Краснодар Воскресенье, 16 июня

Никогда ты не станешь рекою: как в Краснодаре исчез и продолжает погибать Карасун

Через нынешний Краснодар на протяжении многих веков текла река Карасун. Всего лишь за 100-150 лет активной деятельности люди практически погубили реку. 23 мая 2024 года «Блокнот» напоминает основные вехи истории Карасуна и рассказывает о его нынешнем дне.

Из века 18-го в век 21-й

Первые казаки, основавшие в конце 18 века Екатеринодар, поселились именно в этом месте, кроме всего прочего, еще и потому, что оно было очень удобно из-за слияния здесь двух рек: это было выгодно, как с хозяйственной точки зрения, так и для обороны.

Казаки, проживающие в этом районе в конце 19 века, около 150 лет назад, стали свидетелями того, как одна из двух рек практически поглотила другую, и начали активно «помогать» «победительнице», возводя через «слабую» реку дамбы с целью иметь сухопутные переправы на другой берег. В результате вольно или невольно превратили реку в несколько озёр, которые подпитывались лишь подземными источниками и уже тогда представляли из себя лишь цепь заболоченных водоёмов.



Карасун до 1917 года

Сегодняшние коренные жители Краснодара (и уж тем более – «понаехи») могут даже не представлять, что чуть более полувека назад значительную часть этих самых озер осушили и засыпали, а потом, естественно, застроили. И в городе практически незаметно, но и достаточно быстро по меркам истории, исчезла целая река.

А когда-то она протекала в пределах равнинного рельефа Азово-Кубанской низменности и была единственным более-менее крупным правым притоком Кубани в ее среднем и нижнем течении. Долина реки имела протяженность около 45 км. Ширина долины достигала в среднем 200 м, а в низовьях доходила до 400 м. Глубина - от 1-3 м в верховьях до 8 м в среднем и нижнем течении.

Из глубины веков в подземную трубу

Речь идет о реке Карасун, которой сейчас уже нет. Так уж бывает, что безжалостное время, изменения в окружающей природе, климате и, к сожалению, не совсем, мягко говоря, продуманная деятельность людей приводят к гибели, исчезновению лесов, полей, рек… Судьба Карасуна в этом плане – яркий и печальный пример.

Конечно, природные явления сыграли в гибели Карасуна определенную роль. Но добили-то его всё же именно люди!


Истоками реки Карасун (с тюркского - «черная вода») служили ключи и родники, бьющие из-под земли недалеко от станицы Старокорсунской. По берегам Карасуна можно было встретить немало живописных уголков, здесь существовал богатый животный и растительный мир, водилось много рыбы.

В определенный промежуток времени Кубань перехватила реку Карасун в районе, где сейчас расположена Краснодарская ТЭЦ. Это привело к изменению водного режима, а также обособило нижнюю часть русла реки Карасун от текущих вод Кубани. Вода в Карасуне стала обновляться только в период паводков. Его течение сильно замедлилось, в воде появилось большое количество темного ила (возможно – отсюда и название реки), на берегах буйным цветом разросся камыш. До устья Карасуна, где он впадал в Кубань, доходил уже отнюдь не полноводный поток…

Дальнейшей гибели реки вскоре начали активно способствовать люди. С конца 19 века через уже практически непроточный Карасун стали сооружать дамбы в целях налаживания транспортного сообщения с разными районами города: это было гораздо проще и дешевле, чем строить мосты. Только к началу 20 века таких дамб было возведено около десятка. И работы не останавливались!

Естественно, что вновь образованные непроточные водоемы, фактически – озера, стали еще быстрее зарастать камышом, превращаться в стоячие болота и даже в сточные ямы. А это – рассадник малярии и других заболеваний. Их начали осушать и засыпать. И так – вплоть до второй половины 20 века.

Именно тогда последний отрезок Карасуна загнали в трубы и увели под землю в место, где теперь располагаются улицы Суворова и Гудимы.

От Покровских озер до болот и луж

Всё! На этом река Карасун перестала существовать. У ее истоков севернее станицы Старокорсунской русло высохло и теперь распахано. Да и вообще бывшая мелководная часть верховьев реки практически стерта с лица земли. И выше поселка Пашковский практически не прослеживается.

Фактически от реки осталась цепь отстоящих друг от друга на разном расстоянии застойных озер, по традиции называемых Карасунскими. Они тянутся по территории современного Краснодара почти на 20 км. Всего их насчитывают пятнадцать. Длина озер от 150 до 800 м, максимальная глубина 3,5 м. Некоторые уже напоминают болота или даже лужи.


Верхнее Покровское озеро, 1987 год

Самые большие из Карасунских озер – Покровские, состоящие из двух водоемов, разделенных Дмитриевской дамбой. Максимальная глубина нижнего озера 3,6 м, длина 300 и ширина 200 м. Верхнее имеет максимальную глубину 3,7 м, длину более 500 м, ширину 230 м.

