Как обещанного Сергеем Атальяном три года ждут или Молодые бизнесмены против беспредела в органах власти
Максим Сулимин
Похоже, что в России нет единой вертикали власти. Такое впечатление, что региональные чиновники вовсе не считают Путина и его команду влиятельными людьми, которые управляют страной. Кажется, что везде царят свои правила, и все решают люди на местах – в прокуратуре, полиции, суде. Более того, есть ощущение, что в самих этих ведомствах подчиненные порой плохо слушаются начальство, предпочитая вести дела по-своему, а не по закону. Это становится очевидным, если внимательно изучить взаимоотношения власти и бизнеса, когда героями историй становятся конкретные люди и их дела на миллионы рублей.
Вот одна из таких историй.
Новороссийское ООО «Стройиндустрия» в марте 2012 года купило у краснодарского ООО «МеталлТрубоСталь» металл на сумму 790 тысяч рублей. Деньги, правда, сразу не заплатили, директор ООО «Стройиндустрия» Сергей Атальян оказался обаятельнейшим человеком и уговорил дать ему отсрочку платежа. Всего на месяц.
В залог пообещал предоставить имущество в виде бетононасоса и стрелы для раздачи бетона стоимостью 2,9 млн рублей. Документы на них клялся передать в ближайшее время, но потом, похоже, запамятовал это сделать. Максим Сулимин, директор и владелец ООО «МеталлТрубоСталь», сначала верил новороссийскому предпринимателю, который, тем более, вдвое старше Максима и считался очень уважаемым человеком.
Не мог же обмануть Сергей Атальян поставщика металла на сумму всего 790 тысяч рублей, когда он строит многоквартирные дома (жилой комплекс «Черноморская Ривьера» на 320 квартир в Новороссийске), ведет еще много других бизнес-дел и имеет миллионные обороты? Так думал Максим Сулимин, но похоже жестоко обманулся.
Долгов больше миллиарда рублей.
Денег Сергей Атальян не заплатил. Всего через несколько месяцев в ООО «Стройиндустрия» было введено конкурсное производство в связи с банкротством компании. Из отчета конкурсного управляющего в ООО «Стройиндустрия» Ю.В. Миндрул стало известно, что у этой фирмы 306 кредиторов, а общая сумма задолженности перед ними составила 1 038 186,9954 тысяч рублей (более одного миллиарда рублей)!
Согласно пояснениям той же Ю.В.Миндрул, на дату введения конкурсного производства среди имущества ООО был только бетононасос, который уже был в залоге у ОАО КБ «Центр-Инвест» с 2009 года. Иных бетононасосов и раздаточных стрел у ООО «Стройиндустрия» не было. Это означает, что на момент заключения договора с ООО «МеталТрубоСталь» Сергей Атальян никак не мог передать имущество в качестве залога.
Именно этот факт Максим Сулимин посчитал мошенничеством, о чем и заявил в прокуратуру города Новороссийска с требованием привлечь Сергея Атальяна к ответственности по закону.
Для Сулимина это стало уже вопросом чести, так как он известен всему Краснодарскому краю, как неоднократный победитель престижной премии «Молодые миллионеры Краснодара». Попасть в номинанты этой премии непросто: в жюри сидят опытные и успешные предприниматели, которые беспристрастно оценивают многие показатели деятельности молодых бизнесменов. В том числе, прозрачность ведения дел, репутацию и социальную ориентированность бизнеса. Данные проверки директор ООО «МеталлТрубоСталь» с честью выдерживал несколько лет подряд.
И поэтому для Максима Сулимина сам факт ведения дел мошенническим образом, который он подозревает у Сергея Атальян, стало не только личным оскорблением, но и пятном на всем деловом сообществе Краснодарского края.
Ведь получалось, что взяв в долг металл и пообещав предоставить в залог технику, Атальян уже знал, что деньги не вернет, а бетононасос и раздаточный кран в залог не передаст. Похоже, факт мошенничества налицо, что попадает под ч.3 ст. 159 УК РФ. Более того, в постановлении начальника МВД России по Новороссийску В.П. Вострикова от 13 мая 2017 года так и сказано: «Анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод об обманных и заранее спланированных действиях Атальяна С.В., поскольку полученные металлоконструкции были использованы на строительстве многоквартирного дома в 14-м МКР, а имущество, которое Атальян С.В. обещал передать в качестве обеспечительной меры, у последнего отсутствует, что свидетельствует об обманных действиях, направленных на завладение имуществом ООО «МеталлТрубоСталь».
Следствие ведут, да, похоже, не выведут?
