Блокнот
Краснодар
Вторник, 23 декабря
Общество, сегодня, 15:03

Краснодарцев предупредили о приемах мошенников в ЖКХ-фишинге и социальной инженерии

Краснодарцев предупредили о приемах мошенников в ЖКХ-фишинге и социальной инженерии

Инфографика портала Сбера Кибрарий

В уходящем 2025 году интернет-мошенники часто представлялись сотрудниками сферы ЖКХ: отправляли поддельные уведомления, фальшивые приложения в мессенджерах от имени коммунальных компаний. В декабре подобных схем становится еще больше, поскольку перед Новым годом собственникам приходит много платежных документов и перерасчетов. В пресс-службе Юго-Западного Сбербанка рассказали о самых распространенных схемах мошенничества и дали советы, как защитить себя.

— На уловки мошенников под видом ЖКХ ранее попадались преимущественно южане среднего и пожилого возраста. Сегодня это всё больше и молодёжь. Важно во время звонков и соцсетях не сообщать персональные и банковские данные, коды из СМС и пароли, быть бдительными к звонкам и сообщениям с незнакомых номеров, а также к нетипичному поведению близких, представителей коммунальных компаний и ТСЖ. Для дополнительной защиты советуем ещё раз рассказать родным и близким об опасности общения с мошенниками, помочь установить им бесплатный определитель мошеннических звонков, вместе изучить распространенные схемы и способы защиты, — рассказал Анатолий Песенников, Председатель Юго-Западного банка Сбербанка.

Краснодарцы привыкли к постоянным уведомлениям от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и ТСЖ. Поэтому у них не вызывают вопросов квитанции или напоминания о передаче показаний и плановых работах. Многие, особенно представители старшего поколения, считают ЖКХ работающей по четким правилам сферой. Мошенники злоупотребляют чувством ответственности собственников и желанием «не затягивать» с платежами. 

Цифровизация ЖКХ вместе с удобством принесла и новые риски. Мошенники подделывают официальные сервисы, взламывают личные кабинеты, мобильные приложения и электронные квитанции. Краснодарцы знают, что тарифы и форматы платежек часто обновляются, и преступники этим пользуются.

Например, они рассылают электронные письма с адресов, похожих на адреса УК или расчетных центров. Пишут о необходимости установить «новое приложение для оплаты ЖКХ», «обновить личный кабинет собственника», «перейти на единую систему начислений» или «установить приложение для учёта отопления». При этом в посланиях мошенники используют логотипы управляющих компаний, официальные формулировки, ссылки на фальшивые сайты, QR-коды, установочные файлы, которые запускают вредоносное ПО.

Также злоумышленники используют СМС и сообщения в мессенджерах о начислениях за коммунальные услуги. В них говорится о «второй квитанции за месяц», «доплате за отопление», «задолженности», «необходимости срочно подтвердить оплату». Здесь мошенники также используют поддельные логотип, интерфейс, реквизиты и ссылку или QR-код, которые ведут на сайт для сбора данных. Если жертва введет данные банковской карты или авторизуется через стилизованную под Госуслуги форму, мошенники получат доступ к средствам на счету или персональной информации. Распознать подделку может быть нелегко. 

Нередко преступники создают фальшивые аккаунты управляющей компании или председателей ТСЖ. Делают рассылку от лица «старшего по дому». Например, что пройдет срочная проверка пожарной сигнализации, обновление системы безопасности или что нужно авторизоваться в новом сервисе. Присылают ссылку на поддельный бот, где требуется «для подтверждения личности» указать номер телефона и код из СМС. Так мошенники получают доступ к Госуслугам или другим сервисам.

Распространены и звонки от «сотрудника УК, ресурсоснабжающей организации, председателя ТСЖ» с созданной специально под каждую жертву легендой. Поводом могут назвать плановую замену домофона, пожарной сигнализации или дверей в подъезде, установку индивидуальных кодов домофона или умных приборов учета, поверка счетчиков или уточнение начислений. Мошенники просят озвучить код из СМС для «подтверждения заявки», «синхронизации данных» или «доступа в систему пожарной безопасности». А на самом деле в СМС будет одноразовый пароль от Госуслуг или личного кабинета банка.

Какие признаки выдают мошенников?
— Странные адреса у ссылок: управляющие компании используют свои домены и официальные личные кабинеты. Если ссылка отличается хотя бы одним символом, по ней лучше не переходить;
— Ультимативность: мошенники указывают на срочность, что нужно оплатить долг «во избежание пени», «до отключения услуги» или «до выезда мастера», пытаются давить психологически;
— Нехарактерное поведение: будьте осторожны, если председатель ТСЖ пишет вам с нового номера или новый сотрудник УК просит пройти авторизацию через бот;
— Установка приложения через файл или сторонний сайт: подозрительные источники могут иметь вредоносный код;
— Просьба продиктовать код: в ЖКХ не используют такие методы подтверждения заявок, передачи показаний или обновления информации. 

Специалисты назвали главным в спасении от мошенников осторожность и спокойствие. Все звонки и подозрительные сообщения нужно оценивать критически, а любые действия проводить только через официальные сайты и приложения.
Новости на Блoкнoт-Краснодар
жкх-фишингмошенникисбер
0
0