Его музыку не понимали, а сейчас используют даже для светомузыкальных фонтанов: Скрябин в Краснодаре
Фото: neklib.kubannet.ru
Читайте также:
- Автомобилисты разнесли регулировку светофоров в Краснодаре (сегодня, 13:04)
- «Всего выживает порядка 30%»: в Госдуме рассказали о судьбе пострадавших от мазута в Анапе птиц (сегодня, 11:20)
- Строительство АЭС в Краснодарском крае могут начать в 2036 году (сегодня, 10:42)
- Краснодарский край снова подвергся атаке беспилотников (сегодня, 09:45)
- Будет штамповать трофеи: специалисты оценивают выигрыш Матвеем Сафоновым Суперкубка в составе «ПСЖ» (вчера, 17:30)
Почти 115 лет назад, 10 января 1911 года, в Краснодаре (тогдашнем Екатеринодаре) впервые выступил легендарный композитор Александр Скрябин. В то время концертный зал оказался практически пустым, сегодня имя и творчество выдающегося музыканта известно по всему миру, а сам он считается основателем светомузыки, которая используется даже при оформлении краснодарских фонтанов.
В 1911 году в Екатеринодар, который к тому времени превращался в один из культурных центров юга России, на гастроли приехал уже вполне сложившийся и известный в Российской империи и Европе музыкант и композитор Александр Скрябин.
Из Европы и США – в Екатеринодар
В начале 20 века Скрябин был уже действительно знаменит. В 1897 году за фортепианные пьесы ему была присуждена премия им. Глинки. В 1898-1903 гг. он исполняет обязанности профессора Московской консерватории по классу фортепиано, выступает с сольными концертами, играет собственные произведения, занимается изданием своих музыкальных сочинений.
В 1904 году Скрябин отправляется в новое концертное турне, в ходе которого выступает в лучших концертных залах Швейцария, Италия, США, Франция, и лишь в 1910 году окончательно возвращается в Россию. В 1911 году за поэму «Прометей» ему снова присуждают премию им. Глинки. В это же время Скрябин совершил большую гастрольную поездку по России. Одним из гастрольных городов был Екатеринодар.
Зашел слишком далеко…
На фоне этих больших и заслуженных творческих успехов тем более выглядит удивительным холодный прием, устроенный композитору в Екатеринодаре в январе 1911-го. Впрочем – всему есть вполне логичное объяснение.
Дело в том, что несмотря на различные премии и многочисленные заграничные выступления, оценка критикой и слушателями исполнительского искусства Скрябина и его сочинений была тогда весьма противоречивой.
На углу Красной и Гоголя
Большинство критиков считала Скрябина «действительно оригинальным композитором и первоклассным виртуозом... чудесным пианистом большой мощи, обладающим совершенной техникой». Однако консервативная часть общества не была готова к радикальным музыкальным экспериментам Скрябина, полагая, что в погоне за новшествами он зашел слишком далеко и превратил искусство в абсурд. Кроме того, существовал образ Скрябина как элитарного композитора, музыка которого доступна отнюдь не всем.
Неслучайно за несколько дней до первого выступления Скрябина в Екатеринодаре в одной из местных газет появилась такая оценка творчества композитора: «Музыка Скрябина так сложна, построена из таких незначительных и многочисленных мотивов, что усвоить её музыкально чрезвычайно трудно даже опытным музыкантам».
В итоге на концерт в здание бывшего Второго общественного собрания, расположенного на углу улиц Красной и Гоголя, пришло совсем немного зрителей - зал был практически пустым…
Впрочем, надо отдать должное одному из тогдашних музыкальных критиков Екатеринодара, который волне честно объяснил случившееся: «Странно. Музыкальный Екатеринодар, наполняющий Зимний театр на какой-нибудь заезженной опере при едва сносном исполнении, почти отсутствовал на концерте 10-го января во втором общественном собрании… Это второй уже, за непродолжительное время, разительный случай, когда екатеринодарские меломаны не выдерживают экзамена на музыкальную зрелость, пропуская мимо себя признанных музыкальным миром образцовыми исполнителями».
«Захватывающие содержанием произведения»
В общем, получается, жители Екатеринодара сами виноваты… Не смогли понять… Отчасти в подтверждение такого вывода говорят факты о втором приезде Александра Скрябина в Екатеринодар – через год, в январе 1912-го.
Предшествующая концерту подготовка и последующие отзывы были совсем другими. Газеты, в частности, заранее называли Скрябина «знаменитым композитором и пианистом» м предлагали послушать его «лучшие, захватывающие своим содержанием произведения».
А позже говорилось о том, что концерт прошёл успешно и в смысле сбора, и в смысле отношения аудитории. Основным ядром слушателей были местные музыканты, учащиеся музыкального училища, местные меломаны, искренне увлеченные Скрябиным, которые не скупились на знаки одобрения. А исполнение Скрябина было доходчивым и темпераментным. В результате были овации и вызовы на "бис".
В настоящее время творчество и сочинения Александра Николаевича Скрябина входит в сокровищницу отечественной и мировой музыкальной культуры. Он создавал такие выдающиеся фортепианные произведения, как поэмы, симфонии, вальсы, этюды, пьесы и сонаты и др. Передовые мыслители начала прошлого века видели в Скрябине едва ли не пророка и создателя совершенно нового, неизведанного вида искусства, суть которого - в единстве звука и света… Время только подтвердило правильность такого мнения.
Фото: "Блокнот Краснодара"
Концепция светомузыкального синтеза Александра Скрябина заключается в объединении музыки, света и цвета для создания единого художественного образа и впервые была воплощена великим композитором еще 115 лет назад, в 1910 году, в его музыкальной поэме «Прометей», которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории…
Осенью 1980 г. в г. Краснодаре на фасаде здания бывшего Второго общественного собрания была открыта мемориальная доска и установлен мраморный бюст композитора. Его именем названа одна из улиц города. А произведения Скрябина не раз звучали на Главной площади Краснодара – вместе со светомузыкальным фонтаном.
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар