Общество,
07.11.2016 11:00
Эрдне Пашнанов: Святые места для всех священны
Они вместе с первого дня - Эрдне Пашнанов и возглавляемое им Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия.
- За двадцать лет работы мы сумели создать структуру с высоким уровнем кадрового потенциала, наглядно доказав необходимость и значимость казначейства, - сказал он на одной из встреч с журналистами. - Рождение новой службы всегда сопряжено с решением множества вопросов. Главный из них – кадровый: подобрать таких специалистов, чтобы они стали сильной, сплоченной командой, способной в сложнейших ситуациях находить правильное решение. Вот здесь мне оказали огромную помощь мои старшие коллеги: ветераны-финансисты Юрий Демкин и Надежда Больбух, Галина Кензеева, Валентина Эрдниева и многие другие, стоявшие у истоков. Надо отметить, что на сегодняшний день казначейство Калмыкии - это современная платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности различных организаций. Здесь обслуживаются более шестисот получателей бюджетных средств различных уровней.
Эрдне Пашнанов любит точность и скрупулезность в работе, ценит тех, кто умеет быстро сконцентрироваться. Математика была его любимым предметом в школе. Ему нравилось учиться, тем более в их семье было поистине трепетное отношение к знаниям.
- Мы жили на ферме, до центральной усадьбы, где была школа, пять километров. Каждый день, в любую погоду, я ходил на занятия. Это было нелегкое время. Когда мне было 15 лет, у нас умерла мама, ей не было и сорока. Братишке тогда исполнилось 8 лет, сестренкам 5 и 2 года. Нас опекала наша тетя. Она потеряла мужа и сына, в ссылке работала на лесоповале, сломала ногу и прихрамывала.
А десятью годами ранее наша семья вернулась на родину. Я хорошо помню поезд, в котором мы возвращались домой. Все были взволнованными, оживленными. В вагонах пели, танцевали, раззадорят меня, и я отплясываю всем на радость калмыцкий танец. При пересадках моя прихрамывающая тетя всегда отставала. Отец боялся, что она потеряется, и всегда держал ее за руку. Хорошо помню своего деда, жизнь его была нелегкой. В Сибири он работал заведующим МТФ и тайком давал калмычкам немного молока для детей. На него донесла одна женщина, и он десять лет, «от звонка до звонка», как сам говорил, провел в тюрьме. Дед был счастлив возвратиться на землю предков.
Бывшие ссыльные рассказывали, как сорок семей Оргакинского рода в 1943 году были высажены на станции Ишим Тюменской области и отправлены в поселок Темный. Здесь в лютые морозы и голодные дни заброшенная силосная яма стала братской могилой для двухсот с лишним детей, стариков и женщин. Эрдне Лиджиевич в 2009 году побывал в местах переселения.
- Мы должны знать и помнить историю своего народа, помнить о земляках, погибших в годы репрессий. Старейшины нашего рода решили установить памятник погибшим в Сибири. Мы с земляком Николаем Кеклеевым поехали в Ишим для переговоров с администрацией района об установлении памятника. Согласие было получено, и буквально через год в Первопесьяновском сельском поселении был торжественно открыт мемориал ссыльным калмыкам. Еще один памятник воздвигнут на братской могиле поселка Темный, который исчез с лица земли, но о котором напоминает большая поляна, окруженная лесом и болотами. Средства на это благое дело собирали всем миром и с особой теплотой вспоминали сибиряков, помогавшим калмыкам выжить. Я помню рассказы родителей, как делились едой с калмыками русские люди, как порой доброе слово помогало выдержать ссыльным тяжелые испытания.
В 1957 году, вернувшись из ссылки на родину, его соплеменники с энтузиазмом взялись за восстановление сельского хозяйства. Калмыкия отчаянно нуждалась в квалифицированных кадрах, но их практически не было. Его родители мечтали дать детям образование, видеть их грамотными, успешными людьми.
«Учись, учись сынок», - постоянно в детстве говорил ему отец Лиджи Худжиртаевич, его поддерживали дед и мама Евдокия Нюдлеевна. И мальчик очень хотел пойти в школу. А еще он мечтал о том, что когда-нибудь у него будет машина, в которой он прокатит всю свою семью.
- Мы жили на точке, к нам иногда приезжал директор совхоза, и вот мне однажды дали возможность сесть на место шофера и посадить всю семью. Отец с матерью, тетя, дядька с женой, дед, жене дяди не хватило места в кабине и ее устроили в багажнике. Я был счастлив, и тогда подумал, что быть директором совхоза, ездить на машине совсем неплохо. Так получилось, что и на самом деле стал директором совхоза.
Я учился хорошо, с похвальной грамотой окончил среднюю школу. Со своими двумя одноклассниками поехал поступать в Волгоградский сельскохозяйственный институт. Они провалились. Я поступил. Учеба в институте давалась легко, потому что получил хорошую школьную базу, в вузе занимался спортом, общественной работой. Моя фотография висела на Доске почета. Мне предлагали остаться в аспирантуре, но я был старшим в семье, надо было помочь отцу поднять остальных братьев и сестер. Я знал, что поеду специалистом в совхоз, у меня будет зарплата, и я смогу это сделать.
