На Кубани уничтожали казаков, рабочих, военных, их жен и детей: 30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Фото: «Блокнот Краснодара"
Читайте также:
- Мэрия Краснодара решила потратить более 900 тысяч рублей на компьютеры (сегодня, 13:01)
- В Краснодаре обокрали «Дуб Хранитель» зелёной зоны ЮМР (сегодня, 10:46)
- Краснодарские пенсионеры сняли видео-страшилку против празднования Хэллоуина (сегодня, 09:59)
30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Для Краснодарского края эта памятная дата имеет особый смысл и значение. Репрессии безжалостным катком прошлись по Кубани, уничтожив сотни тысяч людей и искалечив миллионы человеческих судеб. «Блокнот Краснодара» напоминает некоторые эпизоды страшной трагедии казачества и всего населения края.
Семьдесят лет «большого террора»
Обратим внимание на три исторических события, три важные даты.
16 января 1989 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов».
В указе говорилось о необходимости «осудить внесудебные массовые репрессии периода сталинизма, признать антиконституционными действовавшие в 30 - 40-х и начале 50-х годов "тройки" НКВД - УНКВД, коллегии ОГПУ и "особые совещания" НКВД - МГБ - МВД СССР и отменить вынесенные ими внесудебные решения, не отмененные к моменту издания настоящего Указа Президиума Верховного Совета СССР. Считать всех граждан, которые были репрессированы решениями указанных органов, включая лиц, осужденных впоследствии за побег из мест незаконного спецпоселения, реабилитированными».
Таким образом указ на законодательном государственном уровне продекларировал процесс реабилитации жертв репрессий по политическим мотивам.
За 52 года до этого, 3 марта 1937 года, на пленуме ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин выступил с докладом, в котором прозвучал призыв к усилению классовой борьбы. Главными врагами советской власти были объявлены троцкисты, являвшиеся, по мнению руководства страны, диверсантами, убийцами и иностранными шпионами. Для борьбы с ними Сталин призвал применять “не методы дискуссий, а новые методы, методы выкорчевывания и разгрома”.
На Кубани стараются чтить память прошлого
Именно это выступление Сталина, как принято считать, положило начало массовым политическим репрессиям в стране. Именно 1937 и 1938 годы у советских людей ассоциируется с пиком «большого террора» со всеми его ужасами, беззаконием и всеобщим страхом.
Однако в истории Кубани есть еще одна трагическая дата. 24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП (б) выпустило циркулярную инструкцию. Она вошла в историю как «директива о расказачивании».
«Расстреливать каждого»
В директиве предлагалось, в частности, «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, проявлять максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания».
По сути, данный документ ставил казачество вне закона. Дело доходило до того, что один из «теоретиков» большевизма И. Рейнгольд в те времена писал Ленину: «Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически».
Так началось расказачивание — политика, направленная на лишение казаков самостоятельных политических и военных прав, ликвидацию казаков как социальной, культурной общности, сословия в Российском государстве.
Страшные годы
При этом Кубань всегда была одним из самых «казачьих» регионов России. Поэтому для нее “большой террор” начался не в 1937, а гораздо раньше. Если считать отправной его точкой 24 января 1919 года, то длился он долгих 70 лет.
И это были поистине страшные годы, вместившие в себя для жителей края Гражданскую войну, расказачивание, раскулачивание, голодные времена, депортации, расстрелы, лагеря, ссылки.
Беспочвенной и бесчеловечной была депортация населения из казачьих станиц Кубани в начале 30-х годов прошлого века. По некоторым данным, численность кубанцев, выселенных «за кулацкий саботаж» из родных мест, достигала 63,5 тысячи.
Фото: музей им. Фелицына
В течение многих лет на территории Кубани судили, выселяли, отправляли в лагеря, убивали людей не за конкретные и доказанные судом преступления, а за принадлежность к чуждому властям классу, слою, профессии, за «неправильное» происхождение, вероисповедание, национальность, за надуманное «вредительство».
Достаточно сказать, что в Северо-Кавказском крае, в состав которого входила и Кубань, в начале 1930-х годов от голода, репрессий, депортаций, по мнению авторитетных историков, погибло от 620 тыс. до 1 млн человек.
«Враги народа» и простые «вредители», а также их жены и дети
Естественно, не обошли стороной Краснодарский край политические репрессии 1937-1938 годов. В крае вовсю действовал главный инструмент тогдашних массовых политических репрессий – пресловутые "тройки", внесудебные органы уголовного преследования. Часто они рассматривали дела заочно, в ускоренном порядке, на рассмотрение одного дела уходило часто чуть больше минуты или даже несколько секунд.
По сведениям Краснодарского музей им. Фелицына, на 20 ноября 1937 года количество рассматриваемых дел “тройкой” Управления НКВД по Краснодарскому краю в сутки доходило до 1252. Только за конец 1930-х годов общее количество репрессированных в крае насчитывало более 50 тысяч человек.
Репрессии затрагивали абсолютно всех: начальников, военных, простых рабочих, колхозников, военных. Их наказывали за то, что они якобы являлись «активными участниками разного рода контрреволюционных, повстанческих, диверсионных и террористических организаций, занимавшихся на Кубани подготовкой вооруженного восстания против Советской власти. Их объявляли «врагами народа» и «вредителями». И чем больше в Краснодаре в конце 30-х годов возникало проблем, тем больше появлялось в городе «шпионов» и «вредителей».
Так за год с мая 1937-го по май 1938-го из городской партийной организации, насчитывающей три с половиной тысячи коммунистов, по политическим мотивам («враги народа», «пособники врагов народа», «притупление классовой бдительности», «за контрреволюционные разговоры», «за связь с врагами» и т.д.) было исключено 180 человек – практически каждый двадцатый. Практически всегда за этим следовал арест и, в лучшем случае, длительное пребывание в лагерях.
С «вредительством» доходило до смешного, если бы не было так трагично. В Краснодаре, который всегда, еще с дореволюционных времен, испытывал проблемы с водоснабжением, в конце 30-х годов печатный орган местной ВКП (б), газета «Большевик» вдруг заявила: «Враги народа особенно большой вред нанесли населению города в отношении водоснабжения…».
Жен “врагов народа” также заключали в лагеря на срок не менее пяти лет. Детей “врагов народа” либо отправляли в лагеря-колонии НКВД, либо водворяли в детские дома особого режима. Маховик репрессий затронул многих известных кубанцев – деятелей науки, культуры, искусства...
Память
Теперь в Краснодарском крае отмечают две памятные даты: 30 октября - День памяти жертв политических репрессий. 24 января объявлен Днем памяти жертв политических репрессий казачества. Российское казачество было реабилитировано Постановлением ВС РФ от 16.07.1992 № 3321-1 "О реабилитации казачества".
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар