Экономика,
12.02.2023 14:05
Власти выступали против: через Краснодарский край погонят ядовитый аммиак
![Власти выступали против: через Краснодарский край погонят ядовитый аммиак Власти выступали против: через Краснодарский край погонят ядовитый аммиак](http://s0.bloknot-krasnodar.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/4e7/41cnkaauu9r89kyiaa02jmeraye086vm/Tolyattiazot_kopleks_perevalochnyy_ammiak_taman_volna_krasnodar1.jpg)
Фотографии: toaz.ru
Читайте также:
- В Краснодаре возлагают цветы к мемориалу жертвам фашистского террора: смотрим онлайн (12.02.2023 10:00)
- Снятие иностранных вывесок, проблемы со сладостями и снегопад: недетские новости Краснодара за неделю (12.02.2023 08:37)
- «Его бизнес никто не отжимал бы»: «правая рука» Навального* обвинила Сергея Галицкого в трусости и преображении Краснодара (11.02.2023 14:21)
- «Мы чётко выполняем последнюю волю»: в ЧВК «Вагнер» рассказали о расширении кладбища бойцов в Краснодарском крае (10.02.2023 23:59)
- Ужин под звуки скрипки и любовь в брачном агентстве: как краснодарец удивил вторую половинку 14 февраля (11.02.2023 11:30)
Несколько дней назад на Кубани произошли очень серьезные подвижки в строительстве перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в морском порту Тамань. Рассказываем, что известно о проекте, который безуспешно лоббировали на протяжении многих лет.
В первую очередь, перевод сельскохозяйственных земель под строительство перевалочного комплекса аммиака в Темрюкском районе связан с кардинальным изменением, по сравнению с недавним временем, позиции по этому вопросу администрации Краснодарского края в лице губернатора Вениамина Кондратьева. Раньше он фактически препятствовал реализации данного проекта, теперь его мнение изменилось. «Блокнот Краснодара» попытался выяснить, почему так случилось.
Предыстория
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/0a3/relumctsv1u2iturnniplvj9qyaorhjp/Tolyattiazot_kopleks_perevalochnyy_ammiak_taman_volna_krasnodar4.jpg)
Вообще проект по строительству терминала по перевалке аммиака и карбамида на Тамани начал реализовываться с начала века. Занималась этим компания «Тольяттиазот» (ТоАЗ), которая позже перешла под контроль «Уралхима».
При этом сведения о компании были весьма противоречивыми. Некоторые СМИ заявляли о том, «Тольяттиазот» – предприятие весьма одиозное. Дескать, оно принадлежало беглым опальным олигархам – Владимиру Махлаю и его сыну Сергею, а также их швейцарскому партнеру Андреасу Циви. А генеральный директор завода Евгений Королев, вроде бы, в середине 2010-х сбежал от правоохранительных органов в Лондон, когда его заподозрили в незаконном переводе 550 млн долларов выручки на счета подставной структуры этого самого швейцарца Циви, а также выводе наиболее ликвидных активов из ОАО «Тольяттиазот».
Говорили и о том, что сам завод находится в удручающем состоянии и давно из гордости отечественного химпрома стал угрозой населению всего Самарского региона. Проверка Ростехнадзора обнаруживала на заводе свыше 550 грубейших нарушений норм промбезопасности и охраны труда.
С другой стороны, отмечается, что ПАО «ТОАЗ» входит в число крупнейших производителей аммиака в мире. В советские времена завод по производству аммиака в Тольятти, аммиакопровод Тольятти – Одесса и аммиачный терминал в порту Южный (Одесская область) составляли единый комплекс, полноценная и эффективная работа которого прервалась из-за известных событий на Украине.
Протесты жителей и судебные решения
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/44b/r26zm8skfkphqhzt4yrgnjb50bs1qiak/Tolyattiazot_kopleks_perevalochnyy_ammiak_taman_volna_krasnodar3.jpg)
Одним из главных препятствий для строительства терминала было сомнение жителей Краснодарского края в его экологической безопасности. Сразу же после появления первых известий о возможном возведении аммиачного терминала корпорацией «Тольяттиазот» в поселке Волна Темрюкского района на Кубани прошла волна массовых выступлений граждан с требованием убрать из Краснодарского края «Тольяттиазот» с их терминалом.
«Масла в огонь» добавили известия о том, что в 2004 году по итогам контрольных проверок у ОАО «Тольяттиазот» были выявлены нарушения требований законов о строительстве, о промышленной безопасности и охране окружающей среды. Без разрешения на строительство были возведены зерновой терминал, склад метанола, склад сыпучих материалов, башни радиосвязи и несколько многоквартирных домов.
