Краснодар Суббота, 23 ноября
Общество, 03.12.2020 08:13

«Есть правило – нужное дерево в нужном месте», – советник мэра Краснодара Водяник о массовой высадке деревьев

В Краснодаре 28 ноября состоялся общественный форум «Живой каркас города». Как можно понять из названия, он был посвящен вопросам озеленения Краснодара. «Блокнот Краснодар» попросил одного из ведущих специалистов в области озеленения в России Александра Водяника рассказать, по какой причине он не участвовал в мероприятия, почему деревья нужно сажать строго по определенному обоснованному плану, а реализация объявленного год назад проекта по созданию зеленого каркаса пока что продвигается не очень быстро.

Советник мэра Краснодара Евгения Первышова по водно-зеленой инфраструктуре, член экспертного совета по формированию комфортной среды при Минстрое РФ Александр Водяник на форуме не присутствовал, поэтому его итоги он никак комментировать не стал.

Он сказал лишь, что подобные встречи общественников полезны для города. Но есть ряд нюансов в декларативных заявлениях. Например, что не хватает зеленых зон и нужно сажать как можно больше деревьев.

В Краснодаре крайне плотная застройка. Например, в Музыкальном микрорайоне. Из-за просчетов проектирования зеленым зонам там просто негде появиться. Для школ и садов участки находятся с трудом. Повезло, что создается сквер по улице Петра Метальникова в районе пересечения с Московской. Однако кроме заявлений , что «он будет красивым» ничего не звучало.

С высадкой деревьев ситуация, скажем так, «немного» другая. Разработаны и существуют вполне четкие критерии посадки деревьев исходя из целей, которые стоят в каждом конкретном городе.

Например, в Краснодаре, говорит Александр Водяник, необходимо снижать температуру летом и снабжать центр города свежим воздухом, то есть продувать его.


Фото: из личного архива

– Надо помнить очень важное правило – нужное дерево в нужном месте. И еще одно – озеленение решает важные вопросы улучшения микроклимата в городе. Это сказал классик (Вергунов). Вопрос красоты второстепенен, – сказал Водяник.

Согласно генеральному плану в Краснодаре должно быть порядка 400 парков, говорит Водяник.И тут же задается вопросом, а хорошо ли для города? Вполне возможно, но при «небольшом» условии – наличии информации о распределении так называемых ветровых коридоров, то есть линейных зеленых структур, обеспечивающих движение и распределение воздуха по сложнейшей морфологии города.

Не говоря об информации о квалификации вышеупомянутых парков, так как не все из них могут выполнять функции «ядер» каркаса, продуцирующих прохладный воздух, даже если судить по запланированной площади. И так далее, говорит Водяник.

Городу прежде всего требуется инженерное сооружение с четко описываемыми целевыми параметрами – градо-экологический каркас. Первым городом в мире, который его реально построил, стал знаменитый на весь мир китайский Ухань.

Помимо всего прочего, это крупный город с довольно развитой промышленностью. Как следствие, в городе проблемы с загрязнением воздуха. В Китае вообще проблемы с экологией.

Так вот, Александр Водяник говорит, что в Ухане зеленый каркас выполняет функции по очистке воздуха. Другая составляющая зеленого каркаса носит название город-губка. Суть его заключается в удалении залповых сбросов дождевой воды с улиц. Для Ухани это проблема, потому что вокруг крупная река с притоками и болотистая местность.

Третъя составляющая китайского каркаса – адаптация к климатическим изменениям, а конкретно к снижению летних температур. И, наконец, четвертая часть – это городское просвещение и общественное здравоохранение.

– Этот проект в Ухани реализовывался 15 лет. Это не просто высадка деревьев и ожидание того, когда они вырастут. Это большая научная и организационная работа по расчетам и конструированию посадок , – говорит Водяник.


Фото: Блокнот Краснодар

Год назад назад Александр Водяник переехал из родного Ростова-на-Дону в Краснодар для создания зеленого каркаса. Но пока что проект, в привычных для городской общественности форматах, якобы не двигается. Так, «дорожная карта» по созданию зеленого каркаса, которая была готова еще около года назад, до сих пор не рассматривалась в администрации Краснодара.

Но и этот факт никоим образом не лимитирует движение, только замедляя его. Тем более, что развитие зеленого каркаса Краснодара пока происходит в рамках федерального масштаба.

– «Дорожную карту» по созданию зеленого каркаса в Краснодаре я озвучивал год назад в Российской академии естественных наук. За которую получил диплом второй степени и Почетную медаль имени Моисеева, – рассказал Водяник

Весной этого года определен подрядчик и стоимость одного из базовых этапов реализации каркаса, длительностью в два месяца, – инструментальную диагностику микроклимата города.

Кроме этого, около полугода назад по поручению мэра Краснодара Евгения Первышова была организована всероссийская общественная группа специалистов по зеленому каркасу под эгидой одной из старейших и авторитетных общественной организации «RuGBC-Экологическое строительство в РФ». В нее вошли 12 человек со всей России, активно профессионально работающих в этой сфере, включая ведущих специалистов Казани, Кургана, Москвы. Рассматривается вопрос о включении группы в состав правительственной экспертно-аналитической платформы «InfraGreen» и включению темы зеленых каркасов в состав Национальных проектов.

Два месяца назад подали заявку в Росстандарт на формирование двух ГОСТов по зеленому каркасу. Этот шаг обусловлен не только отсутствием общепринятых понятий и терминов в этой части, но и обеспечивает длительное развитие и реализацию проекта в городах вне влияния выборных кампаний в муниципалитетах, говорит эксперт.

– Подобную инициативу выдвинули впервые в стране. Росстандарт ее согласовал. В 2021 году мы должны разработать два стандарта по зеленому каркасу. Передо мной стоит задача сформировать коллектив разработчиков ГОСТов на удаленке, который будет выполнять эту задачу, – рассказал Александр Водяник.

Семен Серов

Новости на Блoкнoт-Краснодар
КраснодарВодяникмэрПервышовзеленый каркас
0
0