Перелёт Киев – Екатеринодар 110 лет назад, генерал русской авиации, узник ГУЛАГА и смерть в нищете в Краснодаре: судьба лётчика Вячеслава Ткачева
Читайте также:
- На ярмарках в Краснодарском крае во время вспышки АЧС торговали мясом неизвестного происхождения (06.10.2023 16:04)
- Краснодарский край на несколько дней накроют ливни с грозами, градом и шквалистым ветром (06.10.2023 15:50)
- Опасности и уникальные особенности: 10 удивительных фактов о Чёрном море (06.10.2023 15:57)
- Росстат: в Краснодарском крае снизились цены на топливо (06.10.2023 14:45)
- В Краснодарском крае в ДТП столкнулись два большегруза (06.10.2023 14:00)
Заболел авиацией
25 сентября 1885 года в церковной книге Свято-Михайловского храма станицы Гиагинской тогдашнего Майкопского отдела Кубанской области (ныне — Республика Адыгея) была сделана запись: «В станице Келермесской 24 сентября родился Ткачев Вячеслав Матвеевич — сын войскового старшины. Отец — Ткачев Матвей Васильевич — войсковой старшина. Мать — Ткачева Наталья Ивановна».
15 августа 1995 года появилось распоряжение главы администрации города Краснодара «Об установке мемориальной доски первому главкому ВВС России генерал - майору Ткачеву В. М.»
Между этими двумя событиями прошло долгих 110 лет, которые вместили в себя рождение Вячеслава Ткачева в казачьей семье, его путь в небо, в авиацию, его подвиги во благо России, неприятие советской власти, участие в Гражданской войне на стороне белых, эмиграцию, жизнь в Югославии, арест и депортацию в СССР в 1945-м, десять лет лагерей, полунищенское существование в коммуналке Краснодара, почти полное забвение, смерть, похороны на Славянском кладбище и наконец – заслуженное признание.
Славянское кладбище Краснодара
Об удивительной и нелегкой судьбе Вячеслава Ткачева «Блокнот Краснодара» уже много писал раньше. Сегодня мы хотим подчеркнуть некоторые эпизоды жизни выдающегося летчика, (в том числе – непосредственно связанные с Краснодаром), опираясь на документальные источники и слова, сказанные самим Вячеславом Матвеевичем.
Итак, будущий выдающийся авиатор России родился 6 октября (24 сентября по старому стилю) 1885 года. Прошло время, и в 1911 году Ткачев впервые в жизни увидел летящий над городом аэроплан и буквально заболел авиацией. Это предопределило его судьбу.
Подвиги и награды
Уже в 1913 году он совершает рекордный по тем временам перелет по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар (протяженность — примерно 1600 километров) и завоевывает признание среди коллег-авиаторов.
А потом был целый ряд событий и поступков, которые современники и потомки назовут подвигами.
В частности, приказом армии Юго-Западного фронта от 24 ноября 1914 года за № 290 летчик Ткачев был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков) - за то, что возвращаясь с разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций. Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля.
У Ткачества было еще множество российских наград - орден Св. Станислава 3-й степени (1910 год), орден Св. Анны 3-й степени (1913), орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1915), орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1915), орден Св. Анны 2-й степени с мечами (1915), орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (1915), Золотое Георгиевское оружие «За храбрость» (1916) и другие, а еще - французский Военный крест (1917).
Сам Вячеслав Ткачев писал о своей жизни следующее: «Подвожу краткий итог моей работы в авиации в период Первой мировой войны. Я был первым Георгиевским кавалером русской авиации. Дал командованию выдающиеся разведывательные данные, приведшие к большим победам наших войск. Был организатором 1-ой истребительной авиационной части, которая после хорошей технической и тактической подготовки нанесла ряд решительных ударов по немецким бомбардировщикам, и тем защитила наши тылы (под Луцком). Действием этой истребительной группы было положено начало организованной борьбе в воздухе. Написал и издал в 1916 году первое в истории России «Пособие по тактике ведения воздушного боя». Я первый из простых смертных (а не из Романовых) возглавил русскую авиацию с декабря 1916 г. при штабе Верховного главнокомандующего. Я был первым генералом русской авиации».
Памятная доска в станице Клермесской
По свидетельствам специалистов, здесь нет ни одного слова преувеличения.
После революции
Вячеслав Ткачев не принял Октябрьскую революцию и советскую власть. В ноябре 1917 года он подал в отставку, оставив записку:
«Захват ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет… Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота».
