«Выходить из зоны комфорта – круто», – искусствовед Анна Ткачева
Фото: из личного архива
Читайте также:
- «Верю, что когда-то животные с улицы закончатся», - основатель проекта «Квартира для котиков» Ольга Трофимова (29.09.2020 08:13)
- «Работа модели не легче работы в офисе», - участница международного конкурса красоты «Мисс Офис» Елена Гриненко (25.09.2020 18:10)
- «Нужно было чем-то пожертвовать, чтобы идти дальше» - гандболистка Ефимкина о спорте, жизни и личном (14.09.2020 14:10)
Анна Ткачева – искусствовед, куратор различных художественных выставок, программный директор фестиваля Geek Picnic, который несколько лет проводился в Краснодаре, правда с приставкой экс, но там своя неприятная история получилась. Об искусстве, певице Виктории Дайнеко и работе в музее.
С Аней я знаком лет 15. Ну может чуть меньше. Мы тогда еще были студентами. Учились в Кубанском государственном университете на одном факультете. Аня училась по специальности «Искусство и гуманитарные науки».
На третьем курсе учеба не шла и после значительного количества пропущенных пар Аню отчислили. Она восстановилась через год и получила диплом, который явно не стал лишним, а помог в дальнейшем устроиться на работу, которая оказала существенное влияние.
В Краснодар Аня переехала после окончания школы из города Мирного, который находится в Якутии. Кстати, там она училась в школе №12 вместе с певицей Викторией Дайнеко. Правда, та была на несколько лет старше.
– Ты берешь у меня интервью только исходя из этого факта моей биографии? – пошутила она.
На самом деле нет. Именно так я ей тогда ответил. О Дайнеко Аня рассказывала еще лет восемь назад. И сейчас я припомнил ей этот «факт биографии». Она рассказала про Мирный, где было холодно, снежно, жили якуты, буряты, люди ели оленину.
После окончания вуза Аня устроилась в художественный музей имени Коваленко. По ее словам, ей позвонили 1 апреля и сказали, что приняли на должность младшего научного сотрудника. Нужно нести документы и приступать к работе.
– Первая реакция: «Вы шутите?» – вспоминает Аня.
В итоге, в музее Аня проработала три года. По ее воспоминаниям, это было хорошее время. Несмотря на то, что музей – особое место, где не всегда любят что-то новое, прогрессивное. Это проблема для молодых специалистов. Аня говорит, что столкнулась с этой косностью.
Основными ее обязанностями были проведение экскурсий и так называемых музейных уроков со школьниками о художниках и искусстве в целом. Она говорит, что было очень интересно изучать фонд, который у музея имени Коваленко довольно богатый. В нем собрано много интересных работ различных художников. И многие из этих работ до сих пор не имеют подробных описаний.
Например, говорит Аня, в архиве есть женский портрет итальянского художника XVI века Франческо Морандини. Но какой-либо подробной информации о работе нет. В целом в России этот художник не представлен.
Аня начала искать информацию о нем в интернете на зарубежных сайтах. Показательный момент, что хранители, которые должны изучать музейную коллекцию, говорили: «Зачем тебе это надо?» – когда Аня просила доступ к работе.
После изучения литературы и самой картины, говорит Аня, информация систематизировалась, на основании которой получилась лекция. И как говорит на тот момент младший научный сотрудник Анна Ткачева, она пользовалась популярностью. И не только она.
Лекции, которые она читала в музее, приходил послушать не один десяток человек. И это не только знакомые. Дизайн афиш предстоящих лекций разрабатывали друзья ЛераВалера, после Аня сама их расклеивала. Плюс, ее приглашали на передачу «Артефакты» на канал «Кубань 24».
Аня воспоминает, что в музее после этого на нее косо смотрели. Считали выскочкой. По ее словам, помимо всего прочего она начала курировать выставки. Перед увольнением в разработке находились три выставки сразу. У некоторых, добавила она, столько в год не бывает.
