Рецензия: лучший австрийский байопик «Стефан Цвейг»
В краснодарском «СБС-Монитор» 20 июня стартовал кинофестиваль «Новое кино Австрии»: показ заслуженных художественных картин европейской страны начался с байопика об австрийском писателе «Стефан Цвейг. Прощание с Европой».
На пресс-конференции журналистов встретили кинокритик Григорий Гиберт и атташе по культуре Австрии Симон Мраз. Первым и главным вопросом для нашего зрителя, конечно же, становится «а что такого в австрийском кино?». Надо признать, что на протяжении всего 20-го века эта страна довольно редко блистала на мировом кинорынке, чаще всего блуждая в потемках никому ненужных «берлинских фестивалей» и прочих мероприятий для авторского кино. А уж российский зритель знаком разве что лишь с сериалом «Комиссар Рекс», который успешно шел по ТВ целых десять лет. Так зачем тратить время на какого-то Цвейга, которого даже в школьной литературе не встретишь?
Прежде всего, ради невероятного дуэта Йозефа Хадера и Аенн Шварц, которые воплотили образы Стефана и его возлюбленной молодой секретарши Шарлотты Альтманн. Настоящий Цвейг любил драмы и в жизни – прожив 18 лет с супругой, в последние годы своей жизни он женился на своей верной помощнице, начав колесить с ней по Лондону, Нью-Йорку и бразильскому Петрополису. В родной стране его больше не ждали – Гитлер изгнал десятки литераторов, пустив их по миру и заставив горевать в чужих краях.
Именно эта тема и поднимается в фильме. Несмотря на то, что формально это байопик, первая половина киноленты посвящена судьбе литераторов во Второй мировой войне. А поскольку фильм – о писателе, то повествование разделено на главы, каждая из которых является одноплановой сценой из жизни Цвейга. И здесь особо хочется отметить бодрое начало: в динамичной, напряженной и атмосферной первой главе наш герой предстает значительной фигурой накануне важнейшего конфликта в истории человечества. Он все еще бодр и смело высказывает свое мнение о происходящем на его родине, сталкивая между собой журналистов, заглядывающих к нему в рот.
Следом идет очень душевная и предельно комичная глава с участием его секретарши – Цвейг лично знакомится с бразильскими реалиями. Оператор фильма умело делает акцент на крупные планы во время бесед писателя и его новой супруги, заставляя зрителя поневоле становиться свидетелем непостижимой химии между двумя актерами. Прелестная Шварц едва не перетянула на себя «одеяло» симпатий - настолько она хороша в кадре, даже на втором плане. Увы, после этого фильм начинает сбавлять обороты, однако в каком-то смысле это соответствует сюжету.
Дело в том, что на закате своей жизни Цвейг устал от поиска нового родного края. Бразилия стала на какое-то время уютным пристанищем, но драматург каждый день с тревогой читал газеты, печатающие о нелегкой жизни в военной Австрии. К сожалению, сценарий слишком вяло показал тот стресс и ту печаль, которые вызвали у Цвейга сильную депрессию. Это было скорее похоже на ностальгию, и потому эпилог выглядит слишком уж резким – ничто к этому не вело, тем более в случае с жизнелюбивой Шарлоттой. В феврале 1942 года писатель и его секретарша были найдены мертвыми, они приняли сильнейшую дозу снотворного.
Эрих Мария Ремарк позже писал, что если бы у Цвейга была возможность хотя бы кому-то позвонить, то трагедии удалось бы избежать, но он «оказался на чужбине среди чужих людей». В киноленте мы прекрасно это видим: австрийца везде встречают с распростертыми объятиями, однако он сам идет навстречу только своим же землякам. Но до самого конца не веришь, что этот человек сдастся – в этом главный минус фильма. Виной тому сценарий, игра Хадера или недоработка режиссера - сказать трудно, но основная часть картины и ее эпилог смотрятся будто два отдельных фильма. Тем не менее, зритель по достоинству сможет оценить не только игру главных актеров, но и живое повествование. В бытовых диалогах между героями сквозят искорки потаенных страстей, конфликтов и драм, благодаря чему наблюдать за жизнью новеллиста и биографа действительно интересно.
Одним словом, «Прощание с Европой» вышел достаточно серьезным биографическим фильмом, который наверняка стал для австрийцев своего рода национальным достоянием. Что до российского зрителя, то здесь для нас есть парочка отменных актеров, прелестная цветогамма роскошной Бразилии и уютного Нью-Йорка, а также приятный сюрприз в виде двух русскоговорящих персонажей. Это не духоподъемное кино, но после его просмотра, желание жить разгорается с новой силой. А по приезду домой хочется взять в руки книгу и провести остаток вечера в компании с ней и близким человеком.
Максим Дмитриев.
Новости на Блoкнoт-Краснодар