Краснодарский краевой театр кукол раскрыл секреты создания спектаклей
Фото: «Блокнот Краснодара"
Читайте также:
- Метеорный поток обрушится на Краснодарский край (29.03.2024 09:14)
- «Мои самые злые хейтеры – это кубаноиды»: сексуальная блогерша о переезде из Краснодара в Москву (29.03.2024 08:40)
- По извилистым дорожкам к озёрам, водопадам и храмам: видеопутешествие по Японскому саду Краснодара (28.03.2024 16:53)
- «Относятся, как к своим детям, неподалеку забегаловка»: студенты о Краснодарском техническом колледже (28.03.2024 14:47)
- Перенестись в прошлое на машине времени: в Краснодаре раскрыли секреты реставрации Всесвятского кладбища (14.03.2024 16:49)
Планшетные, гапитные, марионеточные, штоковые, мимические, ростовые. Вам знакомы такие разновидности кукол? У большинства взрослых людей они ассоциируются с игрушками и далекими воспоминаниями из детства, но только не у сотрудников Краснодарского краевого театра кукол, который в этом году отметит свое 85-летие. 29 марта его работники раскрыли журналистам секреты создания кукольных персонажей и особенности управления ими. Возрастное ограничение 0+.
ВИДЕО:
Когда попадаешь в здание театра, то буквально сразу начинаешь замечать множество «устремленных» на тебя глаз многочисленных кукольных персонажей, которые находятся в фойе и на втором этаже и будто встречают каждого гостя, чтобы пригласить его в удивительный мир, где гармоничным образом сочетаются сказка и талант актеров.
Вам приходилось видеть настолько искусно выполненных кукол, что, казалось, будто они действительно смотрят на вас и внимательно наблюдают за тем, что вы делаете? Здесь это чувство присутствует постоянно. И не удивительно. Куклы в театре не просто красивы и оригинальны. Маски многих из них изготавливаются по типажу того или иного артиста, задействованного в спектакле.
Актеры театра являются универсальными, то есть выступают и как драматические артисты, и как кукловоды. Конечно, у такого творческого процесса есть множество нюансов и сложностей.
- Это так интересно, когда ты вдвоем с кем-то работаешь на одной кукле. Надо действовать как единый организм. Я вам не могу передать, это такая прелесть, когда рядом партнеры, которые с тобой мыслят и чувствуют одинаково. В одном из спектаклей у нас три человека работают с куклой собаки - три! Передние лапки, задние лапки, а третий управляет головой и туловищем. Это как надо филигранно работать. Это просто полет какой-то, - эмоционально рассказала о своей работе заслуженная артистка Кубани Наталья Старикова. – Это так здорово. Ты даже себя в жизни контролируешь и думаешь: а как я беру вот это? А как мы танцуем? И потом это всё пропускаешь через себя и воплощаешь в кукле.Я влюбилась в этот театр. И для меня основа основ именно театр кукол. И даже не обсуждается.
Наталья Старикова
Наталья Владимировна посвятила актерской профессии уже около 37 лет и очень этому рада. Сначала окончила училище как драматическая актриса, а затем, в 1996 году, Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства как актриса именно театра кукол. О своей работе заслуженная артистка Кубани рассказывала так увлеченно и с таким блеском в глазах, что хотелось узнавать всё больше и больше об этом удивительном мире, который каждый день несет в себе элементы сказки и какого-то волшебства.
На втором этаже театра расположился настоящий мини-музей со множеством самых разнообразных кукол, поражающих своей красотой и яркостью. Также здесь можно увидеть так называемую галерею руководителей –фотографии всех директоров театра с момента его основания.
В 2024 году учреждению исполняется 85 лет. Хотя точная дата его основания не установлена. Известно, что в 1920 году в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей, ставший началом детского театра в Екатеринодаре, у истоков создания которого стоял Самуил Маршак.