Максим Сулимин неоднократно подавал заявление в УМВД города Новороссийска с требованием о возбуждении уголовного дела. Каждый раз, следователь следственной части УМВД Новороссийска отказывал в возбуждении дела. И каждый раз прокуратура Новороссийска отправляла материалы проверки в отношении Атальяна обратно в следственную часть Новороссийска с требованием провести дополнительные проверки.
Следователь снова писал отписку, фактически копируя свои отказы один за другим. Прокуратура требовала провести дополнительные проверки, которые следователи почему-то не проводили. Их, кстати, зачем-то постоянно меняли. Вместо капитана юстиции Бобровой С.С. назначили майора юстиции Веклич Н.Г., затем подполковника юстиции Державина А.В., а после дело рассматривал уполномоченный дознаватель отдела ЭБ и ПК Шишикин А.В., потом - капитан полиции Ковалев С.А.
Все эти уважаемые офицеры служат в УМВД России по городу Новороссийску, и они один за другим выносили почти одинаковые по тексту постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. И каждый раз прокуратура Новороссийска отменяла эти постановления, отправляя дело для дополнительной проверки с указанием конкретных мер, которые нужно принять. Можно сказать, что такая ситуация стала нормой как для следователей, так и для прокуратуры – процесс идет, бумаги пишутся.
Налицо халатность и бездеятельность как следователей, так и прокуратуры Новороссийска, которая никаких мер для исполнения своих предписаний не принимала. Ведь писать требования следователям провести проверку по жалобе директора ООО «МеталлТрубоСталь» М.В.Сулимина и обеспечить выполнение этих требований – две большие разницы.
Начальство – не указ?
Вмешалась уже прокуратура Краснодарского края. В частности, в письме заместителя прокурора А.Е.Танчика сказано, что «изучение материала в порядке надзора установило, что в нарушении требований ч.1 ст.144 УК РФ проверка по сообщению о преступлении проведена не в полном объеме», в связи с чем ее решение снова отменено прокуратурой города, как «незаконное и необоснованное», и снова направлено на проверку.
Но и это не помогло: 15 мая 2017 года Максим Сулимин снова получает отказ о возбуждении уголовного дела с обоснованием, словно просто скопированным с предыдущих решений об отмене.
Не помогло также и обращение к руководителю Главного Следственного Управления Главного Управления Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю, полковнику юстиции Дмитрию Демину. Максим Сулимин побывал у него на приеме и подробно объяснил ситуацию, приложив все необходимые документы. Требование одно – заставить следователей УМВД Новороссийска и прокуратуру этого города нормально выполнять свои должностные обязанности.
Дёмин Дмитрий Владимирович внимательно выслушал директора ООО «МеталлТрубоСталь», пообещал помочь.
Но в официальном ответе от главного следственного управления ГУ МВД (который, кстати, пришел с нарушением всех положенных сроков) сказано, что момента совершения проступка следователем Бобровой С.С. (самого первого, который занимался отписками) прошло шесть месяцев, поэтому привлечь ее к дисциплинарной ответственности невозможно «за истечением срока давности».
Неужели цинизм, наглость и чувство собственной безнаказанности должно быть присуще всем служащим следственных органов? И неужто ответ главного следственного управления ГУ МВД - это очередной сигнал всем другим следователям: ведите дела, как хотите, никакого спроса с вас не будет?
Видимо, такое волшебное дело у Сергея Атальяна, что даже смена следователей, требования прокуратуры, вмешательство ГУ МВД не подвинуло ни на шаг прокурорское и полицейское расследования. На всю эту нелепицу ушло целых три года!
Долги раздали не всем.
А время – самый главный актив во всех делах о банкротстве, тем более, с такими «жирными» банкротами как Сергей Атальян. Ведь сначала собственности у него было немало, и конкурсные управляющие, действуя в интересах крупных кредиторов, не дремали.
Поэтому, конечно, в первую очередь был достроен и сдан в эксплуатацию ЖК «Черноморская Ривьера» на 320 квартир. В них, кстати, как раз и установлены трубы и радиаторы отопления, поставленные ООО «МеталлСтройИндустрия». С дольщиками обычно не шутят: тут недалеко до демонстраций, протестов, пикетов, внимания прессы и, вообще, скандала. Поэтому, несмотря на все проблемы, дом достроили, и в 2013 году он был заселен. А затем в последующие три года имущество Сергея Атальяна куда-то исчезало.
Ранее СМИ сообщали, что Атальян являлся владельцем строительной компании ООО «Стройиндустрия», оптового торгового центра «Западный», транспортной компании «Дельта Авто», проектного института «Юг» (Новороссийск), ООО «Марьянский кирпичный завод» и Кубанской отходоперерабатывающей компании.
