Краснодар Понедельник, 14 апреля

Архитектор и «политически неблагонадежный» сын «краснодарской ведьмы»: к юбилею Василия Турищева

Сто пятьдесят лет назад, 9 апреля 1875 года родился талантливый инженер и архитектор с удивительной судьбой Василий Турищев. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с Кубанью. Он мог бы сделать для придания тогдашнему Екатеринодару и нынешнему городу много интересного и даже неповторимого в плане архитектурного облика. Но оказался «политически неблагонадежным» и сейчас известен потомкам только по надгробию «краснодарской ведьмы», которая была его матерью.

Люди, посещающие сегодня Всесвятское кладбище Краснодара, находящееся рядом с ТЦ «Галерея» и Вечным огнем в честь погибших в Великой Отечественной войне, довольно часто приходят сюда по единственному и довольно странному поводу – посетить могилу «краснодарской ведьмы».



Естественно, что женщина, захороненная здесь – казачка Марфа Абрамовна, владевшая, по историческим свидетельствам, на рубеже 19-20 веков 166 десятинами пахотной земли - никакой ведьмой не была. Разве только, опять же по некоторым, не проверенным воспоминаниям ее современников, иногда занималась спиритизмом. Но кто этим в тогдашней России не занимался?

Но так уж получилось, что совсем неправдоподобная и ничем не доказанная легенда о ней способствовали не только увековечению имени Марфы Абрамовны, но и ее сына – кубанского архитектора Василия Спиридоновича Турищева.

Из станицы Ильинской в Петербург и домой на Кубань

Василий Турищев родился 9 апреля (28 марта) 1875 года в станице Ильинская Кавказского уезда тогдашней Кубанской области. Он прошёл полный курс обучения Александровского реального училища в Екатеринодаре, затем в 1900 году окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров, вернулся на Кубань и трудился в строительном отделении Кубанского областного правления по направлению «сооружение дорог». В 1916 г. был принят на должность инженера в строительное управление Черноморско-Кубанской железной дороги.

При этом, как сообщали тогдашние письменные источники и современники Василия Турищева, он принимал «активное участие в общественной и культурной жизни Екатеринодара»: состоял действительным членом художественного кружка; участвовал в покупке для картинной галереи имени Фёдора Коваленко пейзажа известного живописца и графика, академика живописи Павла Федотова «К вечеру».

Но и это не главное. Можно сказать, что у Василия Турищева всегда была тяга к архитектурному творчеству. И даже его, к сожалению, немногочисленное наследие в этой области позволяет говорить о «высочайшем профессионализме, безупречном эстетическом вкусе и творческом свободомыслии» мастера. Свидетельств этому до нашего времени сохранилось немного, но они красноречивы и убедительны. И касаются они преимущественно архитектуры церковной.

Так, в 1906 году на художественной выставке в Екатеринодаре Турищев представил проект «церкви в русском стиле». Проект получил от специалистов признание как «в высшей степени изящный».

В 1909-1912 гг. по проекту Турищева в мотивах русского стиля была построена величественная и живописная трехпрестольная церковь Сретения Господня в станице Ивановской. В 50-е годы 20 века церковь была практически разрушена. Ее почти 30-метровая колокольня с фрагментами боковых входов в советское время использовалась как водонапорная башня. Позже не раз предпринимались попытки реконструировать архитектурное сооружение, но без особого успеха.


Фото: archkuban.ru 

О новаторском подходе к культовому зодчеству Василия Турищева, свидетельствовал и эскиз церкви в Староджерелиевской станице Кубанской области, опубликованный в 1911 г. в журнале «Зодчий» Санкт-Петербургского общества архитекторов. 

В 1913 году Василий Турищев совместно с архитектором и инженером Иваном Рымаревичем-Альтманским спроектировал церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Сергиевской. Станичники решили «построить самый лучший храм на Кубани». Как тогда отмечала газета «Кубанские областные ведомости», «по своей величине Сергиевский храм не имеет себе равных в Кубанской области». В возведение храма помогала вся станица… Но вскоре началась Первая мировая, последующее за этим «отсутствие денежных средств и уход казаков на войну». Церковь так и не была возведена. В начале 30-х годов 20 века недостроенный храм взорвали…

Под охраной государства…

Об этом Василий Спиридонович Турищев так и не узнал… Неизвестно, что он мог бы сделать как инженер и архитектор для новой советской власти, но 16 июля 1920 года он был арестован как «политически неблагонадёжный» по обвинению в том, что является «ярым врагом народа». 29 июля коллегия Кубчека приговорила его «к высылке в Ивано-Вознесенскую губернию для заключения в концентрационный лагерь». Василий Турищев был расстрелян 6 декабря того же 1920 года… В чем заключалась его политическая неблагонадежность» и почему он был «ярым врагом народа», сейчас сказать практически невозможно… Реабилитирован Василий Спиридонович Турищев был только через 71 год после расстрела - 28 октября 1991 года (на основании Указа президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий»).

Так уж получилось, что сегодня об этом, несомненно, талантливом и перспективном архитекторе и инженере знают только по одному сохранившемуся до нынешнего времени архитектурному сооружению – надгробному памятнику матери Василия Турищева, который он создал после ее смерти в 1912 году. Несомненно, по своему архитектурному замыслу, оригинальному воплощению, эстетическому облику памятник заслуживает того, чтобы, как это и есть сейчас, он бы считался объектом культурного наследия и находился под охраной государства.


Но кто знает – если бы имя Марфы Турищевой, матери архитектора, не было бы окутано легендами, если бы сюда практически ежедневно не приносили бы цветы, игрушки, еду и другие подарки верящие в то, что она действительно ведьма, сохранилось бы это единственное дожившее до наших времен материальное творение Василия Турищева? Или и этот памятник уничтожен был бы варварами и оказался бы в куче других надгробий и плит, которых полно на Всесвятском кладбище?

Однако, наверное, настоящие произведения искусства не пропадают. Как и не забываются имена тех талантливых мастеров, кто их когда-то создал. Таких, как Василий Спиридонович Турищев…

Людмила Клубникина.

Новости на Блoкнoт-Краснодар
Новости краснодараистория краяархитектура кубанивасилий турищеввсесвятское кладбищекраснодарская ведьма
0
1