Уже позднее моя мечта о научной работе осуществилась. Я защитил кандидатскую диссертацию в Российском экономическом университете имени Плеханова, в 2009 году в Кисловодском институте экономики и права - докторскую.
В 29 лет я стал директором нового совхоза «Цаган Усн». Встретили меня настороженно. Повсюду руководителями были пожилые, умудренные опытом хозяйственники, а тут я, молодой, несолидный. Первые годы было нелегко. Меня часто ругали за то, что специалисты не задерживаются в совхозе. Не я подбирал кадры, их присылали. На деле можно было убедиться, кто на что способен. Были ребята, которые даже не имели представления о сельской жизни. Только через три года подобрался более-менее сильный состав специалистов, и хозяйство стало развиваться.
Сразу обратил внимание на отсутствие дисциплины. Утром, смотрю, специалист еще ничего, а к обеду уже пьяный без дела болтается. Какой пример для рабочих? Одновременно пить и работать практически невозможно. Начал с проведения планерок, утром и вечером. Это дисциплинировало и меня. Где бы ни был, а планерка должна состояться. И уже видно по отчетам, как прошел день, что сделано, что надо наметить. Так постепенно все налаживалось. За восемь лет работы многое было сделано. Достроили мастерские. Проложили асфальтовую дорогу в селе и до райцентра. Появились медпункт, баня, детский сад, зернохранилище, кафе, пекарня. Строили жилые дома. Молодежь оставалась в селе, в год несколько свадеб справлялось. На новом стадионе проводили много соревнований. К нам приезжали команды со всей республики. Я сам играл в футбол, привлекал к спорту специалистов и молодежь. Люди приходили ко мне со всеми своими проблемами, включая бытовые. Те годы я вспоминаю с гордостью. До сих пор бываю в совхозе, общаюсь с жителями, помогаю.
А самым напряжённым стал период, когда работал руководителем Госкомитета по экономике. Мы по полгода находились в Москве, готовили программу социально-экономического развития республики. Много консультировались с научными учреждениями, которые помогали нам в создании документа, где были заложены важные объекты: водоводы, предприятия по переработке рыбы и сельхозпродукции, мясокомбинаты. По сути, весь производственный потенциал и социальное развитие региона. В июле 1992 года Борис Ельцин подписал указ «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия». Причём подписал в Элисте, куда вместе с ним прибыли десять федеральных министров. А через полгода вышло подкрепляющее указ постановление российского правительства. Реализация программы началась. Однако в республике сменилась власть. Как оказалось, новой команде Кирсана Илюмжинова это было не нужно. Средства, выделенные для Калмыкии, были перераспределены по другим регионам. Время было упущено, теперь нелегко все это наверстать…
Вот с таким жизненным опытом оказался во главе республиканского казначейства Эрдне Пашнанов.
«Отрадно, что органами казначейства проводится активная работа по внедрению новейших технологий, совершенствованию технических процессов, что позволяет значительно повысить качество оказания услуг и эффективно использовать бюджетные ресурсы», - сказал на двадцатилетии структуры глава региона Алексей Орлов.
- Калмыкия - в лидерах по работе с государственными информационными системами, - заявил на недавней пресс-конференции Эрдне Пашнанов, - наша республика входит в число регионов, имеющих стопроцентное взаимодействие с ними региональных администраторов. В соседних регионах этот показатель на порядок ниже. Наше управление - один из немногих территориальных органов, который ведет обеспечение не только федерального бюджета, а полное кассовое обслуживание на территории всей республики, регионального и муниципальных бюджетов. Отсюда и финансовый порядок в регионе.
В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы повышения функциональной эффективности бюджетных расходов, обеспечения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, поддержания сбалансированности бюджетов публично-правовых образований. В этой связи одним из приоритетных направлений бюджетной политики является развитие механизма предоставления бюджетных средств под потребность. Его применение было обусловлено тем, что каждый год по состоянию на 1 января на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оставались неосвоенные денежные средства, полученные из федерального бюджета в виде целевых межбюджетных трансфертов. В 2015 году механизм предоставления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность применялся только в 28 субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия. Это позволило сократить сумму остатков с 451 млн. рублей до 121 млн. рублей. Также был предусмотрен механизм бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах. Реализация его позволила субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет краткосрочных бюджетных кредитов не допускать возникновения кассовых разрывов, а также учитывая льготную процентную ставку (0,1 %), сократить уровень долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты.
С 2008 года республика и все муниципальные образования были переведены на полное кассовое обслуживание. Дальнейшее развитие механизмов кассового обслуживания тесно связано с реализацией проекта "Электронный бюджет”. Его окончательное внедрение позволит перевести весь бюджетный процесс в электронную форму и повысит его прозрачность. Вся открытая информация будет размещаться в единой базе, на едином портале. Работы много, но специалисты казначейства хорошо справляются с ней.
