Краснодар Вторник, 26 ноября
Общество, 24.01.2022 12:30

«Скотовозки» и прогнившие «Пазики»: с чего стоит начать реформу общественного транспорта в Краснодаре

Андрей Алексеенко, вступая в должность главы Краснодара, озвучил, что в городе очень много болевых точек, которые требуют внимания. Одна из них – общественный транспорт. В конце 2021 года представили так называемую транспортную стратегию, однако каких-либо подробностей пока что нет. «Блокнот Краснодар» поговорил с общественниками и узнал, с чего стоит начинать реформирование общественного транспорта, чтобы им действительно захотелось пользоваться, а местные жители не смеялись, после очередного предложения пересесть с личного транспорта на маршрутки.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры

По предварительным сведениям переписи населения, итоги которой пока что не подведены, население Краснодара составляет порядка 1,7 млн человек. Эти данные накануне озвучил глава Кубани Вениамин Кондратьев. Мэр Краснодара Андрей Алексеенко назвал и другое число – 2,5 млн. Столько человек живет в Краснодарской агломерации.

– Рост населения в Краснодаре за последние 10 лет действительно рекордный, но будем говорить честно – и проблемы у нашего города тоже могут называться рекордными. Мы задыхаемся в постоянных пробках – всю прошлую неделю было 10 баллов. В детских садах группы доходят практически до 80 малышей. В школу многим приходится везти детей в другой район, а дорога занимает час, а то и два, и превращается по сути в пытку. Город давно перестал быть зеленым и уютным. Все это есть. Как и много других острейших проблем. И решать эти проблемы за нас никто не будет, коллеги, – сказал Андрей Алексеенко во время вступления в должность.

Мэр обнадежил, что у Краснодара есть мощный потенциал и уникальный набор возможностей, способных сдвинуть с мертвой точки решение накопившихся проблем. Среди них Алексеенко назвал поддержку губернатора, бизнеса, а также участие в различных национальных проектах.

По его мнению, качественный рывок в развитии города и всех его сфер можно сделать уже вот-вот, а не в долгосрочной перспективе. Одна из этих сфер – общественный транспорт. Но для этого необходимо реализовать Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. Ее приняли на 26-м заседании Городской думы Краснодара, которое состоялось 28 декабря 2021 года.

kqtbxr142urr7rhvnjflg5sfe4ptinz6.jpg

Фото: пресс-служба администрации Краснодара

По предварительным данным, в Программу включены проекты по созданию новых дорог, трамвайных линий, о которых говорили в прошлом году, развитию «городской электрички», а также запуску интеллектуальной транспортной системы.

На заседании Гордумы уточнили, что Программа рассчитана до 2040 года, однако какой-то конкретной информации не представили.

Известно лишь, что Программу разработали специалисты Высшей школы экономики, которые уже занимались транспортными проблемами Краснодара. Следуя именно советам экспертов ВШЭ, переделали многие перекрестки в городе для увеличения их пропускной способности. Но кое-что сделали вопреки – сняли контактную сеть с улицы Красной и полностью лишили ее троллейбуса. Разработанный мэрией проект замены троллейбуса троллейбусом с увеличенным автономных ходом провалился.

– Вы знаете о проекте, который одобрил губернатор Кубани, правительство страны. Это такой «хребет» системы общественного транспорта, вокруг которого будут пересадочные узлы, которые в дальнейшем снимут транспортную проблему. Программа комплексного развития станет основой, благодаря которой мы сможем обращаться за финансированием в краевой и региональный бюджеты, – подчеркнул Андрей Алексеенко, выступая перед депутатами.

Городская электричка

Андрей Алексеенко объявил, что в Краснодаре будет реализован проект «городской электрички». О необходимости этого вида общественного транспорта также говорил премьер России Михаил Мишустин.

