Краснодар Понедельник, 15 августа
Общество, 04.08.2022 16:13

Особо опасны: Краснодарский край попал в топ-3 регионов по числу ДТП с электросамокатами

Новый антирекорд поставил Краснодарский край в сфере дорожных происшествий - регион стал третьим в России по количеству ДТП с участием мобильного транспорта с электродвигателем (электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса) за первую половину 2022 года. Подробности сообщил 4 августа в своем отчете Научный центр безопасности дорожного движения.



Согласно исследованию, за упомянутый период в крае было зарегистрировано 26 таких ДТП. По данным МВД, в первой половине прошлого года произошло 12 аварий с электросамокатами. Край уступил только Москве (94 случая) и Санкт-Петербургу (57). Всего в России за полгода зарегистрировали 370 подобных аварий, в которых погибли шесть человек, 382 - получили ранения.

Чаще всего ДТП с мобильным транспортом, оснащенным электродвигателем, происходили на выездах с прилегающих территорий, на перекрестках (31%) и пешеходных переходах (32%).

Что не так с Краснодаром?

Сегодня мэрия краевой столицы выдала отчет о том, что в городе провели очередной рейд по выявлению фактов незаконной предпринимательской деятельности в сфере проката электросамокатов. Удалось выявить двух нарушителей в районе ул. Восточно-Кругликовской. Были изъяты около 40 единиц спецтехники, а на бизнесменов составили пять протоколов - за осуществление предпринимательской деятельности без разрешения (лицензии), а также нарушение правил благоустройства.

На сегодняшний день в краевой столице работает телефон горячей линии 8 (861) 218-98-00, по которому можно сообщать о фактах незаконной торговли, нелегальных точках проката электросамокатов. Однако все прекрасно понимают, что дело не в прокатчиках, а тех, кто берет в прокат (или покупает). Дело - в самокатчиках, которые до сих пор остаются словно бы вне закона и повсеместно игнорируют правила дорожного движения.

Недавний случай наглядно показал стиль вождения таких «гонщиков». Вечером 31 июля 19-летний молодой человек на электросамокате проехал на красный сигнал светофора на пересечении улиц Мира и Седина и столкнулся с автомобилем Mazda. В результате самокатчик получил травмы, его доставили в больницу. Водитель иномарки не пострадал.

В феврале в Фестивальном микрорайоне в результате наезда авто пострадала несовершеннолетняя. 14-летняя девочка пересекала проезжую часть на электросамокате и оказалась под колесами иномарки. Ее госпитализировали. А в декабре 2021-го на аллее в «Панораме» самокатчик на полном ходу наехал сзади на девушку. После того, как пострадавшая поднялась с асфальта, чтобы вызвать скорую помощь, он воспользовался моментом и скрылся. Врачи диагностировали у девушки перелом правой ноги в нижней части. 

Да что уж там, даже не на дороге, в квартире электросамокат представляет опасность. Так, 14 июля на улице 40 лет Победы загорелась квартира в пятиэтажном доме. Причиной пожара стало самовозгорание электросамоката. В связи с этим многие рекомендуют хранить этот «транспорт» вне жилых помещений.

Закон един для всех, но не для каждого

Почему «транспорт» в кавычках? В апреле 2022 года Верховный суд России косвенно признал законным положение Правил дорожного движения, позволяющее отнести электросамокаты к транспортным средствам. Тогда автомобилист подал иск после ДТП. 

В день аварии, поворачивая налево, он сбил электросамокатчика и тот погиб. В карточке дела, в рамках которого истец оспаривал пункт ПДД, было заявлено: «Отказать в удовлетворении иска». Автомобилист, обосновывая свои требования, указал, что к категории транспортных следует относить только те средства передвижения, для управления которыми требуются водительские права. 

Ответчик в лице представителя Генеральной прокуратуры пояснил, что закон не может дать полного списка транспортных средств, но позволяет относить к ним электросамокаты в силу скорости их передвижения. В данном случае решение о том, что конкретный электросамокат является механическим транспортным средством, было принято по итогу автотехнической экспертизы. 

Представитель МВД России, в свою очередь, настаивал, что электросамокаты - источники повышенной опасности, хотя их владельцы пока и не выделены в отдельную категорию участников движения. Но сами электросамокаты необходимо относить к механическим транспортным средствам. 

Представитель Правительства РФ в Верховном суде Гайк Марьян заметил, что в последнее время появились электросамокаты с характеристиками, которые близки к скутерам и мотоциклам.

- Технические особенности таких электросамокатов несут высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, причем как использующим такие средства передвижения, так и неопределенному кругу лиц. Потому что подобное транспортное средство не в полной мере подконтрольно управляющему им лицу, - заявил Марьян.

«Исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен и установлен быть не может, возможность отнесения электросамоката к тем или иным транспортным средствам сопряжена с оценкой соответствия конкретного электросамоката требованиям к колесным транспортным средствам», - сообщалось в постановлении пленума Верховного суда.

Короче говоря, правовых нормативов по электросамокатам в стране до сих пор нет. Решение Верховного суда в ПДД не закреплено. 

И что - всё?

Частые наезды самокатчиков на прогуливающихся пешеходов, ДТП с участием самокатчиков и автомобилей привели к тому, что с лета прошлого года электросамокатам, которые можно было взять в аренду, ограничили скорость. В Краснодаре она составила 25 км/ч (по закону электросамокат с таким скоростным лимитом пока не является транспортным средством), а в зеленых зонах некоторые компании снизили лимит до 15 км/ч. Где-то движение было вообще запрещено.

На федеральном уровне не отмалчивались. Так, еще прошлым летом Минтранс подготовил проект поправок в ПДД, касающихся контроля за двухколесными средствами. Ведомство предлагало запретить использование электросамокатов тяжелее 35 кг на тротуарах; ограничить допустимую скорость самокатов на тротуарах до 20 км/ч и оставить приоритет движения за пешеходами; ввести новый дорожный знак запрета на движение самокатов в парках, близ метро, вокзалов, торговых центров, регулирование правил для самокатов отдать на местный уровень. 

Впрочем, данные поправки «мусолят» уже два года (начиная с первых обсуждений). Общественная палата РФ ведет параллельную работу и там планируют, что в первую очередь ограничения на средства индивидуальной мобильности (СИМ) коснутся подростков - рассматривается вариант полного запрета на пользование до 18 лет или ограничение мощности двигателя для несовершеннолетних водителей.

Кроме того, в мае Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности обратился в Министерство внутренних дел РФ с предложением ввести требование об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО) для владельцев электросамокатов, скутеров и других СИМ. Также там предложили проработать ограничение максимальной конструктивной скорости СИМ и ввести их разделение на используемые в личных и коммерческих целях.

Что касается Краснодара, то еще в декабре 2021 года депутат городского парламента Владимир Вербицкий заявил, что нынешние штрафы за незаконные точки проката никак не помогают и предложил утвердить единую схему пунктов размещения и парковки электросамокатов - вывести бизнес из серой зоны. Председатель гордумы Вера Галушко кивнула и сказала подготовить конкретные предложения. На сегодняшний день вопрос остался на том же уровне.

Максим Столетов


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  АНАЛИТИКА  
электросамокаты в краснодаредтп с электросамокатом в краснодареновости краснодара
0
1
k3