«Средства бюджета расходуются недостаточно эффективно»: КСП раскрыла нарушения в образовании Краснодарского края
Результаты проверки КСП не порадовали
Читайте также:
- Экс-мэр Краснодара Андрей Алексеенко попал под санкции США (15.12.2022 20:44)
- Главное в Краснодаре сегодня: губернатор на военном полигоне, блогеры на мусорке, чиновник в суде, народу обещают маски и улицу Жириновского (15.12.2022 19:30)
- В Краснодаре суд взыскал с Минобороны 1,5 млн рублей за смерть военнослужащего (15.12.2022 19:12)
- Проще снести, чем помочь людям: краснодарцы просят администрацию не трогать их недострой (15.12.2022 17:55)
- Губернатор пропиарил краснодарские дроны после запрета полётов (15.12.2022 17:32)
Специалистами контрольно-счетной палаты Краснодарского края был проведен аудит эффективности расходов на осуществление государственных полномочий в области общего образования. Как стало известно 15 декабря, результаты оказались неутешительными. Специалисты выявили тысячи нарушений.
Специалисты КСП установили, что средства краевого бюджета, выделенные на общее образование, расходуются недостаточно эффективно. Ответственность за это лежит на Министерстве образования, а также органах местного самоуправления и самими школами краевых муниципалитетов.
Согласно представленным данным, на обеспечение государственных гарантий реализации прав жителей Кубани на получение общедоступного и бесплатного общего образования в 2020 и 2021 году в краевом бюджете предусмотрено 51,8 млрд рублей (25,5+26,3), на 2022 год на эти цели предусмотрено еще 27,7 млрд рублей.
Численность обучающихся в школах Краснодарского края растет с каждым годом и к 1 сентября 2022 года составила уже более 730 тысяч человек. При этом отмечается, что все принимаемые меры, а также снижение миграционного притока, не принесли никаких результатов, и в крае продолжает расти доля обучающихся во вторую и даже третью смену.
Кроме того, в Краснодарском крае нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности утверждены для трех различных видов образовательных организаций, а не по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Это является нарушением требований статьи 99 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».
Пожалуй, одним из главных выводов данного аудита можно назвать то, что размер действующего норматива, как оказалось, фактически обеспечивает существование, но не развитие отрасли общего образования Кубани.
Низкие зарплаты учителей отпугивают молодых специалистов
Региональная система общего образования характеризуется ежегодным недофинансированием. Отсутствие установленной методики определения применяемых коэффициентов создает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и является коррупциогенным фактором.
Достижение необходимых показателей уровня средней зарплаты учителей (определенных Указом президента) достигаются в кубанских школах, как выяснилось, не за счет увеличения этой самой зарплаты, а исключительно путем увеличения нагрузки на педагогов. В результате, чтобы получить среднюю по краю оплату труда (34 тысячи рублей) краснодарский педагог вынужден работать на 1,2-1,8 ставки, а также выполнять дополнительный объем работы (например, классное руководство). При этом доплаты за осуществление классного руководства для учителей муниципальных школ не гарантированы на краевом уровне ни одним правовым актом.
Правовая неурегулированность в данном вопросе привела к тому, что в ряде школ были выявлены случаи осуществления выплат за классное руководство лицам, не имеющим права на их получение.
Ввиду низкой заработной платы и высокой нагрузки молодежь не считает профессию учителя престижной, растет доля педагогов старшего возраста. Таким образом, социально-экономический эффект от существующих мер поддержки педагогов не достигается.
Поддержка одаренных детей не реализуется должным образом
В вопросе, касающемся выявления и поддержки талантливых детей, также наметился ряд трудностей и нарушений. Так, само понятие «одаренный ребенок» до сих пор не конкретизировано на краевом уровне, нет четкого регламента выявления таких детей, что создает широкое поле для различных нарушений.
Например, в Ленинградском районе дополнительные образовательные услуги оказывались не одаренным детям, а обучающимся на тройки и четверки ученикам 9-х и 11-х классов. А в Выселковском районе таким детям не оказывались дополнительные образовательные услуги, на которые было выделено 11,8 млн. рублей.
Специалисты выявили около 2,5 тысяч нарушений в работе органов местного самоуправления и подведомственных им школ, среди которых нецелевые расходы, невыполнение школами муниципальных заданий, переплаты директорам школ и недоплаты педагогам и другие. Их общая сумма составила почти 750 млн. рублей.
О сельских школах все забыли
Аудит также привел к неутешительным выводам о том, что сельским школам не уделяется должного внимания местными властями. Настолько, что учебные заведения небезопасны для детей. Так, выяснилось, что в некоторых из них до сих пор отсутствуют теплые туалеты, кровля и окна протекают, стены изнутри покрываются грибком, а снаружи трещинами, отопление осуществляется дровами и углем, отсутствуют или находятся в полуразрушенном состоянии спортивные залы, а инвентарь настолько ветхий, что им невозможно пользоваться. Кроме того, в некоторых школах нет необходимых коммуникаций. Например, в половине школ Успенского района отсутствует водоснабжение. А воду для детей привозят в специальных емкостях.
Мест нет
Также в отчете была затронута тема переполненности школ и отсутствия мест. Отмечено, что темпы роста численности обучающихся в 2-3 раза опережают темпы ввода новых учебных мест. За последние три года численность учащихся прирастала в среднем на 28 тысяч человек в год. При сохранении текущих темпов ввода новых мест в школах (около 14 тысяч) на выполнение стратегической задачи и поручения президента РФ по переводу школьников на односменный режим обучения потребуется 26 лет, а с учетом возникающих рисков – 27-28 лет.
Неутешительные итоги
Итогами аудита стали 108 представлений и два предписания, а также более 100 дел об административных правонарушениях.
Российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало в августе текущего года рейтинг лучших школ по конкурентоспособности выпускников (топ-200), а также рейтинги лучших школ по конкурентоспособности выпускников по укрупненным направлениям подготовки «Технические, естественнонаучные направления и точные науки» (топ-50), «Экономика и управление» (топ-50), «Социальные и гуманитарные направления» (топ-50), «Медицина» (топ-50). Кубанские школы не вошли ни в один из них.
Елена Бутова