Краснодар Среда, 24 апреля
Культура, 03.10.2019 18:09

«Джокер» в Краснодаре: кино-манифест поколению бедных

В Краснодаре 2 октября на большом экране «МОНИТОР СБС» состоялась предпремьерный показ одного из самых ожидаемых фильмов года - «Джокер».

Сюжет: комик Артур Флек, страдающий от приступов неконтролируемого смеха, пытается выжить в Готэме 80-х. Но с каждым днем окружающий мир давит на него все сильнее, доводя до точки кипения. 

Лучший Джокер?

Столь радикальный выбор жанра для фильма - драма, близкая к арт-хаусу - несомненно, самый смелый выбор студии Warner Bros. за последние годы. И это не считая факта того, что сольник посвятили злодею, пусть и самому культовому во вселенной DC. Впрочем, я уже совершил ошибку - назвал Джокера злодеем. Здесь ему никто не противостоит, Бэтмена нет, а потому черно-белых рамок попросту не существует. 

Режиссер добился того, что отношение зрителя к Артуру Флеку - неоднозначно и меняется с каждым новым поворотом событий. Сперва он предстает в меру странным, позитивным малым, который живет скромной жизнью и лелеет мечту попасть в юмористическое ТВ-шоу. Но Готэм не терпит столь безобидных существ - пара-тройка бессмысленных избиений, предательство со стороны коллеги, плевок от государства, лишившего медицинской помощи, и вот главный герой уже полон ненависти к этому миру.


«Все мои мысли - негативны»

Одним громким выстрелом печальная трагикомедия оборачивается мрачным триллером. Но что самое интересное, как бы далеко Артур ни заходил - ни критиковать, ни одобрить его поступки толком не выходит. Мы видим обстоятельства, заложниками которых он стал, и наш внутренний бунтарь вопит, что вот так и выглядит справедливость. Но в руках Джокера эта справедливость оборачивается тотальным безумием, приводящим к полной анархии.

Вот здесь, конечно, вспоминается Хит Леджер и его роль в «Темном рыцаре». Там тоже была анархия, но осознанная, планируемая. Здесь же она абсолютно хаотична, бесцельна - эдакий массовый психоз, катализатором которого Артур становится абсолютно случайно. 

Здесь он не лидер движения, пока еще, и потому логично задается вслух вопросом: «Это только я или весь мир сошел с ума?». И спустя время на экране старенького телевизора мы видим демонстранта с плакатом «Мы все - клоуны», намекающим на то, что главный герой - лишь винтик одной большой машины, несущейся на полной скорости к пропасти.


«Тук-тук! Кто там?»

Извечный конфликт между бедными и богатыми здесь становится основной темой. Высокомерные бизнесмены отделили себя от других слоев населения, не скрывая своего презрительного отношения к тем, кто «не пошел в бизнес». В конечном счете, фильм предстает не просто становлением легендарного злодея, а медийным манифестом, столь актуальным для нынешнего поколения, особенно в России.

Собственно, именно потому исполнителя ведущей роли Хоакина Феникса нельзя назвать лучшим Джокером (все хорошо, играет он как всегда первоклассно!). Ведь это не личность, а собирательный образ, и у каждого поколения он свой. Так вот наш Джокер - забитый, уставший, нервный и потерянный человек, которому осталось совсем чуть-чуть до того, чтобы выйти из себя и начать убивать. Финальные десять минут фильма - это невероятно пугающее и восхищающее торжество сумасшествия. 


«Будешь объявлять, назови меня Джокер»

Говорить о технической составляющей киноленты даже не хочется, а тем более вспоминать, что режиссер Тодд Филлипс некогда снял трилогию «Мальчишник» и «Проект X: Дорвались». Между прочим, Джордж Миллер, создатель кровожадного «Безумного Макса», в свое время выпустил семейный «Бэйб: Поросенок в городе». Все выглядит максимально красиво и вдохновляюще, в первую очередь благодаря оператору Лоуренсу Шеру. Ну а музыка… Композитору «Чернобыля» Хильдуре Гуднадоттир лишние рекомендации просто не требуются.

Конечно, будет приятно посмотреть фильм и поклонникам комиксов. Нам покажут и знаковое место - больницу Аркэм, и семейство Уэйнов, и знакомых персонажей - Дебру Кейн, Бенджамина Стоунера. Плюс множество совсем мелких отсылок и пасхалок. Но не ждите здесь экшена - фильм очень радикально отошел от прошлых экранизаций и ведет свою игру. И оставляет он после себя немало вопросов. Правда, адресовать их зритель будет себе.

Максим Дмитриев



Новости на Блoкнoт-Краснодар
краснодаррецензиякинофильм
1
0