– Президент России поручил правительству страны проработать вопрос использования железнодорожной инфраструктуры для городских перевозок. И Краснодару очень важно стать одним из пилотных городов в реализации такого проекта. Тем более, что этот вопрос прорабатывался достаточно давно с РЖД, есть наработки по использованию железнодорожной инфраструктуры для городских пассажирских перевозок. Наша задача сейчас – максимально сделать все, чтобы этот пилотный проект был в Краснодаре реализован, – сказал Андрей Алексеенко.

Удобство городской электрички заключается в том, что она будет обслуживать пригород, то есть утром привозить людей, живущих в Краснодарской агломерации, а вечером отвозить обратно. Предполагается, что это снизит так называемую маятниковую миграцию, когда несколько сотен тысяч машин в начале рабочего дня въезжает в город, а после его окончания – покидает, приводя к глухим пробкам.

Участник общественного движения «Городские решения» Мирослав Валькович неоднократно говорил о необходимости создания и развития городской электрички или наземки.

q7bkyc37jbtul6q45n25flyp037x69tf.jpg

Фото: пресс-служба администрации Краснодара

Урбанист считает, что начать стоит с обустройства платформ. К некоторым нет элементарных асфальтированных подходов. Важная составляющая – перехватывающие парковки. Об их создании говорили еще до назначения на должность мэра Евгения Первышова, но проект так и остался нереализованным.

Параллельно необходимо скорректировать расписание движения поездов. Пока что разрыв между рейсами может достигать нескольких часов. Валькович считает, что он не должен превышать 20-30 минут в часы-пик. Популярность городской электрички добавят актуальные остановки. Например, в районе «Красной площади» и «Бауцентра», парка «Краснодар», СБС и так далее.

Более существенный шаг – создание транспортных и пересадочных узлов, завязанных именно на городской электричке, способной перевозить большое количество людей в разные районы города, а также за его пределы.

Обновление общественного транспорта

Отдельно Алексеенко обозначил необходимость модернизации общественного транспорта. В первую очередь программа обновления подвижного состава затронула трамваи. За последние три года на линии вышли 103 новых машины. На это потратили порядка 3 млрд рублей.

Однако координатор общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук неоднократно повторяла, что это заслуга не городских, а региональных властей, потому что деньги на покупку новых трамваев выделялись из краевого бюджета, а инициатором стал губернатор Вениамин Кондратьев.

В начале этого года стало известно, что пополнится 10-ю новыми трехсекционными трамваями. На эти цели также из регионального бюджета выделили 1 млрд рублей.

В департаменте транспорта Краснодара отметили, что заменить нужно 39,5% подвижного состава. Что касается троллейбусов, то тут ситуация сложнее. По данным городского Дептранса, из 187 троллейбусов нужно заменить 117 или 62,5%.

– В 2019 году для краевой столицы закупили 12 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Они позволяют обеспечить транспортное обслуживание удаленных микрорайонов, где нет троллейбусной контактной линии, – сказал Александр Трембицкий.

223602_69136753.jpg

Фото: пресс-служба администрации Краснодара

Троллейбусы с увеличенным автономным ходом обслуживают маршрут № 15, однако он, как утверждает Марина Репещук, не способен «обеспечить транспортное обслуживание удаленных микрорайонов» из-за того, что ходит со значительными интервалами. Более того, после демонтажа контактной сети с улицы Красной транспортное обслуживание этих самых отдаленных микрорайонов ухудшилось.

Марина Репещук уточнила, что в городе, в частности около Сенного рынка, появились новые современного вида опоры контактной сети. Их вполне можно установить на улице Красной. Координатор «Транспортной инициативы» напомнила, что контактную сеть с Красной сняли именно под предлогом якобы порчи облика города.

Если контактную сеть вернут, то не только улучшится транспортная доступность центра, но и отдаленных микрорайонов, считает Репещук. Например, Губернского, куда можно пустить освободившиеся троллейбусы с автономным ходом.

В замене также нуждаются 70 автобусов или 54% автобусного парка КТТУ. В мэрии напомнили, что в этом году купили 12 новых автобусов новой вместимости. Изначально планировалось, что они будут работать в Восточно-Кругликовском микрорайоне. Но их решили перебросить в поселок Новознаменский, где возникли трудности с подвозом детей к новой школе.

