опасности; 21 ,675 т — отходы З класса опасности; 4,709 т — отходы 4 класса опасности и 2,353 т— отходы 5 класса. Из общего объёма отходов 24,039 т будут переданы для обезвреживания специализированным организациям и 4,709 т - на полигон ТКО.



Фото: "Блокнот Краснодара"


Опасность заключается и в воздействии на атмосферу, так как в воздух в ходе работ поступят ряд вредных веществ, основными из которых будут продукты сгорания топлива - оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, углеводороды и другие.

Но и тут у исполнителя все в порядке. Он ссылается на результаты расчетного моделирования и делает вывод, что в ходе дноуглубительных работ не будет оказано существенного влияния на атмосферный воздух в районе размещения судов.

Подводный шум, вибрация, электромагнитное излучение, световое воздействие в темное время суток, а также инфракрасное излучение в месте проведения работ также, по мнению эксперта, особого вреда окружающей среде, людям и животным не нанесут. Тут идут ссылки на новейшее сертифицированное оборудование, соблюдение нормативов СанПиНа. Да и вообще всё якобы будет находиться в допустимых пределах.

Что касается негативного воздействия на морских млекопитающих, главными из которых являются фактор беспокойства и акустическое воздействие, то, согласно отчету, это на них особенно не скажется, так как морские млекопитающие якобы редко появляются в портах и не заходят в операционные акватории причалов, пристаней и пирсов. Правда, признается потеря более 7000 кг водных биоресурсов, включая кормовую базу рыб (бентос), планктонных организмов и, возможно, уничтожение икры. Остальная рыба, включая молодняк, по мнению экспертов, просто покинет данную территорию.



Экологов волнует количество погибшей рыбы во время строительных работ


- Для сохранения водных биоресурсов был произведен расчет объема компенсаторных мероприятий (искусственное воспроизводство кеты и выпуск молоди кеты). В натуральном выражении он составит: 401 011 экз. черноморского лосося, - говорится в отчете.

Воздействия на окружающую среду, как указано в документах, будут носить преимущественно локальный характер, соответствовать установленным нормативам и не превышать предельно допустимые концентрации (сбросов и выбросов), а изменения экосистем в районе работ будут обратимыми и умеренными по масштабам.

- Предусмотренный комплекс природоохранных мероприятий является достаточным для минимизации воздействия на окружающую среду. В целом, проведение дноуглубительных работ не окажет существенного воздействия на окружающую среду. Реализация Проекта возможна с экологической точки зрения, - говорит в заключении эксперт.

    

Ранее «Блокнот Краснодара» неоднократно писал о строительстве этого перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений в порту Тамань и о том, почему власти Краснодарского края выступали против его возведения. Однако, судебные разбирательства завершились в пользу «Тольяттиазота», и начался перевод земель сельскохозяйственного назначения под возведение данного объекта.

Но никакие доводы не смогли убедить местных жителей и многих экологов в том, что такое строительство не нанесет вреда окружающей среде и здоровью людей.


Подписывайтесь на нас в Telegram



Елена Бутова


Новости на Блoкнoт-Краснодар
новости краснодартемрюкский районтаманьаммиачный комплексокружающая средастроительствосрокиобсужденияпубличныерискизагрязнение окружающей среды
2
3