Краснодар Четверг, 24 апреля
Краеведческий музей, сегодня, 18:00

Пытки огнём и зверские убийства: как жили банды, которые держали в страхе весь Екатеринодар

Кровавые банды, перестрелки и нераскрытые убийства: как больше ста лет назад Екатеринодар тонул в преступности и кто спас город от беззакония.


Сейчас в современном Краснодаре кипит жизнь. Люди снуют по городским улицам, даже не подозревая, какую историю скрывают стены старых зданий.

Мало кто знает, что чуть больше ста лет назад город Екатеринодар тонул в преступности. Многочисленные банды, ограбления, перестрелки, громкие, но нераскрытые убийства: даже спустя долгие годы кровь краснодарцев стынет от жутких подробностей тех зверств.

Редакция «Блокнота» отправилась в экскурсию по криминальному Екатеринодару вместе с историком Ильей Пшегорским, чтобы вспомнить самые яркие события того времени. Подробнее в видео.

С момента основания Екатеринодара в 1793 году возникла настоятельная необходимость в борьбе с преступностью. Первым сотрудником охраны правопорядка стал Данила Волкорез, назначенный на должность городничего. Однако в 1795 году он подал в отставку, объяснив это тем, что служебные обязанности привели его к финансовым трудностям и отсутствию средств к существованию. В то время городничие не получали жалования. История первого правоохранителя Екатеринодара ярко иллюстрирует общую проблему всей системы: недостаточное техническое обеспечение, малые штаты и низкие денежные вознаграждения. На органы правопорядка возлагались задачи по розыску преступников и беглых, сбору сведений об умерших и новорожденных, надзору за порядком и чистотой, а также содержание в исправном состоянии мостов и дорог и учет несчастных случаев. При Александре II появились городские полицейские управления, возглавляемые полицмейстерами. Несмотря на то, что во второй половине XIX века преступность была на достаточно высоком уровне, власть выделяла мизерные средства на оплату труда полицейских.

Первая русская революция 1905-1907 годов обострила обстановку на Кубани. Был увеличен численный состав полиции, а в декабре 1908 года было создано сыскное отделение для борьбы с уголовной преступностью. Отделение занималось расследованием убийств, поджогов, разбойных нападений, грабежей, мошенничества и подделки денег.

С отменой военного положения в июне 1909 года на Кубань хлынули каторжане, поднадзорные, безработные и уголовники. Начали воссоздаваться нелегальные кружки и группы. Одновременно с этим штаты полиции в населенных пунктах стали сокращаться, именно в этот период наблюдался разгул самых жестоких и дерзких банд, с которыми впоследствии и было покончено благодаря Александру Петровичу Пришельцеву.

Начальник Екатеринодарского сыска Александр Пришельцев

Александр Пришельцев родился в 1873 году в Нижегородской губернии. После окончания гимназии поступил на службу в полицию Тамбовской губернии. В 1905 году переведен в органы внутренних дел Кубанской области. В августе 1909 года назначен на должность начальника сыскного отделения.

Штат сотрудников сыскного отделения, вместе с начальником, составлял всего восемь человек. При том, что численность населения Екатеринодара на тот момент насчитывала порядка 102 тысячи человек.



Уголовный розыск 1928 год

Согласно ведомости о деятельности возглавляемого Пришельцевым Екатеринодарского сыскного отделения за 1910 год, раскрываемость таких преступлений, как убийства, покушения на убийства, вооруженные и простые грабежи, мошенничества составляла 100 процентов. Только за первый год существования отделения, сыщики поймали 343 человека, зарегистрировали 80 преступников, обнаружили 55 рецидивистов и сняли 101 фотокарточку правонарушителей.

За четыре года сыскным отделением городской полиции были раскрыты выдающиеся по городу убийства и разбои, а также очищена значительная часть Кубанской области от разбойничьих шаек, держащих в страхе все население своими зверскими убийствами.

За успехи в борьбе с преступностью Пришельцев был награжден орденами Святого Станислава III степени и Святого Равноапостольного Князя Владимира IV степени. В 1914 году Пришельцев ушел на повышение, заняв должность полицмейстера города Батуми.



Александр Петрович Пришельцев, 1914 год

После Февральской революции и упразднения Департамента полиции в марте 1917 года Пришельцев оставил службу и уехал в Баку, но в скором времени вернулся в Екатеринодар. В августе 1920 года Пришельцев вновь вернулся на службу в органы внутренних дел и занял пост помощника начальника уголовного розыска города Краснодар.

30 мая 2018 года была открыта мемориальная доска, посвященная прославленному сыщику. Памятный знак был установлен на историческом здании по улице Октябрьской, 83, где в начале XX века располагалось сыскное отделение и служебная квартира начальника сыска - Александра Пришельцева.



Фото: пресс-служба администрации Краснодара

Кровожадные банды, вселяющие ужас в жителей Кубанской области

Чуть больше ста лет назад жителей Екатеринодара и всей Кубанской области терроризировали кровавые банды, которые не только грабили, но и жестоко убивали своих жертв. Более известны нынешним жителям Краснодара такие банды, как душители, факельщики, а также Степные дьяволы. Но практически никто из современного поколения даже не догадывается, какие зверства происходили на улицах города. Именно команда Пришельцева раскрыла множество чудовищных убийств, а также задержала главарей жестоких банд.

Душители

С 1906 по 1909 годы на Кубани действовала группа профессиональных убийц, отличающаяся особой жестокостью. Преступники орудовали небольшими разрозненными группами на железнодорожных линиях вблизи станций Кавказская, Армавир, Тихорецкая, Ростов. Многие из сезонных рабочих отправлялись домой с деньгами, полученными за уборку полей.

Бандиты знакомились с ними и предлагали подработку, рогатый скот, билеты на поезд. Договорившись о сделке, члены банды зазывали жертву в ближайший кабак, чтобы отпраздновать событие. Там они накачивали жертву водкой со снотворным, а после душили и обирали до нитки. Тела оставляли около железнодорожных путей. За три года преступники лишили жизни порядка 100 человек.


Судебный процесс над бандой душителей 

В сыскное отделение поступила информация, что к убийству двух сельхозрабочих причастен некий Ванька Цыганок. Его арестовали на ярмарке в станице Усть-Лабинской, но тому удалось сбежать. Позже был задержан на станции Тихорецкой вместе с другим членом банды и, сознавшись в преступлениях, попытался покончить с собой, опасаясь народного возмездия.

Степные дьяволы

Самая многочисленная и неуловимая шайка преступников, получивших название Степные дьяволы, в течение нескольких лет терроризировала население Кубани. Костяк банды составляли беглые каторжники Семен Юрченко, Филька Косой, Аврам Белмост, Семафор и другие. Они отличались особой жестокой и кровожадностью, их грабежи сопровождались убийствами, пытками и изнасилованиями. Известен случай, когда преступники взорвали порохом беззащитную женщину. Орудовала шайка ночью и никогда не оставляли свидетелей в живых.

В марте 1911 года бандиты напали на семью немецкого колониста Конрада Гиля. Они застрелили сторожа, мальчика-работника, самого переселенца, его зятя и 6-летнюю дочь. Задушили четверых детей, включая младенца, расправились с матерью. Уцелели в ту ночь жена Гиля и ее 13-летняя дочь, которую отморозки посчитали задушенной.

До этого нападения на их счету числилось 20 убийств, множество ограблений, сопровождающихся пытками и изнасилованиями. Выйти на след «дьяволов» удалось лишь в 1913 году. На скамье подсудимых оказались 62 человека, а показания давали более 400 свидетелей и пострадавших.