То есть фактически этот человек был очень богатым и весьма известным в Новороссийске бизнесменом. Наверное, неудивительно, что авторитет Сергея Атальяна, как некоторым может показаться, не позволил новороссийским следователям найти в его действиях состава преступлений. Поэтому ли они и писали одинаковые отписки, даже несмотря на требования прокуратуры провести надлежащим образом проверку заявлений Максима Сулимина? Неужто богатый и уважаемый бизнесмен порой имеет больше влияния, чем любое вышестоящее начальство?
Бедный-бедный Атальян?
Правда, на момент вынесения определения арбитражного суда Краснодарского края от 26 апреля 2017 года о признании Сергея Атальяна банкротом стоимости его имущества уже не хватало, чтобы погасить даже его личные долги - по состоянию на апрель 2017 года они составили 43,347 млн рублей. А согласно анализу финансового состояния должника, проведенным ранее финансовым управляющим А.В. Мироновым в рамках процедуры реструктуризации долгов гражданина платежеспособность Атальяна восстановить невозможно.
Искать и продавать уже личное имущество Сергея Атальяна согласно закону будут в течение шести месяцев, результаты рассмотрят на заседании Арбитражного суда 16 октября 2017 года. Оставшиеся кредиторы распределились по очередям – третьей и четвертой.
Примечательно, что ОАО КБ «Центр-Инвест» в составе кредиторов уже нет, а рынок «Западный» (тот самый оптовый торговый центр в Новороссийске), который был основным залогом по кредиту банка, давно принадлежит ООО «Лето 2004», зарегистрированному в Ставропольском крае.
Примерно похожие истории произошли и с другим имуществом ловкого новороссийского предпринимателя Сергея Атальяна. Ведь процедура наблюдения за ООО «Стройиндустрия» была введена еще в 2012 году, и времени, чтобы спрятать все имущество будущего банкрота, предостаточно.
Вести бизнес в России опасно.
Можно долго перечислять все перипетии этого, в общем-то, самого обыкновенного для России дела. Оно ведь как: один бизнесмен взял у другого бизнесмена в долг, вовремя не вернул, дело передали в следствие, потом в суд, который и вынес решение.
Но это, похоже, в странах с нормальной правоприменительной системой.
А в случае с ООО «МеталлТрубоСталь» и ООО «Стройиндустрия» видим, что в дело вступила пресловутая «система», которая возможно не ориентирована на результат. Мы не станем говорить о том, кто прав, а кто виноват.
Сам факт такого безумного затягивания следствия, которое ведется при этом с нарушениями, постоянными пересмотрами дела, его передачи от одного следователя к другому, требования прокуратуры все перепроверить, наводит на мысль о какой-то совершенной безнадеге.
Читая такие истории, становится совсем невмоготу понимать, что все это происходит не только в отдельно взятом городе и не в отдельно взятом деле.
Так ведутся дела во всех городах и весях России, где каждый нерадивый чиновник на своем месте может спровоцировать целую цепочку нелепостей или допустить преднамеренное вредительство. А ведь именно по работе конкретного госслужащего или ведомства в конечном итоге судят граждане обо всей системе управления государством. В деле ООО «МеталлТрубоСталь» прослеживается пагубная тенденция пренебрежительного отношения к честным предпринимателям и налогоплательщикам.
Справедливости не ищут.
Из-за халатности, невежества, элементарной нехватки образования чиновники по всей России продолжают создавать условия, когда честно заниматься предпринимательской деятельностью становится уже невмоготу. Почему жалобу Максима Сулимина следователи и прокуратура не могут уже третий год рассмотреть и принять окончательное решение по ней? Откуда у полиции и прокуратуры такая уверенность в своей безнаказанности и желание заниматься нелепым крючкотворством вместо того, чтобы как следует разобраться и вынести окончательное решение? Ведь все эти следователи и прокуроры все три года получают зарплату, пользуются льготами и другими преимуществами государственных служащих.
Ответ прост: сейчас в полицию, прокуратуру и другие силовые ведомства часто идут вовсе не для того, чтобы ловить преступников и защищать справедливость. Скорее всего, идут туда ради власти и возможности обогащения. Возможно, это стало нормой, никого не удивляет, хотя должно повергать людей в ужас.
Но времена меняются, сейчас все активнее себя проявляют представители поколения, которое уже не больно рабством по отношению к чиновникам. Сегодняшние 30-40-летние уже росли и воспитывались в относительной свободе, в мире интернета, свободы слова и мнений. Для них чиновник – не божество и вершитель судеб, а специалист, нанятый для выполнения определенных функций.
И государству нужно учитывать, что для сохранения своего влияния, поддержки населения нужно самым жестоким образом карать нерадивых исполнителей. Времена очень сильно и весьма быстро меняются. Лояльность общества, а тем более бизнеса нужно поддерживать делами, но не лозунгами.
Новости на Блoкнoт-Краснодар