Краснодар Четверг, 25 апреля
Общество, 31.07.2019 20:20

«Я хочу творить сам», - молодой режиссер Краснодара о работе в российском кино

Три года назад в кубанских СМИ грянула новость о том, что студенты Краснодарского государственного института культуры снимают полнометражное кино по мотивам знаменитого зарубежного произведения. Режиссировал фильм под названием «Максимка» Денис Лузанов, который поставил своей целью перенести научно-фантастическую классику на экраны. С тех пор многое поменялось.

Сегодня Лузанов работает в коммерции и одновременно ведет свои проекты. На личном опыте он познал, каково живется молодым киношникам и с какими трудностями приходится столкнуться, снимая фильм. 31 июля корреспондент «Блокнота Краснодар» встретился с Денисом, чтобы узнать о его нынешней деятельности, планах на будущее и мнении о российском кинематографе.


«Я не тот человек, который родился и понял, что должен снимать кино»


- Денис, с чего начался твой путь к кинематографу?

- В эту сферу я не стремился попасть с детства. Сначала я хотел стать юристом, но родители не одобрили. Однажды моя хорошая подруга, зная, что я увлекаюсь фотографией (как и мой отец когда-то), посоветовала мне пойти в институт культуры. Я даже не знал о его существовании, но в итоге поступил и даже успешно закончил. Для меня эти пять лет стали полноценной школой жизни. В институте меня приучили к порядку, к режиму. Но кино цепляло меня всегда. В детстве я увидел американский фильм с добавлением анимации «Космический Джем». Он был про баскетболиста Майкла Джордана, оказавшегося в мире мультяшек. И после его просмотра я сказал родителя: «Хочу заниматься баскетболом». И в итоге целый год гонял мяч. Потом я посмотрел «Ямакаси» про паркурщиков и стал прыгать с дивана на диван с криками «Я - ямакаси!». С возрастом я понял, что хороший фильм всегда несет с собой идею - «Хочешь сделать что-то - встань и сделай это».

Первым серьезным шагом к миру кинематографа для Дениса стала экранизация культового рассказа. Автором сценария была назначена краснодарская поэтесса Айше Девлетова. При бюджете в 50 тысяч рублей, большую часть из которых выделили родители, юноша намеревался сходу снять нечто громкое для кинофестивалей.

- Как шла работа над фильмом? Что пошло не так?

- Этот проект стал для меня самым большим событием в жизни. Задумал я его в 2015 году, когда прочитал «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза и решил интерпретировать сюжет на свой лад. В команде у меня было 17 человек, включая актера народного артиста РСФСР Анатолия Горгуля. И все работали бесплатно, за идею. Увы, амбиций хватило, а вот опыта недостало - мне был 21 год. По разным причинам работу пришлось заморозить и сейчас есть только трейлер фильма. Непросто говорить об этом этапе жизни, но я уверен, что еще вернусь к нему.


- Сейчас ты занят другим.

- Я выбрал рекламу, чтобы «набить руку», получить недостающий опыт. Никаких свадебных видео. У меня есть свой продакшн, «Бюро Видеорекламы», в котором я сотрудничаю с Артемом Калашниковым. Там я пишу сценарии, снимаю, монтирую то, что меня самого увлекло и позволяет получить и отработать новые навыки. Собрав всю нужную инфу о продукте, я дня три-четыре обдумываю идею и уже потом приступаю к работе. В этой сфере я понял, что есть самые разные категории людей, которым нравится что-то свое и нужно подстраиваться под их вкусы, при этом учитывая мнение заказчиков. 

 

«Русское кино я обязательно смотрю, даже если знаю, что не понравится»

- У тебя есть кумиры в мире кино?

- Три моих самых любимых режиссера - это Альфред Хичкок, Федерико Феллини и Андрей Звягинцев. Я очень ценю бесстрашие Звягинцева, то, как он показывает вещи, которые беспокоят нас. У нас распространено мнение, что в кино должны показывать то, на чем можно отдохнуть и расслабить мозг. И я согласен - все эти «Горько» и прочее имеют право существовать. Но кино должно и задавать серьезные вопросы, поднимать злободневные темы. Даже если тебе в итоге не понравилось, но в голове что-то отложилось. Русское кино я обязательно смотрю, даже если знаю, что не понравится. 

