Краснодар Суббота, 20 апреля
Культура, 16.04.2018 12:40

Рецензия: «Тренер» - первый блин оладушком

В Краснодаре 15 апреля в кинотеатре «МОНИТОР СБС» состоялась эксклюзивная звёздная премьера фильма Данилы Козловского «Тренер». 

Спортивная драма стартует в российском прокате 19 апреля на всех экранах страны. Актер и режиссер фильма специально прибыл в кубанскую столицу, поскольку именно здесь прошлым летом проходили съемки финального эпизода — на стадионе «Краснодар», где сотни местных жителей сыграли статистов, от болельщиков до фотокорреспондентов (среди которых отметился и корреспондент «Блокнота Краснодара»). Козловский поделился со зрителями своим дебютным опытом режиссера и с удовольствием узнал многих, кто принимал участие в съемках.

«Тренер» повествует о футбольном аутсайдере, чья некогда звездная карьера пошла под откос из-за одного важного, но неудачного матча. Теперь он вынужден поднимать с колен местечковую команду Новороссийска, одновременно воспитывая дух истинного футбола в себе и своих новых подопечных. Насколько удачной вышла кинолента? Попробуем разобраться.

Первый тайм. Преимущества

Итак, дорогие друзья, сегодня на поле играют настоящие звезды российского кино, мастодонтища отечественного искусства (читать голосом Губерниева)! Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Виктор Вержбицкий, а также Ирина Горбачева и Александр Ильин мл. Ну, и конечно, капитан нашей сборной — Данила Козловский. Спустя множество успешных фильмов, таких как «Легенда №17», «Викинг», «Духless» и «Экипаж» 32-летний актер решил попробовать себя на ниве режиссера. И вот, судья дает первый свисток и мяч перехватывает наш Данила!

Собственно, Козловский находится «у мяча» практически весь фильм, поскольку название говорит само за себя — это история одного человека, которого меняет его собственное окружение. Юрий Столешников, персонаж Данилы, изначально предстает перед нами эгоистичным засранцем, который никого вокруг себя не видит. Когда же судьба делает ему болезненную подножку, почва уходит из-под ног главного форварда страны на несколько лет. И даже при таких обстоятельствах команду из Новороссийска он берет с большой неохотой.

Игра Козловского несомненно не вызывает нареканий, но все же хочется отметить тех самых «мастодонтищ». Смоляков, воплотивший образ отца Столешникова, и его химия «отец-сын» с Козловским тащат фильм даже больше, чем спортивная и любовная линии. Сам режиссер в ходе пресс-конференции рассказал, что долго обсуждал со Смоляковым свои и его отношения в семье. И это видно на экране. В итоге самым драматичным моментом вышел далеко не финальный матч, но это уже будет спойлером.


Традиционно Ильин и Вержбицкий дали настоящего жару, но все-таки хочется отметить и маленькую звездочку. Двенадцатилетняя Мария Лобанова, сыгравшая младшую сестренку главной возлюбленной «Тренера» буквально при каждом появлении вызывала зрителей умилительные улыбки. Харизма этой девочки плещет далеко за пределы двумерного экрана. Несомненно нельзя не отметить и Ильина младшего — его болельщик заставляет скандировать вместе с ним не только кричалки, но и душевную песню, прозвучавшую в середине фильма.

Для кубанцев же самым отрадным будет видеть родные локации. Новороссийск показали, пожалуй, со всех ракурсов, каких можно, причем невероятно красивых. Приятно было видеть знакомые улицы, слышать звуки порта. Хочется надеяться, что в крае продолжат снимать массовые фильмы, а идею Госдумы сделать из Сочи российский Голливуд доведут до реализации. Режиссерский дебют для Козловского вышел весьма удачно, пусть и история снята немного шаблонно. Нет пререканий и к «футболистам», которые очень достоверно отыграли простых спортсменов с третьей лиги. И, конечно, особая благодарность композитору, чей оригинальный саундтрек мощно подчеркнул самые яркие и живые первые пять минут фильма, и затем красиво прошелся вдоль всей киноленты, то добавляя азиатские мотивы в стиле «Убойного футбола», то звуча в лучших традициях спортивных муви.

