«Галицкий — нормальный дворник», - советник мэра Краснодара Водяник о зеленом каркасе и о том, как охладить город
Фото: из личного архива
Читайте также:
- «Музыка развивает мозг и делает добрее», - дирижер оркестра Краснодарского цирка Андрей Романов (08.02.2019 19:33)
- «Синоптики никогда не ошибаются», - краснодарский метеоролог Андрей Бондарь (31.01.2019 20:26)
- «Телефон я называл тыкалкой, даже СМС никогда не писал», - краснодарский седобородый блогер Иван Сутула (17.11.2018 10:33)
Александр Водяник — советник мэра Краснодара Евгения Первышова по зеленому каркасу. Помощник секретаря Общественной палаты РФ Валерия Фадеева по вопросам экологии, комфортной городской среды и так далее. Он переехал из Ростова-на-Дону, где, по его словам, благоустройство, которым занимается мэрия, ничего общего с улучшением городской среды не имеет. Он приехал в Краснодар, чтобы реализовать проект создания зеленого каркаса, однако столкнулся с некоторыми сложностями, природу которых он объяснить не может.
- Краснодар заставил меня думать иначе, жить иначе. Я пока еще не понял как. Что-то в этом городе непривычно. Вокруг что-то происходит, но именно что-то, поэтому я стал присматриваться, - начал Александр Водяник.
Он сидит на лавочке возле отеля в синей футболке, выпачканной сажей. 14 мая в его квартире произошел пожар. Все произошедшее кажется ему очень странным и крайне необычным.
Около половины одиннадцатого утра Водяник покинул квартиру и пошел на совещание с общественниками и представителями компании, разрабатывающей генеральный план Краснодара. Спустя примерно час ему позвонили и сообщили, что в квартире произошел пожар.
- Я больше всего переживал за своего кота и компьютер, на котором у меня огромная база данных, - говорит Водяник.
Кот и компьютер не пострадали. Очаг возгорания находился под водонагревательной колонкой. Подгорели обои, стена, оплавился контур стиральной машинки, которая неподключенная стояла тут же. Что загорелось и как — непонятно.
- Мне даже пожарные сказали, что не поняли, как это могло произойти, - уточняет Водяник. - Поэтому я в таком виде. А вообще, повезло, потому что если горит около колонки или сама колонка, то происходит взрыв.
Александр Водяник — один из немногих специалистов в России по зеленому каркасу. Его в Краснодар из Ростова-на-Дону пригласил лично мэр Евгений Первышов. После встречи с ним Водяник рассказывал корреспонденту «Блокнота Краснодар», что глава города понимает озеленение и зеленый каркас так, как понимает его он сам. То есть, посадка деревьев — это не про красоту в первую очередь. Озеленение несет совершенно конкретные функции по улучшении городской среды, микроклимата, оздоровлению жителей и так далее.
- Если не будут подписаны соответствующие документы, то я просто не смогу работать. Формирование городского каркаса — это не субботники, это территориальное развитие города и пригородов на годы и десятилетия. Между Москвой и регионами нарушена связь. При СССР все указания центра выполнялись четко, пусть и под дулом пистолета, назовем это так. А сейчас можно не исполнять поручения или исполнять через одно место. Все равно никто не накажет. Тема внесения в нормативные местные документы понятий и функций зеленого каркаса от федералов, а соответственно и в градостроительные нормативы, стала поступать еще с 2016 года. Но «на местах» полностью игнорируют все. В этом году вышли долгожданные «зеленые нормативы», в том числе и для территорий каркаса. И что, кто-нибудь их читал? Или паче чаяния рассматривал как инструмент формирования комфортной среды? В Ростове, например, работала в администрации одна женщина. Ее назначили ответственной за благоустройство города, но она про это ровным счетом ничего не знала. При благоустройстве рощи из тысячи деревьев она срубила больше половины. Вот и все. Зато деньги освоила и на следующий год получила еще больше. Это все равно, что дать человеку кашу в тарелке, но не положить ложки. Он скачет вокруг, а что делать, не знает, - рассказывает Водяник.
И получается, что ведутся речи, но они пока не подкрепляются делами, говорит Водяник. Первышов — человек хороший, но он в системе. И он сам тоже в системе. Формирование городской среды — федеральная программа, которая в регионах, утверждает советник, понимается специфически, а ее просто надо изучать. Он горит идеей создать в Краснодаре зеленый каркас, и в этом плане его поддерживает и в том числе Общественная палата РФ. Это не только воплощение идей, которые живут в нем много лет, но нечто большее.
- Недавно говорил с дочерью и она сказала мне: «Пап, тебе нужен ученик, которому ты бы передал свои знания». И действительно. Я просто могу замолчать, сверху бы положили камень, и дело бы умерло. Но хочется, чтобы я продолжил жить в созданном мной мире, - уточняет Водяник.
Что такое зеленый каркас
- Тут все просто, - объясняет Водяник. - Любой город на протяжении своего развития создавал каркасы. Первый — дорожный или транспортный каркас и так далее. Недавно появился зеленый каркас. На западе это называется водно-зеленой инфраструктурой. Зеленый каркас нужен городу для комфортной жизни людей, - говорит Водяник.
Он неоднократно подчеркивал, что идея зеленого каркаса возникла именно в Советском Союзе в 30-х годах, а в 50-х обрела практическое обоснование. Ученые из России отправились в США, где на прикладном уровне создали концепцию зеленого каркаса. Так она и существует по сегодняшний день. Почти в таком же виде, за исключением влияния современных технологий.