Всего же на обновление муниципального общественного транспорта требуется порядка 14 млрд рублей.

Во время церемонии своего избрания на должность мэра Алексеенко произнес любопытные слова, касающиеся модернизации сферы общественного транспорта.

– Сегодня мало просто поменять старые трамваи на новые, а маршрутки на новые автобусы. Необходимо комплексно решить эту проблему, «расшить» узкие места, обеспечить доступность любого микрорайона Краснодара от центра не более чем за 30 минут. Это может быть городская электричка, сеть линий скоростного трамвая, новые виды «зеленого» транспорта – электробусы, – отметил Андрей Алексеенко.

photo_2022-01-24_14-16-04.jpg


Фото: Транспортная инициатива

Позже Алексеенко конкретизировал свою позицию. Он заявил, что пора уходить от так называемых «скотовозок» и менять их на комфортабельные низкопольные автобусы большой вместимости. В том числе и с кондиционерами.

– Краснодар – третий город в стране, а мы до сих пор в прошлом веке. Ездим на «Пазиках», которые насквозь прогнили и проржавели, – заявил Алексеенко.

Первые шаги реформирования

Первым шагом на пути к реформированию общественного транспорта Марина Репещук видит в переходе на регулируемые тарифы. Система с нерегулируемым тарифом, которая действует в городе сейчас приводит лишь к подорожанию стоимости проезда. Качество перевозки пассажиров при этом падает. Кроме того, у администрации города фактически нет полномочий наказывать недобросовестных перевозчиков.

photo_2021_07_15_23_39_50.jpg

На фото: Марина Репещук

Также нужно переходить на брутто-контракты, что позволит быстро наладить работу перевозчиков. Марина Репещук считает, что это поможет общественному транспорту стать «нормальным».

Брутто-контракты делают мэрию заказчиком пассажирских перевозок. КТТУ и частные компании при этом становятся исполнителями или операторами. Подобная система выгодна не только местным жителям, поскольку улучшается качество сервиса, но и водителям, которые начнут получать «белую» зарплату.

Общественница считает, что по брутто-контрактам могут работать новые автобусы, которые закупила мэрия, так как они соответствуют требование, предъявляемым современному общественному транспорту.

Мирослав Валькович обратил внимание на существенное снижение пассажиропотока муниципального общественного транспорта. В 2020 году просадка произошла из-за коронавирусных ограничений. В 2021 году пассажиропоток невернулся к докоронавирусным показателям.

Еще одна любопытная закономерность – тенденция последних семи лет на снижение пользователей общественного транспорта на фоне роста численности населения.

20746138_1514395795284664_659826818488453041_o.jpg

На фото: Мирослав Валькович

Причину этого Мирослав Валькович видит в ухудшению качества работы общественного транспорта. И обновление подвижного состава результата не приносит. Люди предпочитают пользоваться собственными машинами, такси или же средствами индивидуальной мобильности, то есть самокатами, велосипедами и так далее.

– Город бурно развивался, население и территория росли гигантскими темпами, а новые муниципальные маршруты не появились, трамвайные и троллейбусные линии практически не строились. Все это сказалось, сначала на качестве и доступности услуг, а потом привело и к общему снижению пассажиропотока. А ведь именно пассажиропоток является основным показателем успешности предприятия, в том числе финансовой, да и транспортной системы города в целом – от него напрямую зависит загруженность дорог, пробки, – утверждает Валькович.

Он считает, что нужно менять подход к организации работы общественного транспорта, поскольку это все-таки не про бизнес, а про общественное благо. Нехватку кондукторов решить с помощью установки терминалов для оплаты проездов с помощью банковских карт. Кондукторов переучить на водителей и контролеров.

Семен Серов


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: АНАЛИТИКА  
общественный транспортАлексеенкоКраснодармаршруткатрамваймэр
0
0