Общество,
28.08.2024 15:00
«Работаем с людьми, которым инкриминируют особо тяжкие преступления»: адвокат из Краснодара о суде присяжных и лжи подзащитных
Фото: «Блокнот Краснодар"
Читайте также:
- Мэрия Горячего Ключа потратит 430 тысяч рублей на качели (28.08.2024 10:27)
- «Кто долго танцует - тот долго живет»: как проходят танцевальные вечера для пенсионеров в Краснодаре (27.08.2024 15:15)
- Прокуратура начала проверку из-за голодающих дальнобойщиков в Динской (27.08.2024 14:26)
- Стало известно, в каком формате пройдут торжественные линейки в День знаний в Краснодаре (27.08.2024 11:56)
- Кладбище вместо спасения: в Белореченске скорая помощь повезла пациентку по маршруту смерти (04.08.2024 13:29)
Краснодарский адвокат Виктор Рыбаков на протяжении уже 10 лет берётся за защиту фигурантов уголовных дел. В рубрике «Лица города» 28 августа он рассказал о нюансах работы с обвиняемыми в особо тяжких преступлениях, плюсах суда присяжных, угрозах жизни, лжи подзащитных и дружбе с коллегами.
Видео:
Адвокат коллегии адвокатов «Адвокаты Кубани» Виктор Рыбаков уроженец Краснодара, живёт в нашем городе всю свою жизнь. Высшее юридическое образование он получил в Краснодарском государственном университете культуры и искусств (сейчас Краснодарский госинститут культуры).
- Там был достаточно сильный юридический факультет, который выпустил, в том числе, моих коллег-адвокатов, которые сейчас успешно практикуют. После обучения я устроился работать в структуру МВД по Краснодарскому краю, трудился там, а с 2014 года я практикующий адвокат. Кстати, служба в МВД пригодилась в моей деятельности, она позволила наработать определённые навыки, приобрести необходимый для адвокатской практики опыт, - отмечает Виктор Владимирович.
- Какие уголовные дела чаще всего встречались в вашей практике?
- Изначально я был склонен к уголовным делам экономической направленности, они больше меня привлекали. Это такие статьи как мошенничество, присвоение и растрата, другие экономические составы. Так что их было больше всего.
- А какое дело оказалось самым необычным или сложным?
- Пожалуй, самое необычное дело было с участием присяжных заседателей. В одном из судов Краснодара мы с коллегой осуществляли защиту человека, состав преступления сводился к покушению на убийство, изнасилованию и насильственным действиям сексуального характера. Узнав его историю, мы поняли, что человек невиновен в инкриминируемом ему деянии. Для более качественного и справедливого разбирательства по этому делу решили прибегнуть к процедуре с присяжными заседателями. Не по всем категориям дел это возможно. Но наш подзащитный воспользовался таким правом, так как обвинялся в покушении на убийство. Это был правильный выбор, потому что при рассмотрении дела с участием присяжных заседателей общество оценивает, совершил ли человек преступление или нет. В ходе рассмотрения дела мы убедили присяжных, что наш подзащитный не совершал тех деяний, которые ему инкриминируют. В итоге коллегия присяжных заседателей вынесла оправдательный вердикт в убийстве, изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера. Его признали виновным в ином преступлении, но в тех тяжких оправдали. Это было очень интересное дело, которое заслуживает внимания.
- Значит, вы положительно относитесь к суду присяжных? В чём его плюсы?
- Отношусь положительно в тех случаях, когда мы видим, что наш клиент невиновен в том, что ему вменяют. Потому что зачастую простой человек, как я, вы или наши знакомые, может воспринять происходящее совсем иначе, чем это сделает профессиональный суд, органы прокуратуры. Если человек на самом деле не совершал преступление, и статья уголовного кодекса позволяет ему воспользоваться правом привлечь присяжных заседателей, я, конечно, рекомендую делать это.
- Как выстраивается работа с обвиняемыми по таким особо тяжким статьям, как убийство, изнасилование и тому подобное? Не мешают ли работе моральные принципы?
