Краснодар Четверг, 28 марта
Общество, 03.11.2016 10:16

Исмаил Бердиев: Я верю в президента и будущее России

В последние годы в обществе развернулась целая дискуссия вокруг принципа отделения церкви от государства, заложенного в российской Конституции.

Сегодня религиозные институты участвуют в общественной жизни, их представители появляются в государственных структурах. Некоторые видят в этом нарушение Основного закона.

- Исмаил-Хаджи, а как Вы считаете?
 - Это не нарушение, это закономерные перемены, вызванные жизнью, она же не стоит на месте. Да, у религии с государством  разные функции, но ведь дело-то у нас одно, общее – на благо людей. Сегодня религию исключить из общественных интересов нельзя. После многих лет атеизма в стране наступило ее возрождение, возросло значение. Это понимают и используют те, кто стремится к власти, народ зомбируют, бандиты берут на вооружение конфессиональные догматы. На их основе легко сделать из человека камикадзе, пообещав, что убив, он попадет в рай… 

Но все это хорошо понимает глава государства, который очень серьезно относится к вопросам религии.  Мы, муфтии Северного Кавказа, никогда не забудем политический ход, который в 1999 году, будучи еще председателем правительства России, сделал Владимир Путин, сломав планы вторгнувшихся в Дагестан чеченских боевиков. Провозгласив своей целью распространение на Кавказе «чистого ислама», те прошли к соседней республике практически беспрепятственно, были даже сняты блок-посты. И вот Путин собрал на совещание всех муфтиев Северного Кавказа, в том числе верховного муфтия Чечни Ахмата-Хаджи Кадырова, и предложил нам самостоятельно дать оценку ситуации, обсудить законность и статус самопровозглашенной республики Ичкерия и принципиальный вопрос, поставленный Ахмат-Хаджи: о соответствии действий Шамиля Басаева шариату. 

Этот день стал переломным. Мы долго совещались и в результате единогласно признали, что шариата там нет, им прикрывают бандитские действия, после чего Ахмат-Хаджи отказался участвовать в этой войне. Он обратился к премьер-министру со словами: «Мой народ безвинно страдает, ему нужна помощь». После нашего ухода они с Путиным еще долго разговаривали. А спустя несколько месяцев, уже став руководителем государства, Владимир Владимирович назначил Кадырова главой администрации Чеченской Республики. Это решение было беспрецедентным: представитель религии, муфтий – на такой высокой государственной должности! Но оно оказалось единственно правильным. Ахмат-Хаджи начал людям объяснять разницу между тем, что проповедуют ваххабиты, и тем, что говорит религия. Мы с ним даже ездили за границу, где проживают этнические чеченцы, и там все это объясняли людям, которые давали боевикам деньги. Они поняли, поверили и отказались им помогать. 

Вот так будущий президент смог остановить ту войну, не дать ей охватить Кавказ. И никто тогда еще не мог поверить, что на референдуме, быть ли Чечне в составе России, чеченский народ скажет «да». Ахмат-Хаджи Кадыров знал свой народ и верил ему, и это доверие было взаимным, бывший верховный муфтий Ичкерии стал первым президентом Чеченской республики. Много трудностей было, он их преодолел, много сделал для людей. Но преступники его не оставили. Он ушел из жизни как действительно святой человек. В августе ему исполнилось бы 65 лет. А вся его деятельность, ее результаты подтвердили, насколько  мудрым было решение Путина в критический момент возложить ответственность на религиозного лидера. Вот, пример плодотворного взаимодействия религии и государства.

- Вопрос к вам как к руководителю Координационного центра мусульман Северного Кавказа, члену Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России и межрелигиозных советов России и СНГ. Какая проблема тревожит сегодня общественные и религиозные организации больше всего? 

- Противодействие терроризму, антитеррористическая защищенность. Сегодня в Сирию поехали молодые ребята из всех республик Северного Кавказа. Они будут сюда возвращаться. Их не много, единицы, но как их выявлять, как с ними работать, что делать? В обществе уверены, что уходят в основном мусульмане, давно или недавно принявшие ислам, а значит за каждого из них в ответе мы. Это очень острая проблема, а решить ее способно государство: у нас, муфтиев, нет способов бороться с этим. Там, где надо разъяснить, наставить на правильный путь, мы занимаемся. Но этого достаточно, если от человека вреда нет, если он ещё способен понимать слова наставника. Но если он приходит с непонятными, противоречащими религии, опасными идеями, начинает распространять их, если от него исходит зло, то его обязательно нужно изолировать, то есть привлечь правоохранительные органы. У государства для этого есть все возможности, есть законодательство, как, например, закон об экстремизме, есть сила. А мы можем только объяснять, проповедовать, и делаем это во всех мечетях, на всех встречах. Контролируем, чтобы в мечетях все было без самодеятельности, чтобы никто не мог там извращать религию, призывать в свои секты. 

- Недавно в интервью нашему журналу шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал: «Вера без знаний слепа». Вы согласны с этим?

