«Я — бомж»: по решению Краснодарского краевого суда единственная семья поселка Чушка осталась без дома

Фото: из семейного архива
Читайте также:
Семья Головченко с 1984 года живет в поселке Чушка Темрюкского района, который находится на одноименной косе в Керченском проливе. Александр работал в рыбколхозе, за что получил от него часть дома больше 30 лет назад. Но его должны снести, а семью выдворить на улицу. Химтерминал по соседству выиграл суд в Темрюке и апелляцию в Краснодарском краевом суде. Заседание состоялось 18 апреля.
- Пристав в Темрюке мне сказал, что уже готовит документы о выселении. Он заранее уже все знает. Бомжом стану, все, - говорит Александр Головченко. Он ждет суда около зала №13. Все места заняты, приходится стоять. Людей много. На часах еще нет 12:00.
Головченко рассказывает, что переехал в Чушку с женой Еленой в 1984 году. Поселок в то время был довольно большой. Около тысячи человек жило. Все работали в рыбколхозе «Труженик моря». Добывали хамсу. В сезон приезжали еще человек 300, потому что рук не хватало. Вылавливали десятки тысяч тонн рыбы.
Но потом рыба кончилась. Рыбколхоз перестал существовать. К тому времени Союз трещал по швам. За работу предприятие предлагало рабочим земельные паи. Многие отказались от них в пользу имущества. Тогда Головченко и многим другим дали квартиры в поселке.
После на месте старого рыбзавода ОАО «Лиманное» организовало химтерминал по перевалке сульфата аммония и других веществ. Сейчас на его месте работает компания «Верп».
В 1990 году семье Головченко дали право собственности на часть дома, где они жили. Когда-то это была коммуналка. Во дворе Александр построил кухоньку, душ, туалет, сарайчик, гараж. Огород даже был.
Сейчас химтерминал переваливает серу и уголь открытым способом. Тучи пыли вокруг. Все это летит в море, это ест рыба. Из-за загрязнения жить там невозможно. Но семье Головченко некуда ехать. Там их единственный дом.
«Верп» пытается доказать, что семья Головченко получила жилье незаконно. Спорная ситуация возникла во время передачи дома одного юрлица в собственность другому. Собственником стал один из бывших жильцов, некий Стороженко.
Адвокат Головченко Роман Морозов решение Темрюкского районного суда о том, что семья Головченко действительно незаконно завладела домом и должна покинуть его, считает неправомерным, ссылаясь на нарушение нескольких процессуальных норм.
Во-первых, прошел срок исковой давности. То есть, когда «Верп» принимала дела, компания должна была знать, что ее собственность кем-то занята. Но она обратилась в суд спустя много лет. И этого времени достаточно, чтобы считать исковой срок пропущенным.
Во-вторых, право собственности так или иначе принадлежит семье Головченко. Его никто не оспаривал. Не признали недействительным также договор купли-продажи, по которому дом передавался от рыбколхоза Головченко.
В-третьих, Головченко утверждает, что их не было на заседаниях суда в Темрюке, когда решалась судьба их дома. Повестки приходили куда-то в Темрюк, где Александр никогда не жил. В других документах значатся его подписи, однако, по его словам, он никаких документов и повесток не подписывал. Он просил у суда провести почерковедческую экспертизу, но отказали.
В-пятых, истребование жилья предполагает выселение. В данном случае выдворение на улицу, что нарушает фундаментальное, как утверждает Морозов, право на жилище. Кроме того, в доме прописан двухлетний ребенок. В этом случае на суде должен присутствовать представитель прокуратуры, но его не было. Не было и представителя соцзащиты, который должен отстаивать право ребенка. Получается, он останется без крыши над головой.
В конце прошлого года постройки во дворе семьи Головченко признали незаконными. Их снесли в тот же день, когда Темрюкский районный суд вынес соответствующее решение. Александр говорит, что поехал на работу, а когда приехал домой, то во дворе уже ничего не было.
- Мне выставили счет около 200 тысяч рублей, хотя Гайнутдинов [Эрик Гайнутдинов, директор компании «Верп», - прим. ред.] на суде говорил, что снесет все за свой счет. А так я сам мог бы снести. Взять на работе трактор, самосвал. Снести и вывезти. По документам, которые они мне предоставили, техника работала больше недели. Но это неправда. За несколько часов все сделали, - говорит Александр.
После сноса Александр с женой ходят в бывший общественный туалет, потому что своего туалета больше нет, моются кое-как. Александр принимает душ на работе, кухню обустроили дома. Коммуникации к дому также отрезали.
Александр Головченко также рассказал, что когда-то поселок расселяли, а жителям предлагали дома в соседних поселках или же денежную компенсацию.
- Я совершил ошибку. Мог бы взять деньги. На них можно было тогда что-то купить, - в очередной раз вспоминает Головченко.
Он выбрал не деньги, а дом в поселке Ильич, который находится неподалеку от Чушки. Выдали документ о праве собственности, но потом вдруг заявили, что дом ему не дадут. Он подал в суд и выиграл. Помимо права собственности на дом, который, кстати, построили, есть еще и решение суда и исполнительный лист, по которому его должны были дать. Но так и не дали.
Около 15:00 в зал пригласили. Судья Елена Цехомская зачитала определение Темрюкского районного суда, послушала адвокатов с обеих сторон удалилась с совещательную комнату, где не пробыла и минуты, а потом вынесла решение: оставить решение без изменения.
- Позор! Позор! - только и сказал Александр Головченко.
Позже на улице он сказал, что не знает, что теперь будет и что дальше делать. Внутри пустота. Дом могут снести в любой момент.
P.S. Спустя час мне позвонила дочь Александра Наталья и, рыдая, спрашивала, как же им теперь быть.
Семен Серов
Новости на Блoкнoт-Краснодар