Водяник перечислил четыре основные параметры комфорта: температура воздуха, влажность, проветриваемость и солнечная радиация. В Краснодаре летом жарко, дикая влажность, солнце палит нещадно и восточные суховеи. По словам Водяника, за эти четыре параметра отвечают зеленые насаждения.
Для снижения температуры и увеличения продуваемости и создают зеленый каркас. То есть цепь зеленых насаждений по всему городу. Чтобы парки и скверы оказывали охлаждающее воздействие на весь город, насыщали кислородом все его районы нужны воздушные коридоры. Поэтому сажать деревья, говорит Водяник, нужно не просто так, а в четко установленных местах.
Если их посадят там, где нужно, то будет тень. Водяник приводит пример некоторых зарубежных стран, где тень продают. Магазины или квартиры на теневой стороне улицы стоят дороже. А вопросы аэрации (проветривания) города в последние годы стали едва ли не «бичом» всех крупных городов. Это абсолютно четкий физический процесс, который как любой процесс может идти в обе стороны. Известны прецеденты в крупных городах, когда при, казалось бы, обилии зелени наблюдался застой воздуха, тот же смог.
По его словам, любая городская поверхность, и деревья в том числе, поглощают либо отражают солнце, а следовательно и тепло. Поэтому нужно смотреть, сколько тепла выделяют, например, здания на определенной улице, в определенном районе. Исходя из этого рассчитывать, сколько нужно сажать деревьев и каких именно. Потому что у них есть определенные показатели проходимости воздуха через крону.
- Совсем необязательно, чтобы везде в городе был один лес. Парки называют легкими, по аналогии с человеческими легкими. Но у человека легкие находятся в определенном месте и они определенного размера. Легких нет в руках или ногах. Чтобы доставить туда кислород, есть сосуды. По аналогии, необходимы каналы, по которым будет поступать воздух в районы. Они должны уходить за город, чтобы доставлять оттуда свежий воздух, - объясняет Водяник. - Я удивился, когда увидел на улице Тургенева хвойные, которые прямо нависают над дорогой. В Ростове они давно погибли бы. Но если деревья не умирают, значит все не так плохо, как говорят те же общественники. Деревья первые реагируют на загрязнения. Я могу сказать, что улица Тургенева хорошо сконструирована, раз газы не оседают на ветках деревьев, а рассеиваются. Улица продувается.
Вместо того, чтобы открыть в Краснодаре школу городских озеленителей и заниматься проектами, связанными с зеленым каркасом, и возродить забытое, но актуальное, многие ударились в «урбанину», пользуясь отрывочными статьями в интернете, замечает Водяник
- 21 век — это не только запуск спутников в космос и Илон Маск. Это и озеленение. На западе это поняли несколько десятков лет назад. Они внедрили новые технологии, которые сейчас активно использует тот же [президент ФК «Краснодар» Сергей] Галицкий. По сути, ничего нового в его парке или сквере на улице Солнечной нет. Галицкий — нормальный профессиональный ответственный дворник. Он сделал готовый парк за несколько лет. И секрета нет. Он высадил крупноразмерные деревья, то есть уже сформированные, которым лет по 30. И весь абсурд заключается в том, что он может это, а город — нет. Миф, что это дорого. Мелкие саженцы же никакой практической пользы не несут, - говорит Водяник.
Деревья Галицкий закупал за границей, потому что в России нет питомников, а ведь когда-то были, но перестройка их уничтожила. Хотя условия, по словам Водяника, в России для этого есть, но никто не хочет этим заниматься.
И добавляет, что другие парки и скверы небрежно сделаны. Например, новый в Юбилейном микрорайоне — 80-летия Краснодарского края, набережная в целом. Они сконструированы архитекторами без учета человека и его комфорта. Не думали о солнце и тени. Водянику понравился парк «Краснодар», он же парк Галицкого, своими приемами озеленения, зачастую считавшимися забытыми. Понравился бульвару на улице Солнечной — классика бульвара с учетом людей. Хоть в учебник, говорит он.
Водяник пришел к этому знанию не сразу. Его предки были железнодорожникам. Семь поколений связаны с железной дорогой. Он же пошел в Ростовский госуниверситет и увлекся ботаникой.
Основные знания получил в Ростовском городском управлении по зеленому строительству и цветоводству. Около пяти лет ездил по различным семинарам по всей стране. Полученные знания оказались бесценными, потому что специалистов в области зеленого каркаса в России почти нет.
Работая директором этого предприятия, с ним много чего произошло. Оно было государственным, а во время перестройки он сделал его частным. «Стал первым частным озеленителем в стране», - говорит он. Последствия оказались непредсказуемыми. Вслед за деньгами пришла братва.
После этого занимался развитием сети гипермаркетов, выращиванием валерьяны и других растений для фармкомпаний, экстракцией вещества из растений. Удалось получить такие экстракты, которые до сих пор не могут получить другие компании, чем и вызвал неподдельный интерес даже в мировых ТНК, как например, Эстер Лаудер. Но развить это дело не получилось из-за споров с компаньоном.
- В 2010-х годах я понял, что пришло время возобновления темы зеленого каркаса и что он нужен. Да и внимание центральных федеральных разработчиков уверенно говорило об этом. Поэтому я вернулся к озеленению, - закончил он.
Ваня Демидченко
Новости на Блoкнoт-Краснодар