История Краснодара: эпизоды прогрессивного развития кубанской столицы
Фото: Краснодар, 1956 год. www.myekaterinodar.ru
Читайте также:
- История Краснодара: обитель фотографов конца 20-го века (22.07.2019 19:10)
- История Краснодара: насколько хорошо вы знаете жизнь кубанской столицы (17.07.2019 21:05)
- История Краснодара: как болгарин Димитров связан с городом и почему его именем названа улица (09.07.2019 21:15)
Строительство железной дороги на Кубани Тихорецк-Екатеринодар-Новороссийск (до 1920 года Краснодар носил название Екатеринодар) в 1870-1880 годах превратило казачий город в крупный торгово-промышленный и транспортный центр. У казаков появилась возможность вывоза хлеба, табака, кожи. Наладились мукомольная, маслобойная, спиртоводочная, табачная, кожевенная и другие виды промышленности.
Дорожное полотно сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. Восстановлению железнодорожного сообщения в послевоенные годы было уделено особое внимание: массово в регион направлялись трудовые силы, спецтехника. К слову, на 22-м километре железной дороги Краснодар - Новороссийск в октябре 1942 года свой последний подвиг совершили братья Игнатовы. О том, как устраняли последствия войны в Краснодаре будет еще сказано.
В декабре 1937 года на территории краевого центра насчитывалось 123 предприятия, три электростанции, 12 колхозов, шесть совхозов, 606 торговых точек, 58 школ, 11 техникумов, пять вузов, пять кинотеатров, два театра, шесть библиотек и шесть больниц.
Свои жестокие коррективы внесла война. Оккупация Краснодара немецко-фашистскими захватчиками началась в августе 1942 года и длилась до 12 февраля 1943 года. Отступая, гитлеровцы стремились оставить после себя как можно больше разрушений и причинили немало вреда.
Краснодар в 1943-м году, www.myekaterinodar.ru
Для восстановления разрушенных домов, школ, больниц, строительства новых объектов нужны были стройматериалы, и в первую очередь - цемент. Ближайшие цементные предприятия (Новороссийска) нужно было поднимать из руин, а на это требовалось время. На помощь пришли соседние и центральные предприятия, сумевшие уцелеть во время бомбежек. На большую стройку Краснодара с самых разных заводов было направлено свыше 1000 человек, большинство из которых составляли женщин. Примечательно, что при этом норма трудодней перевыполнялась в два, а то и в три раза. Мужские профессии без труда покорялись женщинами. Например, слесарь, сварщик, электромонтер. В кубанскую столицы в послевоенный период по распределению приезжали московские архитекторы, которые помогали принять городу благородный облик. Например, Надежда Сухановская. Именно по ее проекту построен Дом Союзов, в котором сегодня располагается администрация Краснодарского края.
Дом Союзов, www.myekaterinodar.ru
Промышленность Краснодара выполнила план 4-й пятилетки на 110 процентов. В городе появились несколько заводов: два авторемонтных, кислородный, ремонтно-подшипниковый, табачная фабрика. Тогда же на маршрут был пущен первый троллейбус.
К 1957 году в Краснодаре и крае было насчитывалось 28 тысяч жилых домов, 173 общежитий на колхозных фермах, 28 школ, 50 детских садов и яслей. В 1958–59 годах появились еще 59 медицинских учреждений, 145 детских садов и яслей, более 100 школ. Тогда же в Краснодаре открылся первый детский кинотеатр «Смена».
Улица Красная 1959 год, www.myekaterinodar.ru
Еще через 10 лет в городах и станицах региона насчитывалось более 2000 клубов и Домов культуры, 12 музеев, свыше 1500 библиотек, 3500 киноустановок, шесть профессиональных и 11 народных театров. За пятилетку 1971–1975 годов на Кубани было построено 280 новых школ на 134 тысячи мест.
Разрушительная волна прокатилась по стране во время развала СССР, не обойдя стороной и Краснодарский край. Большинство предприятий были заброшены или уничтожены, многие кубанцы потеряли работу. Этот антипрогрессивный эпизод развития региона позже не раз сравнивали с последствиями войны.
Новости на Блoкнoт-Краснодар