Краснодар Четверг, 28 марта
АВТО, 23.11.2018 11:41

Как изменится стоимость ОСАГО для каждого водителя, рассказали эксперты Центробанка

Как изменится стоимость ОСАГО для каждого водителя, рассказали эксперты Центробанка

Реформа системы ОСАГО, стартующая в следующем году, должна привести к более справедливому формированию цен на полисы. По мнению экспертов Банка России, индивидуальный подход к каждому водителю и прозрачность тарифов снизят среднюю стоимость страхования для добросовестных участников дорожного движения и увеличат «наказание рублем» для нарушителей. Как это будет происходить, 23 ноября узнал «Блокнот Краснодар».

Изменится формула расчета стоимости страховки

Сейчас стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности рассчитывается по формуле, которая помимо размера базовой ставки (зависящей от особенностей ТС) учитывает целый ряд коэффициентов: КБМ, возраст и стаж водителя, индекс мощности автомобиля, срок пользования транспортным средством, региональный коэффициент и др. Этот набор переменных, принятый еще в 2003 году, уже устарел.

Эксперты полагают, что жесткая система тарифов вполне оправдывала себя на момент запуска ОСАГО – она делала полис доступным для большинства автомобилистов и не позволяла страховым компаниям завышать цены. Но со временем формула перестала быть справедливой – порой она заставляет аккуратных водителей платить наравне с лихачами.

Зачастую страховые компании и сами рады бы предоставить водителям более выгодные условия страхования, но существующие правила не дают им это сделать. С другой стороны, они не могут и сформировать более высокую цену для злостных нарушителей. В новой системе расчета это станет возможным.

Авторы реформы ОСАГО предлагают предоставить страховым компаниям право устанавливать для каждого водителя индивидуальную цену внутри тарифного коридора и использовать при формировании стоимости полиса дополнительные параметры: например, наличие или отсутствие у автовладельца штрафов ГИБДД, частоту использования им транспортного средства, количество аварий, в которые он попадал. Таким образом, водителям, использующим автомобиль для заработка, а также злостным нарушителям придется платить больше, зато снизится стоимость полиса для опытного водителя, выезжающего лишь по выходным на дачу.

Региональный коэффициент и коэффициент мощности уйдут в отставку

Поэтапное реформирование ОСАГО предлагается начать с отмены регионального коэффициента. Сейчас наценка или снижение стоимости полиса зависит от региона и населенного пункта, в котором преимущественно эксплуатируется транспортное средство. Этот индекс может иметь абсолютно разные значения даже в городах, расположенных по соседству: как правило, в мегаполисах с интенсивным движением и большим количеством аварий коэффициент значительно выше, чем в небольших городах и поселках.

 – Недавно я уехал из родного Тихорецка, сейчас живу и работаю в Краснодаре. Старую машину оставил сестре, себе приобрел аналогичную, но новую. Думал, «автогражданка» на машину с небольшим пробегом обойдется дешевле – не тут-то было. Оказалось, в крае у меня региональный коэффициент был 1,1, а в столице региона резко скакнул до 1,8. Видимо, надо было автомобиль дома регистрировать, – расстраивается Евгений В.

Эксперт Центробанка согласен с тем, что действующая формула недостаточно объективна.

– Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями LADA Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж 3 года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них будет одинаковой или несущественно отличаться – 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй – 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя Челябинска, – рассказалNewsTracker директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Следующее законодательное нововведение, обсуждаемое сейчас в Центробанке и Минфине, касается отказа при расчете стоимости ОСАГО от учета мощности автомобиля. Сейчас большинство легковых машин на дорогах страны имеют мощность от 71 до 100 лошадиных сил. И даже для них до сих пор действует повышающий коэффициент за мощность. Для владельца машины мощностью 120 лошадиных цена полиса вырастает уже на 40% (более 2 тысяч рублей в денежном исчислении) – при том, что такие автомобили в настоящее время уже не считаются спортивными. Имея же под капотом 150 «лошадок», водитель платит больше на 60% – а это почти 3,5 тысячи рублей надбавки.

В новой системе расчета предлагается убрать коэффициент мощности из стоимости полиса.

Как изменится стоимость ОСАГО?

Реформа системы страхования автогражданской ответственности в первую очередь направлена на то, чтобы при сохранении средней стоимости полиса адекватно оценивать риски участников дорожного движения в соответствии с их опытом и манерой вождения.

– Мы предлагаем изменить систему таким образом, чтобы каждый платил столько, сколько заслуживает своим стилем вождения, и чтобы у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы аккуратным водителям и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2 300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей», – говорит Филипп Габуния.

При этом ограничения на максимальную стоимость полиса в любом случае будут сохранены. Если страховая компания начнет необоснованно поднимать цены и зарабатывать сверх меры, в ее деятельность вмешается регулятор.

Также планируется обязать страховые компании разместить на своих сайтах онлайн-калькуляторы, которые позволят водителям рассчитать стоимость полиса ОСАГО по своим индивидуальным параметрам.

Новости на Блoкнoт-Краснодар

Автомир Краснодара

ОСАГО
0
0