В годы Гражданской войны он выступил на стороне белых. Возможно, это был самый переломный и неоднозначный поступок в жизни героя-летчика. Вот свидетельства участия Ткачева в той братоубийственной схватке:
«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки».
Воспоминания генерала Врангеля о своем подчинённом: «Наша воздушная эскадрилья под руководством выдающегося лётчика генерала Ткачёва производила в воздухе ряд блестящих маневров, маневров тем более удивительных, что большинство аппаратов пришли в полную ветхость, и лишь беззаветная доблесть русского офицера заменяла технику».
В эмиграции
Эмиграция летчика Ткачева – отдельная тема. В книге Игоря Сирицы "Лестница в небо Вячеслава Ткачёва. Исповедь белого генерала" приводятся следующие воспоминания летчика:
- Один из полковников войск СС говорил мне: «Мы возвратим вам все, что отняли у вас большевики. После того, как мы победим, вы будете иметь землю и дачу в Крыму. Мы предлагаем вам организовать лишь один отряд из бывших летчиков-офицеров, лишь одну небольшую эскадрилью и вы получите все земные блага от немецкого командования». Я с возмущением отверг предложения гитлеровских чинов, сказав: «Если в Гражданскую войну я сражался с русскими, то это вовсе не значит, что я сражался с Россией».
В полуподвальном помещении этого дома в Краснодаре жил генерал авиации
Было ли всё именно так – точно сказать невозможно. Как невозможно в точности подтвердить и сообщения некоторых СМИ о том, что жена Вячеслава Ткачева, в 50-60 годах проживающая недалеко от Парижа, написала письмо мужу с предложением вновь эмигрировать и добиваться через советское посольство разрешения на выезд. Но Ткачев отказался: «Мне слишком тяжело далось возвращение на родину, и я не хочу вновь ее потерять».
Возвращение
Точно известно одно. Вспомнили о выдающемся летчике России лишь спустя 30 лет. В 1994 году память его увековечили. На улице Рашпилевской, 82 в Краснодаре установили мемориальную доску. На ее открытие прибыл тогдашний главком ВВС России Петр Дейнекин. А над городом пронеслись лучшие авиазвенья России.
В 2010 году в Клермесской Адыгеи около Свято-Покровского храма установили памятную доску в честь кубанского казака, летчика-героя Вячеслава Ткачева. Надпись на доске из черного гранита, под портретом летчика, гласит «Ткачев Вячеслав Матвеевич 24.09.1945г. – 30.03.1965г. уроженец станицы Келермесской, первый генерал и первый Георгиевский кавалер среди летчиков. Первый командующий авиации России».
Что касается событий 110-летней давности, то газета «Кубанский край» от 12 октября 1913 года писала: «В Екатеринодар прилетел военный летчик киевской авиационной роты В. М. Ткачев, подъесаул 5-й Кубанской казачьей батареи. Он совершил перелет большой дальности – из Киева в Одессу, через Керченский пролив на Тамань и в Екатеринодар. За этот перелет Киевским обществом воздухоплавания В. М. Ткачев был удостоен золотого жетона с надписью: «За выдающийся полет 1913 г.».
Героя принимал наказной атаман Бабыч. Был дан праздничный ужин. В общем, слава и почет в краю родном. Три дня Ткачев демонстрировал летное мастерство в небе над Екатеринодаром. Горожане закрывали свои лавки, служащие отпрашивались с работы. Когда еще такое увидишь!
В войсковом штабе генерал Ляхов горячо поздравил Ткачева с благополучным прибытием в родной край: «Мы гордимся, что именно наш кубанец совершил этот выдающийся перелет...».
Итак – за этот перелет Вячеслав Ткачев был удостоен золотого жетона с надписью «За выдающийся полет 1913 года». Почему? Всё просто – полет происходил «в ненастное осеннее время и без предварительной подготовки трассы» и составил более 1500 километров. В те времена перелеты на подобные расстояния совершались летчиками по хорошо знакомым трассам, обычно - вдоль железной дороги, не теряя времени на поиск других ориентиров. Ткачев был первым, кто обошелся без всего этого.
Не зря тот его полет был признан мировым достижением. «Твой перелет - самый значительный из бывших до этого в России. Вячеслав, ты молодчина, - сказал при встрече со своим другом Петр Нестеров, еще один из первых выдающихся авиаторов России.
Замечательным пилотом Вячеслав Матвеевич Ткачев остался навек в истории нашей страны.
Людмила Клубникина