В самый пиковый момент ее заставили провести экскурсию, добавив, что это основная ее обязанность, а кураторство никому, по большому счету, и не нужно. Психанула, говорит Аня, и написала заявление по собственному желанию.
С того момента прошло уже больше трех лет. Говорит, что не жалеет. Музей много дал, добавляет. Например, очень важное образование в Санкт-Петербурге по специальности «Музеология и охрана памятников природного и культурного наследия».
Документы подавала она вместе с коллегой. В итоге, выбрали только ее, говорит Аня. На протяжении 2,5 лет после этого каждые полгода на месяц она летала в Питер, где ей читали лекции крутые местные специалисты.
Это образование, говорит Аня, дало очень много. С итак небольшой зарплаты она откладывала на поездки и проживание в Питере. Один из преподавателей потом приглашал ее в аспирантуру. Но возможности не было.
После ухода из музея произошел поворот от искусства в сторону науки. В частности, Аню пригласили стать куратором зоны искусства фестиваля Geek Picnic. В 2017 году он впервые проводился в Краснодаре.
По ее словам, организация фестиваля – нечто похожее на садизм. Потому что тяжело эмоционально и физически. Но это круто, говорит Аня. Особенно круто об этом вспоминать. В процессе же иногда находиться не очень круто.
Но Аня стала куратором не только зоны искусства. Она также планировала музыкальную часть фестиваля. Помню, мы с ней встретились и она рассказывала, что пригласила Mujuice, «Наадю» Pompeya. Было это летом 2018 года и второй ее фестиваль. Правда, тогда я не был знаком с этими исполнителями. Теперь-то их знаю.
В процессе организации, говорит Аня, многие даже опытные участники команды «плыли». Она подхватывала. За эти качества ее в том же 2018 году пригласили в Питер в качестве антикризисного менеджера местного фестиваля. Короче, ее должность звучала как программный менеджер.
Тот питерский фест она тоже воспоминает с определенной теплотой. За почти 10 дней до и во время удалось поспасть буквально несколько часов и буквально на ходу чего-то пожевать. Пассионарность. Не иначе.
В этом году Geek Picnic нет по известным причинам. Да и Аня вряд ли приняла бы в нем участие. Гонорар за организацию фестиваля до сих пор не выплатили. А, между прочим, год прошел.
Параллельно Аня занимается организацией битвы молодых ученых Science Slam и проектом «Умный Краснодар». Что касается первого проекта, то там молодые люди в формате стендапа рассказывают о своих научных проектах. Должно быть интересно, с шутками и популярно, то есть понятно. Такой вот научпоп.
Самое сложное в Science Slam, говорит Аня, отбор молодых ученых с интересными проектами. Трудно также было их учить уверенно выступать на публике, уметь держать себя, избавляться от слов-паразитов, укладываться в отведенное время.
«Умный Краснодар» – проект для детей от семи до 14 лет также завязанный на занятиях наукой. Больше практического, прикладного, правильнее даже сказать экспериментального плана. Аня говорит, что они строятся на, например, лабораторных работах студентов МГУ и других ведущих вузов страны. Дается теория, которая закрепляется экспериментами.
Для этого создана целая система. Оборудование для проведения тех или иных практических занятий по различным дисциплинами ездит по городам-участникам по карусельной системе, если можно так сказать.
Например, месяц лаборатория по медицине находится в одном городе, в другом – по химии, в третьем – по биологии и так далее. Потом они переезжают, их место занимают другие. И так раз в месяц. Дисциплин много, говорит Аня.
После разговора Аня пригласила меня на предаукционную выставку проекта «Мост», которая проходила на базе площадки «Типографии». Я идти не хотел, но в итоге согласился. И не пожалел. Аня сказала на это, что выходить из зоны комфорта – круто.
Семен Серов
Новости на Блoкнoт-Краснодар