- Конечно. Верующий человек обязательно должен знать, во что и почему он верует. И думать, для чего он создан, зачем и как должен жить здесь, на земле. Ответ на эти вопросы, все необходимые духовные знания как раз и дают основные религии, ниспосланные от Всевышнего: иудаизм, православие, ислам и буддизм. Разными дорогами мы идем к одному единому Всевышнему. Вот это понимание, эти знания у людей обязательно должны быть, без них невозможно идти по правильному пути. Направлять на него - наша работа. Сейчас, после десятилетий атеизма, утерянных духовных знаний, много стало сект, которые стараются людей обмануть. И победить их можно только знаниями. Президент РФ организовал фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, который помогает нам в духовном развитии. Из него выделяются деньги на обучение в медресе, которые есть при всех мечетях, в исламских институтах, появившихся наконец-то в России. За границу студентов мы уже не отправляем. Но арабов приглашаем: это уже не столько необходимость, как было прежде, сколько традиция, у людей по привычке к ним особое доверие. Недавно мусульмане из десятков стран приняли участие во Всемирной исламской конференции в Грозном, приуроченной к 65-летию Ахмата-Хаджи Кадырова. В других конфессиях тоже много изменений, связанных с обучением основам традиционных религий. Масштабная программа развернута православной церковью. Все это очень хорошо, дает знания, защищает от сектантства, от ошибок.

- Как вы считаете, священнослужители должны изучать другие религии? 

- Было бы очень хорошо, если бы изучали, ведь основа у всех религий, во всех священных книгах одна и та же: возлюби ближнего своего. И люди любого вероисповедания должны это знать. 

 - В наше время очень много говорится о деградации общества, о падении культуры, нравственности, прежде всего среди молодежи. Причин этому много, но можно ли это остановить? 

- Серьезнейшая проблема. В советское время эти вопросы решало государство, с детского сада и до конца школы, октябрятская и пионерская организации, ВЛКСМ и т.д. Сейчас этого нет. На смену пришли телевидение, интернет, которые несут много негатива, кажущегося нашим детям привлекательным. Сохранить нравственность может только религия, единственный тормоз, который должен быть у человека, другого ничего не осталось. Промежуток времени, который мы живем на земле, очень короткий. Кажется жизнь впереди - а она уже пролетела. Эта короткая жизнь дана тебе для того, чтобы в вечной жизни ты был в раю. Мы же не знаем этого, думаем больше о деньгах, о развлечениях, о земных наслаждениях. И так теряем главное… Просто люди совершают грех, не зная того. Мы давно, еще с Ельциным, говорили о том, чтобы в школах ввести уроки религии и учить с самого раннего возраста: что хорошо, что плохо, и что такое религия...

- Так ведь несколько лет назад подобные уроки попытались ввести. Правда, во многих школах эта попытка себя не оправдала…

- Этому должна была предшествовать серьезная подготовка: соответствующих учебников, программ, педагогических кадров. Если преподаватель не знает ответа на вопрос ребенка, этот урок пользы не даст. Еще хуже, если педагог, стараясь скрыть свою некомпетентность, начинает придумывать отсебятину - это вредно, вообще недопустимо, ведь речь идет о текстах, положениях духовных писаний. А в вузах нет факультетов, где готовили бы преподавателей этой дисциплины. 

 -  А почему не могут преподавать этот предмет священники? 

- Как раз потому, что религия российским законодательством отделена от государства, школа - от церкви. Это проблема, которую долго и трудно решали все, включая правительство и президента.  Было много споров. Наконец, нашли решение: ученые традиционных конфессий берут на себя составление этого учебника и подготовку учителей, которые будут  преподавать на его основе. Были разработаны шесть учебников, созданы курсы повышения квалификации для учителей, мы приходили, начинали разъяснять. Но ведь в учебник невозможно заложить то, что его составитель изучал много лет. Дискуссии об этом продолжаются, в том числе и в Совете при администрации президента. Радует, что есть понимание. 

- Какие сегодня взаимоотношения в среде духовных лидеров?

- Мы прекрасно общаемся, абсолютно никаких конфликтов в межрелигиозных вопросах у нас нет. Мы все заинтересованы в возрождении духовности, сохранении и пропаганде общечеловеческих ценностей. И всем разъясняем: никакого фанатизма быть не должно, не надо даже представителя другой религии убеждать, что она у него «неправильная». Его религия тоже ниспослана Всевышним, просто он идет своей дорогой, мы - своей. Сегодня на всех важных событиях мы присутствуем вместе: православные священники, муфтии, буддийские монахи, раввины. 

- Общественность еще не забыла конфликтов, связанных с ношением хиджаба в школах, которые начались на Ставрополье. А как у вас складываются отношения с региональной властью сегодня? 

