Краснодар Понедельник, 23 декабря
Культура, сегодня, 17:00

Сквернейшая дыра: в декабре 1825 года на Кубани проездом побывал Александр Грибоедов

Замечательные поэты России не раз удостаивали своим вниманием Кубань. Среди них были такие великие представители «золотого века» русской поэзии, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов. Сегодня, 23 декабря, «Блокнот Краснодара» рассказывает о посещении края автором бессмертного произведения «Горе от ума».

До всероссийской славы

Конечно, о пребывании на Кубани Грибоедова, так же, как и Пушкина с Лермонтовым, достоверных и, если так можно сказать «осязаемых» источников, не имеется. Ни тебе домов, где он жил по дороге через Кубань на Кавказ, ни минеральных источников, из которых пил воду, например. Даже имен и фамилий более-менее значимых в то время и известных позднее людей, с которыми мог столкнуться на Кубани Александр Грибоедов, точно не известно.

Впрочем, это и понятно. Не был в то время еще тогдашний Екатеринодар местом притяжения для всякой знати – аристократической, финансовой, артистической, писательской или дипломатической… Даже статус «нормального» города, а не крепости для защиты от набегов горцев, Екатеринодар получил лишь в 1867 году – то есть почти за 50 лет до первого его посещения поэтом.

Да и сам полный тезка великого Пушкина - Александр Сергеевич Грибоедов – в 1818-м и даже 1825-м - еще не имел той поистине всероссийской известности, которые придут к нему позже. Ни как поэт, ни как дипломат. Ибо в то время «Горе от ума» еще отнюдь не была знакома широкому кругу читателей, да и дипломатические подвиги Грибоедова во славу России были еще только впереди.

«Знакомые всё лица!»

Сегодня «Горе от ума» знают все. Хотя бы со школьного варианта восприятия. Впрочем, порой можно и ошибиться: у таких выражений, как, например, «Послушай, ври, да знай меру», «Поспорят, пошумят и разойдутся», «Свежо предание, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «С чувством, с толком, с расстановкой», «Числом поболее, ценою подешевле» очень сложно определить – это народное творчество, или у них есть автор все же?

Тем более, если звучит сакраментальное и вечное: «А судьи кто?», «Ах, злые языки страшнее пистолета», Ба! Знакомые всё лица!», Карету мне, карету!». Ну или «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!». Который, кстати, в то время на деревню был похож в гораздо меньшей степени, чем Екатеринодар…

Так или иначе, по сведениям Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, на Кубани Грибоедов побывал, скорее всего, два раза. В первый раз Александр Сергеевич отправился на юг России по дороге Новочеркасск – Владикавказ в 1818 году.

Следующая поездка поэта на Кубань и Кавказ состоялась в 1825 году. Автор «Горе от ума» ехал через Кубань по тракту – Тамань – Копыл – Екатеринодар – Усть-Лаба. Во время обоих посещений Кубани Грибоедов знакомился с жизнью казаков и черкесов, писал путевые заметки, собирал сведения о древних народах, населявших Кубань, Причерноморье и Крым.

«Грязь да туман!»


Памятник Ермолову в Краснодаре

Кстати, первые дни пребывания Грибоедова на Кавказе произвели на него, по свидетельствам современников, мрачное впечатление. В письме к руководителю русской дипломатической миссии в Тегеране С.И. Мазаровичу  поэт пишет: "… вот мы и у подножья Кавказа, в сквернейшей дыре, где только и видишь, что грязь да туман, в которых сидим по уши. Было б от чего с ума сойти, если бы приветливость главнокомандующего полностью нас не вознаграждала за все напасти". Трудно сказать, конечно, мог ли охарактеризовать теми же примерно словами поэт тогдашний Екатеринодар - нет доподлинных фактов... 

Зато о встрече с командующим русскими войсками на Кавказе Алексеем Ермоловым поэт отзывается почти с восхищением: "… в чём я еще более убедился в тот день, когда представлялся его высокопревосходительству господину проконсулу Иберии (так Грибоедов иногда называл А. П. Ермолова): невозможно быть более обаятельным».

А уже позже Грибоедов признавался; «Кавказская степь ни откудова, от Тамани до Каспийского моря, не представляется так величественно, как здесь, я не свожу глаз с нее». А также: "Теперь я лично знаю многих князей и узденей".

«Край - усыновленный Россией»

Несомненно, что поэт и дипломат (в одном лице) хорошо знал быт и казаков, и черкесов, проживающих на Северном Кавказе, и с полным правом мог сказать: "Действовать страхом и щедростью можно лишь до времени; одно строжайшее правосудие мирит покоренные народы со знаменами победителей". При этом освоение богатого и плодородного южного края Александр Сергеевич считал делом первостепенной важности и прекрасно видел реакционность политики Турции - главного соперника Российской империи в кубанском регионе.

Кавказ, по словам Грибоедова, это «край - усыновлённый Россией». По его мнению, там скоро «исчезнет чувство лености, равнодушия к наукам и искусствам. Бесплодное, всему вредящее своелюбие уступит место порывам благороднейшим. Исчезнет мелкая суетность, ревность, жажда к непозволительным прибыткам…»

Александр Сергеевич даже предлагал правительству России специальный проект по преобразованию Кавказа. Но увидеть его воплощение в жизнь поэту было не суждено – в начале 1829 года Александр Сергеевич Грибоедов был жестоко убит во время исполнения своей дипломатической миссии в Тегеране. Третий раз побывать на Кубани поэту тоже было не суждено…

«И вот общественное мненье!»    


Фото: музей им. Фелицына

Современники говорили о Грибоедове с особым почтением. А.С. Пушкин: «Это один из самых умных людей в России». Декабрист Александр Бестужев: «В члены общества я его не принимал, потому что он меня умнее». Николай Муравьёв-Карский, кавказский наместник: «Образование и ум его необыкновенны». Поэт Денис Давыдов отмечал, что мало есть людей, которые более ему по сердцу, чем Грибоедов с его умом, чувствами, познаниями и дарованиями.

Бессмертное произведение Александра Сергеевича Грибоедова после его кончины издавалось многомиллионными тиражами. В фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына хранится несколько уникальных изданий. Например, второе издание комедии «Горе от ума», изданное в Санкт-Петербурге в 1839 году, а также дореволюционное академическое издание сочинений в двух томах, изданное Императорской академией наук в 1911 – 1913 годах.

И особого внимания, конечно, заслуживает самая “возрастная” миниатюрная книга из коллекции музея Фелицына “Горе от ума” А.С. Грибоедова 1839 года.

Несомненно - грибоедовская поэзия актуальна до сих пор, а жизнь замечательного русского поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова всегда заслуживает и будет заслуживать всяческого уважения.

Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
Новости краснодараистория кубаникультурапоэзиягрибоедовгоре от ума
0
0