АО «Тольяттиазот» еще тогда были выданы предписания о приостановке самовольного строительства и предоставлении согласованной документации на строительство указанных объектов. Как утверждали СМИ, за 10 лет необходимый комплект документов на строительство ТоАЗом так и не был предоставлен. К тому же возникли серьезные проблемы с правообладанием земельными участками, выделенными для строительства. По этому поводу с 2005 года по 2013 год был вынесен ряд судебных решений – не в пользу ТоАЗа.
Запретить и разрешить!
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/b7f/q6j2j8ma3ml96om66xyxtr29y49s4bbz/Tolyattiazot_kopleks_perevalochnyy_ammiak_taman_volna_krasnodar2.jpg)
В итоге краевая администрация приостановила действие разрешения на строительство. Для его продления ТоАЗу было предложено оформить необходимый пакет документов, провести экспертизу проектной документации на самовольно построенные объекты, разработать и утвердить пошаговый план мероприятий для устранения выявленных нарушений.
Стройка была законсервирована, казалось бы - совсем заглохла, и о терминале стали забывать.
Однако в 2015 году ТоАЗ возобновил работы по строительству комплекса. При этом были ли выполнены требования, предъявленные компании ранее – доподлинно не известно.
Впрочем, вскоре возобновленные работы вновь приостановились – на этот раз из-за проблем с арендой земли в Краснодарском крае и начавшихся судебных разбирательств с администрацией. Так, в 2019 году инвестора обязали снести постройки, и лишь в 2022 году Арбитражный суд Краснодарского края признал незаконным отказ региональных властей передать земельные участки на территории порта Тамань в федеральную собственность, что сделало реализацию проекта вновь возможной.
Но, если земельная проблема была таким образом разрешена, то никуда не делась проблема экологии.
Экологи бьют тревогу
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/170/k85sebzgu3rj79hafsreyvhno2dgg2vk/kondratev_tolyattiazot_kopleks_perevalochnyy_ammiak_taman_volna_krasnodar3.jpg)
Вениамин Кондратьев (фото: администрация Краснодарского края)
Сообщалось, что осенью 2022 года проект «Тольяттиазота» (ПАО «ТОАЗ») по строительству перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в морском порту Тамань прошел общественные слушания, организованные в Темрюкском районе Краснодарского края. В мероприятии, проходившем в формате видеоконференции, приняли участие аж 100 человек!
В ходе этих слушаний были озвучены предварительные материалы оценки воздействия комплекса на экологию Кубани.
В ходе обсуждений некоторые местные жители и представители общественной организации «Чистая Тамань» выразили сомнения в том, что реализация проекта «Тольяттиазота» не повлияет на окружающую среду.
До этого во время подписания соглашения о сотрудничестве губернатором Краснодарского края, гендиректором ПАО «ТОАЗ» («Тольяттиазот») Анатолием Шаблинским и главой Темрюкского района Федором Бабенковым Вениамин Кондратьев заявил:
- Проект значим для экономики региона и Темрюкского района. Но на первый план для нас выходят вопросы безопасности. Необходимо, чтобы объект соответствовал самым высоким экологическим стандартам. Несмотря на важность развития транспортной и портовой инфраструктуры, Краснодарский край должен оставаться курортным регионом.
Естественно, что представители компании в ответ сказали, что на терминале собираются «использовать самые современные технологии, средства безопасности и автоматизации. Будущий объект в Тамани предназначен только под перевалку, без производства, поэтому воздействие на экологию будет нулевым. В регионах нашего присутствия мы активно работаем с жителями и экологами, поддерживаем хорошие отношения. Планируем максимально открыто работать и на Кубани. Мы заинтересованы в развитии региона, в том, чтобы он был привлекательным и удобным для жизни».
Политика на стороне порта
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/690/1uwq6t5pg7fh0f6fqo57dyoylu9e0vfb/mazepin_putin_vstrecha_krasnodar_volna_taman_perevalochnyykompleks.jpg)
Дмитрий Мазепин рассказывает Владимиру Путину о перспективности и необходимости строительства комплекса (фото: kremlin.ru)
Необходимо учитывать, что сложившаяся в России экономико-политическая ситуация подталкивает к ускорению строительство порта по перевалке аммиака на Тамани.