Второй тайм. Недостатки

Давайте будем честны: подобное снимали в США еще в 80-х и 90-х годах. «Могучие утки», «Тренер Картер», «Волчонок», «Ребята из Индианы», «Огни ночной пятницы», «Каждое воскресенье», «Хардбол»… Но ладно, все это было за рубежом и для нас в какой-то мере в новинку. Хотя, нет, совсем не в новинку. «Движение вверх» лишь недавно закончило свое победное шествие по кинотеатрам и сравнение с ним неизбежно. И если уж на чистоту: Машков и его команда кладут Козловского и Ко на лопатки, даже не вспотев. 


Противопоставление советского тренера с российским «мальчиком, который за 20 миллионов не может по мячу попасть» (цитата из фильма) складывается довольно просто. Если Гаранжина/Машкова мы то и дело видели хладнокровно рисующим схемы победы и осторожно воспитывающим баскетболистов, стараясь не перейти черту, то Столешников прет напролом и прессует футболистов, не видя разницы между номером 12 и 25, как и сам зритель. Футболисты получились абсолютно невзрачной толпой, слепо выполняющей команды тренера. Лишь парочка из них отметились ради образов «плохиша» и «новичка». Личностей остальных мы не чувствуем.

Совершенно невзрачной вышла и главная любовь Столешникова. Смущает даже каст: персонаж Зуевой с типично кавказской внешностью внезапно оказалась сестрой белокурой славянки Лобановой. Это слишком сильно бросалось в глаза, чтобы не заметить. Но фильм же о Столешникове — как с ним то все вышло? Дело в том, что сопереживать такому законченному эгоисту, который даже в финальный матч решил не пускать команду без личного участия в качестве капитана (хотя по сюжету это была важнейшая игра, а с капитаном команда даже не успела отыграть ни одного матча) просто невозможно. До самого конца герой Козловского со скрежетом меняет себя, делая лишь небольшие уступки другим людям — тут пусть пенальти новичок пробьет, тут, так уж и быть, пускай, ребята, отдохнут после пробежки в целофановых пакетах по жаре. Это из той оперы, когда актер — отличный, а вот герой — никудышный.


Стремясь сделать фильм молодежным, Козловский накидал в свое детище кучу стильных песен от Imagine Dragons и других современных исполнителей. Поэтому когда в последние пять минут внезапно заиграл Шевчук («Это все, что останется после меня...») стало как-то неловко. Ну, а поскольку время подходит к концу, остается лишь сказать про непосредственно самое важное, что ДОЛЖНЫ были показать в фильме — футбол. Его много, а оператор выхватывал по-настоящему классные ракурсы, да вот проблема — ничего не понятно. Кто выигрывает, что там бормочет комментатор, кто в защите, а кто — в нападении? Если в «Движении вверх», несмотря на постоянную смену в игровом составе мы в любую секунду знали, что происходит на поле, и чувствовали движение каждого участника игры, то здесь совершенно ничего не ясно, что, в принципе, и понятно — из всей команды нам заполнились пара-тройка игроков. Болеть за марионеток Козловского просто не получается, да и не хочется. Приставка «спортивный» в названии жанра здесь чисто номинальная.

Дополнительное время. Итоги

Будучи свидетелем и участником съемок финального эпизода в Краснодаре, я видел, какой суровый монтаж прошел «Тренер» только лишь на этом этапе. Финал картины получился совершенно не цепляющим, и более того, скомканным. Вот две минуты назад «Метеор» проигрывал 2-0, а вот вратарь пинает мяч в пустоту под Шевчука, а на табло уже 3-2. Искренне пытался вспомнить, кто забил первые два гола со стороны новороссийской команды, но так и не вышло. Хотя наснимали там годного материала очень много, в кино его я не увидел. В рамках жанра Козловский, как режиссер, несомненно, сделал почти все «правильно» и «по лекалам». Да вот только «свежим» это не назовешь, особенно в свете «Движения вверх», истории, надо заметить, реальной.

Резюмируя, фильм обладает двумя несомненно большими плюсами: игра Козловского, старой гвардии и прелестной юной Лобановой, а также прекрасная операторская работа Федора Лясса (Ледокол, Хардкор). Минусы: устаревший 20 лет назад сюжет, отталкивающий главный герой, странный подбор музыки. Это стоит увидеть, но лучше до просмотра «Движения вверх».

Максим Дмитриев


Новости на Блoкнoт-Краснодар
фильмтренеррецензияфутбол
0
0