К чему может привести «синдром отличника» рассказали краснодарские психологи
Читайте также:
- Кандидат наук из Краснодара подделал паспорт ради вступления в ряды боевиков ИГ* (23.10.2017 11:27)
- Делом о пропавшем 12-летнем подростке в Горячем Ключе занялось следствие (23.10.2017 11:05)
- Краснодарцев не пустили на общественные слушания 20 октября (23.10.2017 10:49)
Краснодарский центр психологической безопасности (ЦПБ) рассказал «Блокноту Краснодар», как школьникам избавиться от «синдрома отличника», чтобы не навредить своей нервной системе.
Несмотря на то, что детей часто обвиняют в нерадивости и нежелании учиться, «синдром отличника» - это настоящий бич сегодняшних школьников. «Быстрее! Выше! Сильнее!» - установка знакома, пожалуй, каждому. Таким образом, практически незаметно для вас взрослых, у детей развивается невротический перфекционизм – нездоровая требовательность к себе.
Такие дети боятся допустить даже малейшую ошибку, а перспектива любой оценки ниже «отлично» ужасает. Беспокойство по поводу любых «проколов» - неадекватная оценка своих действий и поступков, зависимость от мнения окружающих и желание соответствовать ожиданиям. Чаще этому подвержены ученики, для которых единственным способом почувствовать свою ценность и получить от родителей одобрение и признание - это достижения, успех, «пятерки» в разных областях жизни.
Специалист Краснодарского Центра психологической безопасности Дарья Ефименко привела для «Блокнота Краснодар» некоторые примеры:
«Я помню, как в одиннадцатом классе (который и так напряженный – ЕГЭ, поиск университета, а для многих еще и последний год жизни с родителями), моя одноклассница где-то с неделю рыдала навзрыд и постоянно нервничала. Причина? Ей, круглой отличнице с 1 класса, учительница хотела поставить отметку «четыре» за полугодие. После недели метаний и слез на учительницу «надавили» и девочке поднял оценку на балл. Еще одна история из жизни. У нас на факультете был особо сложный семестр – экзаменов много, зачетов еще больше. Все проводятся на иностранных языках (английский, немецкий). Кто-то из студентов отнесся с позитивом – «прорвемся», кто-то вообще ничего не делал, а вот наша староста угодила с нервным срывом под капельницу».
По мнению ЦПБ Краснодара, такой подход к учебе одобряется обществом — «моя-то круглая отличница, вот так». Но о проблемах в будущем мало кто задумывается: неспособность здраво принимать критику, избегание неудач, неумение оправиться после провала, не исключена и низкая самооценка.
Про количество детей, лежащих в больнице после ЕГЭ , говорить даже не стоит. Увы, для многих заваленный экзамен или перспектива такового смерти подобен. Почему? Причины разные, в основном это психологическая атмосфера в семье и давление со стороны родителей. «Давай, давай, давай». Школа в данном случае оказывает менее сильное влияние.
Конечно, это не значит, что учебу стоит оставить на второй план или же «прощай, психическое здоровье». Необходимо выработать здоровое отношение к учебе. Спортивный интерес, заинтересованность предметом – все это важно и нужно поддерживать. Не стоит забывать, что оценка - это просто оценка. Она не должна быть целью обучения, так как сама, по сути, является лишь побочным продуктом и попыткой мониторинга учебного прогресса.
Новости на Блoкнoт-Краснодар