На встрече с президентом России Владимиром Путиным в декабре прошлого года член бюро правления РСПП, председатель комиссии по производству и рынку минеральных удобрений Дмитрий Мазепин сообщил, что есть намерения ввести в эксплуатацию порт по перевалке аммиака в Тамани уже к концу 2023 года. По словам владельца «Уралхима», Российская Федерация остаётся крупнейшим в мире производителем удобрений, при этом в стране отсутствуют собственные специализированные мощности по морской перевалке аммиака. Все российские производители использовали экспортные аммиачные мощности таких стран, как Латвия, Украина и Эстония.
По мнению экспертов, сложившаяся политическая ситуация стала решающим толчком для ускорения многомиллиардного долгостроя в Темрюкском районе Краснодарского края. Мировой рынок аммиака растёт. Больше всего удобрений импортируют Индия, Бразилия, США, страны Юго-Восточной Азии, а в эти регионы удобно отправлять продукцию из южных портов. Проект сейчас выгоден и бизнесу, и государству. Поэтому, скорее всего, со стороны государственных структур ему будет оказываться содействие.
И краю будет хорошо?
Эксперты говорят и о больших плюсах реализации проекта для Краснодарского края. И дело не только в том, в рамках подписанного Краснодарским краем соглашения о сотрудничестве предусмотрено, например, что «Тольяттиазот» построит детский сад на 360 мест в станице Тамань и школу на 1100 мест в Темрюке.
Многие специалисты подчеркивают, что возведение терминала может подтолкнуть других инвесторов к реализации других всевозможных проектов в этой части Краснодарского края из-за переориентации торговли, а также партнерских и экономических отношений России на Юг и Восток. В итоге Тамань может превратиться в настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест.
Так или иначе, 8 февраля губернатор Краснодарского края подписал распоряжение о переводе четырёх земельных участков в Темрюкском районе в у порта Тамань под строительство перевалочного комплекса минеральных удобрений и аммиака. Об этом подробно рассказывал «Блокнот Краснодара». Таким образом, никаких препятствий со стороны руководства Кубани для реализации проекта больше нет.
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/e28/o5zz70c0qrw6x1vt6wjewwp7siodaqkt/rasporyazhenie_kondratev_taman_port_ammiak_krasnodarskiykray_proizvodstvo1.jpg)
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/d14/a9i1p2ameycx4fderu41ek80v7i6zdez/rasporyazhenie_kondratev_taman_port_ammiak_krasnodarskiykray_proizvodstvo2.jpg)
Трудно сказать, что в конечном итоге повлияло на принятие такого решения Вениамином Кондратьевым. Возможно, он считает, что на данный момент в проекте все действительно соответствует «самым высоким экологическим стандартам». Может, он проникся важностью возводимого порта для стратегического положения России как экспортера аммиака и тем, что скорее всего, со стороны государственных структур проекту будет оказываться содействие. Не исключено, что глава региона учел возможные выгоды появления порта и иных проектов на Тамани для социально-экономического развития Кубани. С учётом федерального значения перевалочного пункта, вполне возможно, что решение о его строительстве принималось на самом верху и губернатора поставили перед фактом решения геостратегических задач.
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/996/114en4krzt0h9syb6kigxmkqw1icdgh4/taman_port_ammiak_krasnodarskiykray_proizvodstvo1.jpg)
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/7bf/ivup6ye4nk78qohggscyjn38uf38ud3q/taman_port_ammiak_krasnodarskiykray_proizvodstvo2.jpg)
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/3a9/tuhhaeijrb5kbefce93i0uwhy3pkhr4a/taman_port_ammiak_krasnodarskiykray_proizvodstvo3.jpg)
![](/upload/sotbit.htmleditoraddition/d24/fqu08ycofmsiy5cg3mxhsplv7028xp5r/taman_port_ammiak_krasnodarskiykray_proizvodstvo4.jpg)
Переводимые под строительство комплекса земельные участки
Всякий из этих вариантов имеет право на существование. И ни в одном, в принципе, нет ничего плохого. Однако остается сомнение: как реализация этих далеко идущих экономических планов сочетается со словами Вениамина Ивановича о том, что «Краснодарский край должен оставаться курортным регионом»? Ведь еще раздаются голоса, утверждающие, что, в случае строительства терминала, жителям Кубани скоро придется дышать аммиачными испарениями. А аммиак – жуткий яд, представляющий угрозу здоровью и жизни людей…
Впрочем, возможно, одно другому и не мешает, и Краснодарский край останется курортным регионом и при наличии такого соседства?
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар