Краснодар Понедельник, 23 сентября
Общество, сегодня, 16:37

Пять километров по воде, ураганы, закрытие, возрождение, теракты: 70 лет Керченской паромной переправе

Накануне, 22 сентября 2024 года, исполнилось 70 лет со дня открытия Керченской паромной переправы. «Блокнот Краснодара» рассказывает о непростой и славной истории и сегодняшнем дне морского пути из Краснодарского края в Крым и обратно.

Всё как всегда

Десять лет назад, в такие же сентябрьские дни 2014 года, наше издание сообщало:

«В порту «Крым» из-за сильного ветра приостановлена работа паромов. Здесь вновь образовалась пробка, все накопительные площадки полностью заняты автомобилями, даже та, которая находится в районе старого аэропорта. Причиной происходящего стало усиление порывов ветра на Керченской переправе, сейчас они достигают 27 метров в секунду. Движение всех паромов было временно приостановлено… Для избежания транспортного коллапса на переправе настоятельно рекомендуется автомобилистам воздержаться от поездок в Крым и обратно…»

24 марта 2018 года «Блокнот Краснодара» писал: «Работа Керченской паромной переправы из-за тумана на неопределенный срок приостановлена по причине недостаточной видимости».

12 ноября 2023 года: «Работа Керченской паромной переправы приостановлена из-за неблагоприятных погодных условий - сильный юго-западный ветер с порывами до 17 метров в секунду, что, конечно, серьезно осложняет морское сообщение с Крымом». В результате - у паромной переправы возникали пробки.


К сожалению, таких не очень радостных для тех, кто хотел на пароме попасть в Крым или из Крыма на Кубань, событий, связанных с туманом или сильным ветром, за 70-летнюю историю Керченской паромной переправы случалось не мало. Но были и более серьезные инциденты и опасные ситуации…

До парома

Как известно, долгое время люди от Крыма до Тамани ходили пешком. В смысле – по льду. И даже однажды точное расстояние от таманской церкви Богородицы до керченского храма Святого Иоанна Предтечи подсчитали и написали об этом на так называемом Тмутараканского камне, находящемся сейчас в Эрмитаже. Текст гласит: «В лето 6576 [1068 год] индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен».


Тот самый керченский храм

Но лед – штука не прочная, да и пролив, соединяющий Азовское и Черное море, не всегда замерзал – даже в те времена, когда, говорят, зимы были похолоднее. Древние кораблики и всяческие лодки - из-за того же льда, а также частых и сильных штормов и несовершенной конструкции суденышек - тоже были ненадежным способом переправы.

Поэтому, естественно, люди часто задумывались о строительстве моста между Крымским и Таманским полуостровом. Многие задумывались, включая мировых лидеров от Николая II до Сталина и Путина. А немцы между Крымом и Таманью даже подвесную канатную дорогу делали.

После крушения в феврале 1945 года уже почти готового моста, который строился Советским Союзом в последние месяцы Великой Отечественной войны, от идеи возведения мостового перехода практически отказались. Основным видом транспорта между портами двух полуостровов стала паромная переправа.   

На паромах

Постоянная паромная переправа через керченский пролив открылась 22 сентября 1954 года. Для ее бесперебойного и успешного функционирования, учитывая, что ширина пролива составляет от 4,5 до 15 км, а наибольшая глубина - 18 м, на косе Чушка (Краснодарский край) были построены железнодорожная станция и порт "Кавказ", на окраине Керчи - железнодорожная станция и порт "Крым". Расстояние между портами составило около 5 км.

Преимущества переправы начали проявляться практически сразу. Она позволила на 1 тыс. км сократить маршрут перевозок из Краснодарского края в Крым.

Каждый из портов мог одновременно принимать по два железнодорожных парома, а всего их курсировало четыре. Для наката составов на паром и формирования поездов в каждом из портов трудились по два маневровых локомотива.

Кроме железнодорожных составов, эти паромы осуществляли перевозку и автомобилей — несколько машин могло разместиться на свободном от вагонов месте в носовой части палубы. Иногда паромы выполняли рейсы без вагонов, заполнив всю палубу автомобилями. В 70-80-х годах прошлого века были построены и три автомобильных парома.

В 1980-х годах на паромах через Керченский пролив в обоих направлениях перевозилось порядка 1,8 млн человек в год, полная грузовая мощность переправы составляла около 3,4 млн т.


После распада СССР переправа получила международный статус. Впрочем, это не помешало ей успешно развиваться. К 2012 году объём выполняемых Керченской паромной переправой перевозок достиг 600 000 пассажиров, 50 000 автомашин и 10 000 тонн грузов в год. Интервал движения автомобильных паромов составлял около трех часов, а в летнее время интервал сокращали до двух часов, однако даже в этом случае частота рейсов оказывалась недостаточной, что приводило к образованию длинных очередей.

18 марта 2014 года Крым вошел в состав РФ, Керченская переправа стала основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью России, единственной транспортной артерией между Краснодарским краем и остальными регионами России и уже ставшим российским Крымом. Украина устроила транспортную блокаду полуострова, переправа стала жизненно необходимым элементом существования этой части новой России. Благодаря паромам в Крыму не было дефицита продуктов и различных товаров, топлива и прочих необходимых вещей.

В пик сезона 2014 года на Керченской переправе работали восемь грузопассажирских паромов, к российским в этот период присоединился ряд зарубежных паромов, в основном – греческих.

На пике своего использования Керченская переправа стала крупнейшей в мире по объему перевозок. Она работала днем и ночью, здесь кипела бурная жизнь, а пассажиропоток и грузопоток не прекращался ни на минуту…

После паромов


Открытие Крымского моста сделало свое дело. Перевозки на паромах стали резко сокращаться, а потом их необходимость практически пропала полностью.

И это было ожидаемо. За 2019-2020 годы, например, автопассажирские паромы не выполнили ни единого рейса, последний рейс такого парома состоялся в октябре 2018 года. Пассажирами были десять человек, перевезли три автомобиля… 28 сентября 2020 года железнодорожный паром выполнил последний рейс между портом Крым и портом Кавказ и обратно. Переправа была закрыта на неопределенный срок по причине отсутствия заказов на перевозки.

Однако, к сожалению, всё оказалось не так просто. 


Фото: тг-канал «Андрей Гусий".

В октябре 2022 года на Крымском мосту был совершен теракт. Позже замминистра обороны Украины публично признала, что удар по Крымскому мосту нанесла Украина.


Керченскую переправу пришлось срочно возвращать к действию. И это было сделано достаточно быстро. Несмотря на то, что некоторое время там наблюдались существенные пробки. Последующее восстановление Крымского моста помогло стабилизировать и исправить ситуацию…

Однако месяц назад о террористической атаке украинских БПЛА на паромное судно сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев: «Этим утром беспилотниками было атаковано паромное судно в порту «Кавказ». Сейчас на месте работают экстренные службы. Возгорание локальное, угрозы распространения огня нет». К сожалению, не обошлось без жертв. Среди членов экипажа и сотрудников порта были пострадавшие и погибший.


Несмотря не все сложности, никто из здравомыслящих людей не сомневается, что Керченскую паромную переправу ждет нормальное и безопасное будущее. К тому же – есть надежда, что скоро надобность в переправе опять исчезнет, потому что исчезнет угроза Крымскому мосту и всей безопасности России. И это было бы очень неплохим очередным поворотом в истории Керченской паромной переправы!

Людмила Клубникина

 

Новости на Блoкнoт-Краснодар
Новости краснодара. история керченской переправыкрымский мосттеракты
0
0