«Музыка развивает мозг и делает добрее», - дирижер оркестра Краснодарского цирка Андрей Романов
Фото: из личного архива
Читайте также:
- «Синоптики никогда не ошибаются», - краснодарский метеоролог Андрей Бондарь (31.01.2019 20:26)
- Как бывший спецназовец и отец двоих детей стал уважаемым гонщиком в Краснодаре (25.01.2019 20:05)
- «Я такой поющий барабанщик», - солист Кубанского казачьего хора Виктор Сорокин (19.01.2019 17:25)
В Краснодарском госцирке есть свой оркестр. Цирков со своим оркестром в стране примерно столько же, сколько пальцев на одной руке. Он прячется на балконе над выходом на арену. Его руководитель и дирижер Андрей Романов рассказал, почему с его приходом в коллективе стало скучно, когда отремонтируют цирк и почему кидался обувью в клоуна.
Андрей Романов улыбается, отправляя кусочек пирога в рот и запивая его чаем. Он в пиджаке, верхняя пуговица рубашки расстегнута. Ноги еле заметно отбивают ритм.
- Я родился в Краснодаре, учился в музыкальной школе, потом поступил в музыкальное училище по классу тромбона. После окончания поехал в Питер и поступил в консерваторию, - начал Андрей, опуская общеобразовательную школу.
В Санкт-Петербурге Андрей Романов прожил 17 лет. Там же он встретился со свой будущей женой. Они приехали поступать в один день, он из Краснодара, она из Тольятти, и познакомились во время сдачи документов.
Про жизнь в Питере Романов почти ничего не рассказал. Начал с того, что в 2014 году с семьей переехал в Краснодар. Устроился в оркестр Краснодарского цирка. Отметил лишь, что какое-то время привыкали. Все-таки 17 лет.
- Даже погода мне нравилась питерская, но чувствовалось, что не хватает энергии. Тут же физически ощущаешь, что сил стало больше, - говорит Андрей.
Пришлось еще и привыкать к не такой богатой культурной жизни. С семьей ходили в театры, музеи. Музыкальный театр, Один театр.
Оркестр в цирке — это совершенно другая история. У коллектива стоят иные задачи, чем у джаз-бенда, например. Нужно иллюстрировать представление, подражать разным звукам. То есть создавать эмоцию. У фонограммы этого не выйдет.
Романов говорит, что многие цирковые труппы отвыкли от живого сопровождения, поэтому возят с собой диски с музыкой, которую включают в нужный момент. Андрей утверждает, что с живой музыкой совершенно другие эмоции. В таких представлениях участвует только ударник, который расставляет акценты. Оркестр в таком случае дает сольный концерт в фойе.
- Это очень нравится маленьким детям, приходящим на представление. Многие видят такое впервые. Они фотографируются, танцуют. Вот что делает живая музыка, - говорит Андрей.
Должность руководителя и дирижера, говорит Романов — это новый вызов, новый опыт. Наверное, так и нужно отвечать.
Романов говорит, что с его приходом оркестр стали приглашать выступать вне цирка. Например, на фестиваль «Кубань играет джаз» или в Сочи в 2015 году на вручение международной цирковой премии «Мастер». Тогда на арену выходил легендарный клоун Олег Попов. Оркестр сопровождал церемонию.
- В оркестре собраны лучшие музыканты. Я ими горжусь. Нам по силам сыграть произведение любой сложности. Но отношение раньше к нему было другое. Оркестр не воспринимали как музыкальную единицу. Мол, артист на сцене делает шоу, а музыканты — это так. Но для меня музыканты играют не менее важную роль, - уточняет Романов.
Романов вспоминает, что когда только начинал работать в цирке, очень переживал за артистов и особенно за акробатов и канатоходцев.
- Идет девушка по канату. Вдруг, оступается, но удерживается, а у меня уже сердце в пятках. Это только потом я узнал, что если акробат оступается, то значит так задумано. Но все равно переживаю, - рассказывает Андрей.