Такая вот «жемчужина»

Несомненно, охрана Карасунских озер, сбережение хотя бы того малого, что осталось от безвозвратно утерянной реки – должно быть постоянной заботой всех жителей современного Краснодара: начиная от представителей органов власти и заканчивая каждым горожанином.




Покровские озера, наши дни

Не стоит даже лишний раз напоминать, чем важны благополучные водные пространства для любого современного мегаполиса. Как, впрочем, не вызывает сомнений и тот факт, что человеческое вмешательство в природные процессы, в том числе и по отношению к рекам, озерам и иным водоемам, к сожалению, очень часто приводит к неблагоприятным и необратимым последствиям. Плохая вода – это неблагополучная экология, гибель животных и растений, болезни людей.

В Краснодарских водоемах вода плохая. В том числе – в Карасунских озерах. И этого никто не станет отрицать и не сможет доказать обратное. Даже по запаху, идущему от воды практически в любое время года, ее окрасу понятно: эта вода непригодна для культурно-бытового использования. В том числе – для купания. Не говоря уж о пробах на содержание в воде краснодарских рек, озер или прудов всяких хлоридов, аммиака и прочих нитритов и нитратов, а также загрязнений фекального и белкового происхождения. Этого «добра» хватает!

И всем понятно, что те же самые Карасунские озёра нуждаются в природоохранных и рекреационных мероприятиях. Ибо Карасуны – это действительно подарок природы жителям города. В мэрии Краснодара однажды даже назвали их «жемчужиной нашего города, которую необходимо благоустроить».




Верхнее Покровское

Еще одна попытка

Но не будет ли это совершенно правильное и понятное заявление и намерение очередным прожектом? Ведь попытки как-то исправить ситуацию уже были.

Еще в начале 80-х годов прошлого столетия существовала программа очистки рек «Малые реки Кубани», в списке которых был и Карасун. Но финансирование заморозили и реализовать проект полностью не удалось.

Говорят, что тему благоустройства и реконструкции водоемов обсуждали и в 1993 году. В 2006 году появилась программа «Краснодару — столичный облик». В 2013 году ростовской компанией был разработан свой проект. В 2015 предложили проект «Зеленый каркас».

Все те проекты так и остались на бумаге. Объяснений этому находилось много. Но главная причина нереализации проектов - их стоимость. А она с каждым годом только растет. И денег, конечно же, всегда недостаточно. Впрочем, бюрократических несуразиц тоже хватало. Например, почти десять лет (!) ушло только на то, чтобы перевести водоемы из федеральной в муниципальную собственности и, следовательно, получить юридическое право на их благоустройство.

Сейчас вновь говорят о проекте, который позволит осуществить масштабные преобразования городских водоемов. Поначалу почему-то решили облагородить только восемь водоемов. Но пусть хоть так!



Дмитриевский сквер у Покровского озера

При этом следует отметить, что положительные подвижки, направленные на улучшение ситуации вокруг Карасунов, есть. Благоустройство территории вокруг одного из Покровских озер возле стадиона «Кубань» - наглядный пример. Председатель городской думы Вера Галушко не так давно говорила о выделении 20 млн рублей на проект по облагораживанию прилегающей к Карасунским прудам территории, «чтобы люди имели возможность любоваться природой, отдыхать на чистом берегу».




Нижнее Покровское

Но в этом плане насторожили другие ее слова: «Чтобы благоустроить эту территорию и очистить водную гладь, нужны огромные деньги, муниципалитет самостоятельно не потянет такие траты…» А если Краснодару так и не удастся попасть ни в какую федеральную или краевую программу и получить дополнительные средства, всё так и останется, как сейчас? И будет снова мусор валяться вокруг второго, менее прибранного, Покровского озера?

От мифов к реальности

Несомненно, что уже потеряно – того не вернешь. Карасун уже никогда не станет той рекой, которой был когда-то. Но именно поэтому надо предпринимать все усилия для сохранения того, что еще можно сохранить – Карасунских озер.

Вокруг них существует множество мифов – про утонувшего казака на коне с пикой, о которую повредила руку казачка, полоская белье. Про огромного трехметрового сома. Про фашистские танки, исчезнувшие в глубинах какого-то из водоемов.


Ясно, что для облагораживания Карасунских озер нужны совместные усилия всех заинтересованных сторон и конкретные дела. Иначе через какое-то время все нынешние разговоры о благоустройстве и реконструкции Карасунов будущими поколениями краснодарцев будут восприниматься как те же мифы.

Людмила Клубникина

Фото: myekaterinodar, "Блокнот Краснодар"

Читайте нас в Telegram

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  
Новости краснодараистория краякарасунпокровские озераэкология
0
2