И напоследок несколько вопросов совсем на другую тему.
- Вы автор многих научных статей, опубликовано немало ваших работ. Я обратила внимание на монографию, которая издана в 2012 году в соавторстве с преподавателями Калмыцкого университета. Книга называется «Формирование и развитие регионального туристического кластера». Это сейчас именно то, что представляет интерес, что является важным для республики?
- Считаю, что у Калмыкии есть хороший потенциал, наши степи интересны с точки зрения экологического туризма. Калмыкия в частности, может предложить интересные туристские продукты, связанные с культурно-исторической самобытностью региона, традициями, а также природными ресурсами этих мест. У нас много инициативных, предприимчивых людей, заинтересованных в туристической деятельности и популяризации своей малой родины. Они способны обеспечить устойчивое развитие своей территории благодаря региональному туризму. Что мы можем предложить? Охоту, рыбалку, конные маршруты. Наш центральный хурул – особая достопримечательность региона, отстроен прекрасный православный кафедральный собор. Сакральные места - буддийские ступы, Одинокое дерево с каскадом родников, родина Велимира Хлебникова... Надо стремиться к тому, чтобы туристы приезжали не на один день, а задерживались, чтобы все было здесь для них интересно. Сейчас люди выезжают в село, чтобы просто несколько дней пожить в тишине, обрести покой, увидеть красоту природы. В республике начинают обустраивать места у озер, родников, чтобы они были привлекательны для туристов. Если объединить отдельные туристические ресурсы - объекты музейного и исторического характера, отдыха, культуры, народных ремесел и так далее в кластер, то налицо взаимовыгодное сотрудничество. Отсюда – развитие инфраструктуры туризма, гостиничного сервиса, транспортного обслуживания. Кластерный подход интересен тем, что более полно использует кадровый потенциал и инфраструктуру территории, развивается высокотехнологичные малые и средние предприятия.
- Скажите, пожалуйста, а как на все у вас хватает времени?
- Я считаю, что важно разумно строить свой график и успевать все дела завершать к концу рабочего дня. Если у человека остаются дела, значит, свое рабочее время он потратил неэффективно. Я требователен к себе и довольно жесткий человек в вопросах дисциплины, в отношении к работе, к обязательному выполнению порученного дела. Правильное планирование своих дел – залог успешной работы. И всегда, считаю, надо отметить и поощрить хороший труд сотрудника.
- А чему вы учили своих детей?
- Всегда говорю, что детей надо научить говорить два слова: «Здравствуйте» и «Спасибо». Быть приветливым, гостеприимным, помогать, поддерживать своих родных, друзей. Не бросать их в беде. Быть добросовестными в работе, делать добро и быть благодарными за то, что имеешь: родителей, друзей. Я встречал людей, которые, получив помощь, уходили, спасибо не сказав, не здороваются, не узнают. Я всегда говорю детям, теперь и внукам: помнить, благодарить за помощь и поддержку. Это важно.
- Свободное время чему посвящаете?
- Футболу. Я очень люблю футбол. Долгое время был президентом футбольного клуба «Уралан» и Федерации футбола республики. Сейчас возглавляю попечительский совет молодежного центра «Альма». Создавая этот центр, мы просто планировали оздоровить детей, заполнить их досуг. За 15 лет существования его в Оргакинах юные самбисты «Альмы» были победителями в районных, республиканских и региональных соревнованиях. У нас 8 мастеров спорта, кандидаты в мастера спорта, чемпионы республики, Юга России, России. Многие из ребят окончили спортивные факультеты вузов, сами теперь стали тренерами.
Я люблю путешествовать. Хочется больше поездить по стране, в последнее время заинтересовали православные святые места. Хочу посетить Оптину пустынь. Думаю, что духовные места России святы для всех россиян. Мне нравится к концу дня прийти в центральный хурул, посидеть, подумать о своем, отдохнуть душой.
- Расскажите о супруге.
- Татьяна Ивановна, тогда ещё просто Таня, танцевала в ансамбле «Тюльпан». В Волгограде в 1973 году они выступали в актовом зале нашего института, и вот тогда я познакомился с ней, а через год мы поженились. Ей пришлось оставить танцевальную карьеру и поехать в сельскую глубинку, но она не жалеет об этом. Вообще, Татьяна моя - человек одержимый, решила сменить профессию – сменила. Она поступила в экономический колледж, затем окончила КГУ. Работала во многих ведомствах экономистом, ушла на пенсию специалистом минимущества. У нас шесть внуков, старшей - 16, меньшему - 4 года, все лето прошло в окружении юной поросли. 42 года нашей совместной жизни в любви и согласии. Говорят, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. И в этом отношении я – счастливый человек.
Новости на Блoкнoт-Краснодар