Судебный процесс над бандой "Степные дьяволы»

Банда "факельщиков"

Первое проявление «факельщиков» в Кубанской области случилось еще в ночь на 10 января 1909 года в станице Новорождественской, когда члены банды напали на хутор братьев-казаков Яковенковых. Банда совершала множественные нападения на окраинах Екатеринодара и ближайших станицах. Такое название они получили за счет своих театрализованных представлений: они появлялись верхом, вооруженные револьверами, в тряпочных масках и с факелами. Бандиты проникали в дома, пытали, забирали ценности, деньги и оружие. Для того, чтобы узнать, где хранятся ценные вещи, преступники пытали своих жертв огнем.

У Старого базара екатеринодарскими сыщиками были задержаны три члена банды: казак-нелегал Иван Белик, мещанин Григорий Балашов и крестьянка Анна Ананкина. При обыске у них были обнаружены два револьвера, полсотни патронов к ним, тряпки с прорезями для глаз со следами крови. Совместно с полицейскими надзирателями Коржом и Жуковским сыщиками был задержан предводитель «факельщиков» Бубырь-Бухановский и еще шесть бандитов. Только 15 сентября 1911 года розыск был завершен: установлено, что «факельщики» совершили 10 разбоев и 22 грабежа. Из 11 членов банды – 9 было арестовано и предстали перед судом: восьмерых по приговору суда повесили, а еще один избежал казни за преступления "факельщиков", поскольку был казнен за участие еще и в другой банде.


Старый базар

Кровавая банда Антона Полюндры

Зимой 1909 года в Екатеринодаре началась серия убийств и ограблений лавочников. В середине февраля город потрясло известие о жестоком убийстве в центре города (на углу ул. Графской и Посполитакинской) персидского подданного Саркисова, его беременной супруги, пятилетнего сына и девочки служанки.

В марте 1910 года благодаря информаторам сыщикам удалось выяснить, что к преступлениям причастен каторжник Антон Полюндра. Была также получена информация, что он может находиться в станице Абинской. При задержании банды Полюндре удалось сбежать вместе с подельником Афанасием Драгуновым. Остальных задержанных доставили в Екатеринодар, среди них были любовницы главарей. Одна была уроженкой Екатеринодара, другая уроженкой Екатеринославской губернии. У одной из девушек нашли крестик, принадлежащий зарезанной жене Саркисова.


Улица Графская, 1908 год

В скором времени в одном из притонов Екатеринодара был задержан Афанасий Драгунов. За это время банда успела убить и ограбить семью казака Белана в станице Северской. Они совершили налет на торговую лавку в станице Ильской, где в заложники были взяты семья лавочника и 12 посетителей магазина, с которыми собирались расправиться, но не успели.

Арестованные любовницы, а также схваченный Афанасий Драгунов, дали исчерпывающие показания по характеру и привычкам Антона Полюндры. Он любил роскошный образ жизни, и его подельники предположили, что, возможно, в данный момент он находится в одной из приличных Екатеринодарских гостиниц, где лакомится телятиной по-московски или устрицами из Севастополя. Так и было, его задержали в гостинице. Кровавый упырь был повешен.


Гостиница, 1914 год

История убийства семьи Саркисова имела неожиданное продолжение. Неравнодушные армяне города Екатеринодара обратились с прошением к начальнику Кубанской области М.П. Бабычу отблагодарить начальника сыскного отделения Пришельцева ценной вещью. Бабыч отказал, так как принятие подобных подарков являлось преступлением, однако золотой портсигар с дарственной надписью «А.П. Пришельцеву от друзей гор. Екатеринодара» ценой 300 рублей все же был вручен. Этот подарок стал инструментом ведомственной борьбы между полицмейстером Екатеринодара Захаровым и начальником сыскного отделения Пришельцевым. Было проведено дознание, выяснилось, что на покупку портсигара скинулись 15 человек, некоторые сообщили, что сделали это не совсем добровольно. Таким образом ситуация принимала неприятный оборот, а Пришельцеву предъявлялось взяточничество и вымогательство. Но после скорого перевода главного недоброжелателя - полицмейстера Захарова на аналогичную должность в Карс, дело замяли.