Правда, на вопрос о том, что из последнего запомнилось, Денис затруднился ответить. В итоге он все же вспомнил трилогию «Гоголь» - Александр Пушкин, показанный в картине матерым убийцей, вызвал у молодого режиссера смешанные чувства. Зато российские сериалы заслужили большее одобрение - «Реальные пацаны» и «Ольга», по его мнению, стали популярными благодаря тому, что сумели донести до зрителя бытовые ситуации, знакомые многим.


- На самом деле, очень мешает смотреть фильмы твое профессиональное нутро. Начинаешь более критично смотреть на монтаж, картинку и другие мелочи. Но в голове не возникает мысли, что «вот тут я сделал бы иначе». Каждый «художник» имеет право на свое видение, имеет свой вкус. Вот стоит стакан на столе. Ты видишь его по-своему, я - по-своему. Если я люблю красное, а ты синее, это не значит, что кто-то из нас не прав.

- Сейчас ты работаешь над чем-нибудь? 

- У меня есть несколько драматических новелл в начальной разработке под общим названием «Альбом ошибок». Это яркие эпизоды, связанные с моей жизнью. Но снять их мешает суровая действительность. Меня «съедает» быт. Много времени уходит на основную работу. При нынешнем бюджете трудно команду собрать. Просто я не хочу снимать «в долг» - быть кому-то должным, что-то обещать. Когда я снимал «Максимку», это было серьезной проблемой. Люди часто опаздывали на съемки, а я не мог сказать им: «Ну-ка, быстро собрались». Потому что они работали на добровольных началах.

А таких, работающих «за идею», колоссально трудно найти, на самом деле. Для меня важно, чтобы мы с этим человеком работали «на одной волне». Чтобы он предлагал свои идеи и, как говорил один наш режиссер, «умирал» со мной. Чтобы он однажды в пять утра мне позвонил и сказал: «Я придумал!». Вот я мечтаю собрать такую команду. Которая будет гореть этим проектом. Увы, мне приходится много времени проводить на работе, и, соответственно, с поиском людей туговато.


«Мечтаю попасть на съемочную площадку любого фильма, хоть бы и разносчиком кофе»

- Твои любимые этапы работы над фильмом?

- Сценарий, съемки и первые дни монтажа. Монтаж вообще - это самое тяжелое. Когда ты по десять раз пересматриваешь одно и то же, и тебе уже все не нравится. Ты видишь все огрехи и уже думаешь - это надо выбросить, это никуда не годится. Я не большой фанат Краснодара, но я здесь родился и люблю своей любовью. В плане локаций - это настоящий рай. Много красивых мест не только в городе, но и в крае. Хотя хотелось бы, конечно, больше дождей и поменьше жары.

- В Сочи вот уже несколько лет планируют создать российский аналог «Голливуда». Поехал бы туда ради кино?

- С огромной радостью. Вообще мечтаю попасть на съемочную площадку любого фильма, хоть бы и разносчиком кофе. Просто чтобы увидеть, как работают профессиональные киношники. Посмотреть на оператора, режиссера, его помощника, гримера и прочих в действии. Это все не купишь на каких-нибудь курсах, не прочтешь в учебниках.


- В чем, по-твоему, проблема российского кино?

Проблема российского кино в том, что мы стараемся подражать Западу. Все эти «Защитники»... Не нужно этого делать. Вообще, у нас сложилась непростая ситуация с взаимопониманием между молодыми режиссерами и опытными критиками. Есть недопонимание со стороны последних, из-за чего новички с действительно интересными идеями не получают должной поддержки. На нас смотрят снисходительно.

- Если бы тебе предложили выбор: самостоятельный режиссер с минимумом денег или творец огромным бюджетом, но под гнетом «Диснея», вечно указывающего, что делать.

- Если бы я знал, что «Дисней» в один прекрасный момент скажет мне: «Окей, ты классно снимаешь, можешь проявить самостоятельность» - я бы согласился. Бабло бы все выбрали. Но с другой стороны, сегодня я живу по принципу: «Я хочу творить сам». У меня были предложения, в которых мне предлагали сделать все «по инструкции», но с бюджетом. И меня раздирали противоречия, я понимал, что не могу так - творить «по палочке». Я вижу, что по-моему будет лучше, но не могу проявить инициативу. И все же мое дикое желание оставить после себя хоть что-то, то есть вариант с деньгами, наверно, победит.


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Лица города Краснодара  
краснодаркинофильмырежиссеринтервьюЛица города
0
0