Но всё же официальным годом создания считают 1939-й, когда в архивных документах появились сведения о Краснодарском разъездном колхозно-совхозном кукольном театре как о профессиональном творческом коллективе.
В 1961 году он получил временное стационарное помещение с залом на 325 мест. И только в 1972 году театр отметил новоселье, переехав в здание на улице Красной, где располагается по сей день.
Его коллектив, помимо регулярных спектаклей, также принимает участие в международных фестивалях, проводит мероприятия разного уровня и направленности. В репертуаре есть постановки как для детей, так и для взрослых, и даже уникальная постановка для зрителей с ограниченными возможностями здоровья, в которой используются элементы сурдоперевода.
Но, если с детской аудиторией всё понятно, то как же заинтересовать куклами взрослого зрителя?
- Хочу вам сказать по секрету, что город Краснодар знает, что такое театр кукол. Когда я пришла в 1986 году, тогда уже были востребованы спектакли для взрослых. Я помню очередь, которая стояла за билетами от середины нашего квартала до улицы Ленина. У нас воспитана уже публика. Им нужно новое, интересное. И когда зрители приходят, они немного в шоке, и потом уже не хотят уходить, - сказала Наталья Старикова.
По словам художественного руководителя театра Дмитрия Лемберского, в постановках для взрослых используются более реалистичные куклы и специальные приёмы, чтобы увлечь и заинтересовать любого человека.
Наблюдая кукольные спектакли, зрители, чаще всего, даже не догадываются, какая сложная и кропотливая работа была проделана, чтобы тот или иной персонаж появился на сцене. Процесс создания одной куклы занимает около месяца, и в нем задействованы множество людей.
Художник создает начальный образ, затем художник-скульптор вылепливает голову из пластилина, потом делается гипсовая форма, художники-бутафоры отлепляют ее уже в папье-маше. Художник-конструктор делает каркас и необходимые механизмы. А художники-модельеры шьют одежду. То есть это долгая и очень трудоемкая работа.
В краснодарском театре есть самые разные виды кукол, но в основном используются так называемые планшетные, которые двигаются по полу или столу при помощи двух и даже трех кукловодов.
- Одна кукла может работать только в одном спектакле. Это индивидуальный персонаж, который создается, прорабатывается только для конкретной постановки, - пояснила Ольга Поляхова-Шрам - ведущий художник-бутафор. – Куклы - они живые. Посмотрите, он будто говорит: я такой прекрасный, я великолепный, я несу мир, я несу сказку.
Ольга Поляхова-Шрам
Общаясь с журналистами, Ольга Петровна держала в руках куклу импресарио - в ярком костюме и с приветливым лицом. Надо сказать, что на протяжении долгого времени это делать не так просто, ведь весит такой «артист» около 2 килограммов.
Все куклы бережно хранятся в так называемых карманах - в деревянных коробах, на расческах (специальных вешалках), в холщовых мешочках, переложенные поролоном. Если спектакль прошел и какое-то время его не показывают, то персонажи лежат и ждут своего часа. Если у них появляются какие-то огрехи - поцарапались, что-то порвалось, то их переносят на реставрацию, после которой снова возвращают в работу.
Ольга Петровна продемонстрировала и некоторых других кукол. Даже самыми небольшими часто управляют несколько человек, чтобы эти маленькие ручки и ножки двигались естественно. Пока, например, милая принцесса приводит в восторг детвору в зале своей грациозностью, за ширмой мастерски прячутся управляющие ею люди, чтобы в итоге получилась вся эта театральная магия.
Так что куклы куклам - рознь. Для кого-то это просто игра, а для кого-то работа и настоящая жизнь.
Также в нашем разделе "Культура" читайте подробно о выставке, посвященной тайнам глубин Чёрного моря.
Подписывайтесь на нас в Telegram
Информационный обзор редакции
Елена Бутова
Видео: Сергей Трубин
Фото: "Блокнот Краснодара"