Магазин, где был куплен золотой портсигар

В 1920 году Екатеринодар потрясло еще одно жуткое преступление. При загадочных обстоятельствах, был убит зажиточный промышленник Карл Гусник. Его близкий товарищ обнаружил в доме пять бездыханных тел. Спустя больше ста лет это убийство до сих пор считается одним их самых загадочных.

Загадочное и нераскрытое убийство Гусника

7 июня 1920 года бывший хозяин цветочного магазина Франц Францевич Марек заглянул в дачный домик на Дубинке к старому другу и соотечественнику Карлу Лаврентьевичу Гуснику, известному в Екатеринодаре человеку. Почтенный цветовод приблизился к дому, толкнул приоткрытую дверь, вошел внутрь и обмер. Там лежало пять бездыханных тел, включая самого Карла. Марек немедленно сообщил о трагедии в милицию.

Карл Лаврентьевич Гусник прибыл в Россию из Австро-Венгрии. В 1886 году он основал в Краснодаре завод, который изначально специализировался на ремонте молотилок, а позже стал выпускать паровые котлы, оборудование для мельниц и маслобоен и пр. К 1914 году оборот производства исчислялся уже в 140 тысяч рублей в год. На заводе, начинавшемся с паровой машины и медеплавильной печи, к этому времени установили два нефтяных двигателя общей мощностью 32 л/с. Созданные там литые пороги, ажурные крылечки, металлические лестницы и канализационные люки до сих пор можно встретить на улицах старого Краснодара.




Карлу Гуснику принадлежали также котельный завод, колбасная фабрика, склад механических машин и маслобойное производство в станице Гривенской (последним владел вместе с сыном). В 1915 году Карл Лаврентьевич вошел в правление акционерного общества «Кубанское пароходство». Гусник являлся председателем Чешского национального общества «Сокол» в Екатеринодаре.

Во время Первой мировой войны на заводах Карла и Владимира Гусников производили снаряды к бомбометам для фронта. А потом грянула Октябрьская революция. Пути отца и сына разошлись. После распада Австро-Венгрии и образования независимой Чехословацкой Республики Владимир уехал на историческую родину и больше никогда не возвращался в Россию. Отец же остался в Екатеринодаре.

Он отошел от дел, как и его друзья — Марек и Салавец, занимался садоводством, вел довольно тихий, скромный образ жизни. Но былая слава «владельца заводов и пароходов» многим в городе не давала покоя. В стране в то время полыхала Гражданская война, в городах и станицах царили анархия и бандитизм. Задушить или зарезать могли за новые сапоги, а тут дом, где жил не просто старик, а крупный промышленник, основатель первого на Кубани чугунно-литейного механического завода («Краснолит», позже — завод тензометрических приборов «Тензоприбор»).

Завод Гусника стоял на пересечении улиц Кузнечной и Медведовской в Екатеринодаре. Сегодня улицы носят другие названия — Кирова и Калинина.

Из книги записей смертей городского загса следует, что дом по адресу: ул. Ставропольская, Сады, квартал №51 стал местом гибели 70-летнего Карла Гусника, его соседей — семьи Салавец, Карла и Ольги, а также двоих подростков — 14-летнего Василия Курицына, ученика высшего начального училища и 16-летней Марии Курицыной. Все они, согласно медицинской экспертизе, проведенной врачом 4-й лаборатории на Дубинке Михаилом Ерохиным, были задушены. Всех погибших, кроме Гусника, похоронили на Дубинском кладбище. Карл Лаврентьевич нашел свой последний приют на Всесвятском.

Фото: myekaterinodar.ru

Инна Еремеева 


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
новостиКраснодаристорияЕкатеринодарбанды
0
0