Краснодар Понедельник, 25 ноября

Подводная лодка в степях на Кубани: 21 мая в Краснодаре пришвартовалась М-261

43 года назад, 21 мая 1981 года, практически своим ходом в Краснодар прибыл один из самых интересных экспонатов музея «Оружие Победы» - малая подводная лодка М-261. «Блокнот Краснодара» рассказывает некоторые исторические факты об этом корабле.


Уникальный подводный корабль

Весной 1981 года местное население и гости края, оказавшиеся в это время на берегах реки Кубань от Темрюка до самого Краснодара, могли наблюдать необычное и редкостное зрелище: среды степей Кубани неспеша, но уверенно вверх по течению одноименной с краем реки двигалась настоящая подводная лодка – вполне себе боевой корабль с надписью на борту М-261. 21 мая субмарина пришвартовалась на Затоне Краснодара. Как и почему она сюда попала?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо углубиться в историю этой лодки.

Субмарина М-261, как и остальные подводные корабли этого класса, во многом уникальна. Она относится к проекту А615, в котором главное – попытка сократить количество всплытий лодок для зарядки аккумуляторных батарей, чтобы повысить скрытность и автономность подводного корабля. Для этого единый дизельный двигатель использовался как для надводного, так и для подводного хода, т.е. экипажу для подзарядки батарей не требовалось даже всплывать на поверхность.

Первая лодка с таким перспективным двигателем была спущена на воду еще до Великой Отечественной. Потом эксперименты и испытания продолжались, и уже после войны появился проект 615 - с единым двигателем замкнутого цикла. С 1953 года началось серийное производство лодок проекта А615 (А – означало автономная). Всего на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде было построено 29 единиц. Зарубежных аналогов у данного типа ПЛ не было.

Подводные лодки проекта А615 предназначались для защиты портов и ВМБ от кораблей вероятного противника, а также нанесения торпедных атак в условиях мелководных районов. Такие малые подводные лодки имели очень неплохие тактико-технические характеристики. У лодки М-261 длина составляла 56,8 м, ширина - 4,46 м. Силовая установка: три дизельных двигателя мощностью 900 л. с. каждый, гребной электродвигатель в 78 л. с. Скорость - около 30 км/ч. Предельная глубина погружения - 120 м. Экипаж - 41 человек. Автономность плавания - до 10 суток. Вооружение: четыре носовых торпедных аппарата, орудие калибра 25 мм.

Незавидная судьба

К сожалению, судьба всего этого проекта оказалась печальной: недостатков хватало, что приводило к довольно частым авариям, пожарам, гибели моряков. В 70-е годы прошлого века лодки этого класса постепенно начали выводить из состава флота, ставя на консервацию: нашлись другие, более безопасные и эффективные проекты. Большинство ПЛ проекта А615 было пущено на металлолом.

Лодки М-261 такой незавидной судьбы удалось избежать – она оказалась в музее «Оружие Победы» в Краснодаре, хотя никакого участия в войне не принимала и не могла принять, ибо была спущена на воду в 1955 году и в июле 56-го вошла в состав Черноморского флота.

Почти 10 лет М-261 базировалась на Балаклаве и входила в состав 27-й отдельной бригады подводных лодок. В 1965 году М-261 вывели из боевого состава, законсервировали и поставили на прикол в Балаклавской бухте. В 1980 года подлодку вывели и из состава Военно-морского флота СССР вообще и должны были отправить на металлолом.

К счастью, этого не случилось, было принято решение переоборудовать М-261 в музей. Для того чтобы облегчить и уменьшить осадку лодки, ее отправили на судоремонтный завод в Новороссийск, где срезали детали, составлявшие значительный ее вес. В апреле 1981 года своим ходом пришла к Темрюку, а оттуда была отбуксирована по Кубани в Краснодар.

21 мая 1981 года в городе при огромном скоплении народа состоялся торжественный митинг по случаю прибытия субмарины. Уже в 1982 году она была передана музею «Оружие Победы».


В парке 30-летия Победы

Впрочем, счастливой судьбу подводной лодки М-261 назвать трудно. Полноценный музей в ней - с проведением экскурсий внутри корабля - создать так и не удалось. На месте ее последней стоянки с ней постоянно случаются какие-то казусы: то излишний приток воды мешает, то ее нехватка, то вандалы налетят, то обычные бомжи набедокурят. Говорят ее даже угнать пытались…

Но так или иначе сотни краснодарцы и гости города до сих пор могут видеть этот экспонат русского оружия начала второй половины 20 века в парке 30-летия Победы.

Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
Новости краснодараистория краяпарк 30-летия победымузей оружияподлодка
0
1