- Я тоже человек и испытываю эмоции, но должен с ним справляться. Ситуации бывают разные. Есть так называемое классическое убийство, где человек был пойман с поличным либо доказательства собраны настолько качественно, что не остаётся сомнений в его виновности. Профессия адвоката достаточно сложная как эмоционально, так и физически. Ты всегда переживаешь за клиента, переносишь на себя его проблемы для более качественной работы. Ты должен это делать, иначе ты не профессионал в своей деятельности. Мы, как и врачи, не выбираем, кому помогать. Мы призваны оказывать людям профессиональную юридическую помощь. Поэтому работаем и с людьми, которым инкриминируют особо тяжкие преступления. В таких случаях пытаемся минимизировать им наказание, собираем характеризующий материал в отношении человека, чтобы суд принял законно обоснованное решение и назначил ту меру наказания, которая бы соответствовала содеянному. В любом деле важно, чтобы не была превышена мера наказания. Есть различные критерии. Допустим при мошенничестве наказание может быть от 0 до 10 лет лишения свободы (часть 4 статья 159 УК РФ). Разбег, как видим, большой. И в зависимости от содеянного, от данных, характеризующих личность обвиняемого, и так далее, мы пытаемся минимизировать наказание.
- Может ли государственный защитник отказаться от дела?
- Нет, назначенный государственный защитник не может отказаться от принятой на себя защиты, это прямо указано в федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Если ты взял на себя защиту подозреваемого, обвиняемого, ты должен довести это дело до конца.
- В качестве частного адвоката каким образом решаете за какое дело браться?
- Конечно, всегда интереснее дела, где есть возможность для признания клиента невиновным, или возвращения дела на доследование, или ещё каких-то критериев, благодаря которым ты мог бы помочь своему подзащитному. Понять, будет ли это дело таковым, можно, общаясь с человеком. Задаёшь ему конкретизирующие вопросы по тем или иным аспектам ситуации, которая с ним произошла. И уже понимаешь, как выстраивать защиту по его делу. Интереснее брать дела, где есть так называемые лазейки для адвоката, где можно проявить инициативу.
- Как добиваетесь правды от клиентов? Что делаете, если понимаете, что подзащитный что-то скрывает?
- С этим бывают проблемы. Иногда сталкиваемся с такими клиентами, которые не могут рассказать всю правду, так как не доверяют. Пришёл человек, беседуешь с ним, слушаешь его версию случившегося, начинаешь работать и понимаешь, что он что-то недоговаривает. Приходится объяснять человеку, что нужно быть до конца откровенным. Вы же, например, приходите к врачу и говорите, что у вас болит, чтобы вам помогли. Так и здесь. Необходимо говорить правду. Тогда мы сможем оказать качественную защиту, представлять интересы человека в суде, добиться того результата, который обговариваем с клиентом. Рано или поздно мы, в любом случае, всё узнаем. Но может быть уже потеряно время, и те действия, которые мы предпринимаем по первоначальной информации от клиента, могут оказаться либо пустыми, либо вообще навредить подзащитному. Так что нужно доверять адвокатам.
- Что вы чувствуете, если не удаётся добиться желаемого приговора?
- Чувствую личную трагедию. Потому что ты вкладываешь в эту работу эмоции, силы, переживаешь за человека, за результат. И когда суд выносит слишком суровый, по твоему мнению, приговор, ты, конечно, расстраиваешься. Но тут же планируешь действия по обжалованию этого решения и так далее.
- Вам когда-либо поступали угрозы из-за вашей деятельности? Что делали в таких ситуациях?
- За 10 лет моей активной практики серьёзные прямые угрозы поступали мне два раза, в том числе один раз в адрес моей семьи. С этим как-то приходится мириться. При поступлении угроз я обращался в правоохранительные органы. Всё обошлось. Но найти людей, которые угрожали, сложно. В одном случае, например, они использовали мобильные телефоны, которые были зарегистрированы на утерянные паспорта.
- Существует ли дружба между адвокатами или эта сфера деятельности больше про конкуренцию?
- Конечно, есть конкуренция, но и дружба существует, хотя приходится выступать в качестве оппонентов друг друга. Адвокат в первую очередь отстаивает интересы своего клиента, на его работу не должен влиять тот факт, знаком ли он лично с адвокатом-оппонентом или нет. Я стараюсь выкладываться по полной ради подзащитного. До каких-то конфликтов интереса или грубостей никогда не доходило. Мы понимаем, кто прав, кто виноват в том или ином деле. И на основе этого строим свою работу, чтобы всё было на профессиональном уровне.
- А какими чертами характера должен обладать адвокат?
- Смелость, напористость, иногда наглость. Нужна уверенность, особенно для адвоката по уголовным делам. Важна эмоциональная сдержанность и хорошее здоровье, потому что это очень ответственная и достаточно сложная работа. Порой от тебя зависит дальнейшая жизнь клиента, как он будет себя чувствовать. Так что профессия требует умственных и физических сил.
Читайте нас в Telegram.
Кристина Кузнецова
Видео: Сергей Трубин
Новости на Блoкнoт-Краснодар