Вспомнил он и не совсем приятный случай. На репетиции отрабатывали прыжки на батуте. Артистам нужно было подпрыгнуть, сделать переворот, оттолкнуться от подножки, установленной на высоте, и приземлиться на батут. И так по кругу. 16-летняя девушка перелетела эту подножку и упала прямо на арену. Она получила легкие ушибы, хотя было страшно.
Бывает и много смешного. Романов вспомнил выступление, когда по сценарию в клоуна надо было швыряться ботинками. Клоун учится жонглировать и просит оркестр сыграть что-то медленное. Когда у него это получается лучше, он просит сыграть что-то побыстрее. И вот он уже хорошо научился, и скомандовал музыкантам: «Давайте все сначала». Оркестр понял, что надо играть не быструю мелодию заново, а медленную, то есть вообще все сначала.
- Клоун готовится, что заиграет быстрая музыка, а оркестр вдруг начинает с медленной. Тогда он психует, кричит: «Кто тут клоун?», - стягивает с ноги ботинок и швыряет в дирижера. Музыканты в ответ кидают в клоуна свою обувь, - рассказывает Андрей.
Во время «зеленого» выступления, так называется последнее выступление гастрольного тура, например, артисты готовят своим коллегам разные шутки, о которых те не догадываются. Так вот, музыканты тоже приготовили шутку.
Они принесли из дома по паре ненужных ботинок или кроссовок и огромный сапог. Раздали обувь работниками сцены и зала. В назначенный момент в клоуна полетела обувь не только от музыкантов, но и со всех сторон, а в конце еще этот огромный сапог прилетел, смеется Романов.
Отдельно Андрей рассказал про то, когда цирк приведут в порядок. По его словам, сейчас работает комиссия, которая оценивает состояние здания и решает, что с ним нужно делать: реконструировать или капитально отремонтировать. Работы планируют начать уже скоро.
- Когда цирк хотели передать Росгорцирку, то переживали, что оркестр расформируют. Так было в других городах. Но все обошлось, хотя слухов было много, - рассказывает Романов.
Кроме руководства оркестром Романов также преподает в музыкальной школе имени Рахманинова. После переезда встал вопрос, куда сыну идти учиться. В Петербурге он ходил в музыкальную школу и на тот момент был уже лауреатом конкурсов. Однако в Краснодаре Андрей столкнулся с проблемой, что оркестровые духовые нигде не преподают.
- Я пришел в школу Рахманинова, поговорил с директором, предложил создать свой класс. Тот поддержал мою идею. С тех пор преподаю для детей. Эта работа дарит мне особое удовольствие и удовлетворение, - говорит Романов.
Изначально была позиция, что никто не захочет играть на духовых, детей в классы набрать не получится. Однако у Романова получилось. Также существовало заблуждение, что нет соответствующих педагогов. Их нашли и в школе Рахманинова учат играть на почти всех духовых инструментах.
По его словам, оркестровых музыкантов, играющих на духовых, не хватает. И это проблема не только Краснодара. Но и Петербурга и даже Москвы. Андрею рассказывали, что на балете «Болеро» видели, как соло на разных духовых инструментах, которые играются по очереди, исполнял один человек. Это говорит о нехватке музыкантов.
- Родители, когда приводят в музыкалку своих детей, часто просто не знают, что есть множество разных инструментов. Учить играть на духовых нужно, иначе музыкантов скоро совсем не останется. Вообще же занятия музыкой, и это доказано, положительно влияет на мозг ребенка, развивает его, - утверждает Романов.
Про свой инструмент — тромбон — на котором, кстати, играет и его сын, он говорит, что это необычный музыкальный инструмент. В игре задействованы не только руки, но губы и дыхание. Высота звука зависит от положения кулисы, положения губ и силы воздушной струи.
- Духовики раньше выходят на пенсию из-за опасности потерять профессию и способность играть, - поясняет Андрей.
Музыкант может долго сидеть, дожидаясь своей очереди, после чего ему приходится резко вступать и играть быстрые тяжелые вещи. В таких случаях духовик может перенапрячь мышцы и получить травму.
Напоследок Андрей говорит, что музыка не только развивает мозг, но и делает ребенка добрее.
Ранее мы побывали в кулуарах Краснодарского госцирка.