- Вопрос о хиджабе время от времени поднимается то в одном, то в другом месте. Вот сейчас всплыл в Донском государственном техническом университете. Давайте вспомним сохранившееся в русском языке, среди христиан, негативное слово «опростоволоситься»: оно относилось к женщине, выбежавшей без платка. Традиция и требование для женщин покрывать голову есть в других религиях. А у нас есть закон, согласно которому девушки не могут ходить в хиджабе в школу, и я думаю, мы можем применить его и в отношении вузов. Но косынку надевать верующие все равно обязаны. Что же касается отношений с региональной властью, то прежде, в девяностые, начале двухтысячных, наши разногласия с руководством Ставропольского края были очень острыми. К исламу в регионе относились поверхностно, с пренебрежением. В частности, это привело к конфликту в одном из степных районов, где сельский совет долго отказывал чабанам, в незапамятные времена переехавшим сюда из Дагестана, узаконить построенный ими молельный домик. Сейчас вопрос решен. 

В Кисловодске были судебные решения по поводу сноса мечетей, построенных без разрешения. Людям в свое время администрация отказалась выделить место, тогда они нашли его сами, за свой счет построили, а им говорят: нужно все это убрать. Я обратился в администрацию президента РФ, и это решение отменили, мечети разрешили оставить. Нам удалось добиться разрешения построить минарет на будущей соборной мечети в Кисловодске при поддержке полномочного представителя президента, который объяснил: как церкви не бывает без колокольни, так и мечети не должно быть без минарета, даже если там никто уже и не призывает к молитве. Сейчас со ставропольской властью отношения налажены. Многое изменилось, в регионе строятся мечети, чиновники нас поддерживают, понимание есть.

- Ставропольские чиновники стали разбираться в исламе?

- Знать ислам они не обязаны, но должны  понимать, какое место занимает в обществе религия. После того, как в Москве состоялось открытие мечети, на котором присутствовали Путин и Эрдоган, ситуация изменилась. И я надеюсь, что дальше будет еще лучше. 

- А как мусульмане относятся к скульптурным изображениям православных святых, к крестам, которых в последнее время установлено очень много, в том числе практически перед каждым населенным пунктом?

-  Был как-то такой случай. Один паренек со мной поделился своими сомнениями по поводу старинного родника в Кисловодском парке недалеко от Стеклянной струи. Раньше он всегда брал там воду, а с тех пор, как над родником установили православный крест, не может, считает грехом. Я объяснил: разве этот крест мешает? От этого источник не изменился. Если у тебя жажда, бери и пей. Мы в свое время, когда только начали ставить кресты, еще с владыкой Феофаном обсуждали этот вопрос. И пришли к выводу, что для представителей других религий он не принципиален. 

- Получается своего рода экзамен на знания и толерантность? 

- Да. Человек не знает, есть ли в этом грех. Вот мы эти острые углы и стараемся обходить, объяснять: если кому-то нравится, если он хочет ставить кресты, изображения, – пусть ставит, ведь от этого ничего плохого для других нет. В арабских странах стоят вместе на одной площади мечеть, синагога, христианский храм, и это никому не мешает. И в Москве тоже один человек построил на своей земле мечеть, церковь и синагогу. 

- Вот бы сделать такую «площадь согласия» и у нас - например, в многонациональном Кисловодске! 

- Мы тоже об этом давно говорим, и в полпредстве идею поддержали. Например, у мемориала «Журавли» уже есть и православный храм, и мечеть, и место для синагоги, если захочет еврейская диаспора. Это можно обсуждать.

- Заключительный вопрос, которого не обойти. Сегодня все россияне, даже домохозяйки у телевизоров, в какой-то степени политики, так что в общении с людьми вам наверняка говорить об этом приходится. Как вы считаете: что происходит с нашей страной сегодня и что ее ждет завтра?

- Мое мнение, что везде есть две силы: темные и светлые. Темной мне видится Америка, от которой много исходит конфликтов, убийств, давления, и то зло, что творится в арабских странах. Мне это мнение не навязывают, я там бывал, наблюдаю, анализирую сам. Американцы проиграли во время перестройки, им не удалось окончательно разорвать СССР. Вовремя пришел Путин. А это человек, который болеет за свою страну, я его часто слушаю и верю ему, в отличие от прошлого президента, за которого нам чаще приходилось краснеть. Он вникает во все проблемы, понимает, решает, внушает гордость. Вспомните, как в Мюнхене он открыто на весь мир высказался в адрес США: «Не надо из себя строить господа бога». Он заставил уважать Россию, таким президентом можно гордиться. А то, что проблемы в экономике и зарплата не такая высокая, как хотелось бы, - нам всем надо пережить. Все сразу хорошо не бывает. В первую очередь нужно было свою силу показать. Армию, которую его предшественники практически развалили, Путин поднял. Все делается, Россия становится крепче и сильнее. Дойдем и до экономики, все будет. 

- Вы действительно в это верите? Несмотря на дефицит федерального бюджета, на распространяющуюся в народе депрессию? 

- Я в президента России верю, нужно верить. Но ему необходимо от нас немного терпения и поддержки. И все будет хорошо. Иншаллах!


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Известные люди Юга Краснодар  
Краснодарский крайИсмаил Бердиевизвестные люди юга
0
0