Краснодар Среда, 27 ноября
Экономика, 06.09.2021 14:46

Все идет не по плану: прокуроры заморозили передачу 140 млн рублей за новые троллейбусы в Краснодаре

Уникальный троллейбус, единственный в России, по словам Евгения Первышова, действительно штучный экземпляр. Потому как транспорт не имеющий ОТТС, и поступивший в городское транспортное управление для сборки —явление крайне редкое. Доказательства собраны в материале «Блокнот-Краснодар».

В январе 2021 года глава города объявил о грандиозных планах по – закупке деталей и сборке городского транспорта на мощностях КТТУ. Для этого мэрия заключила трехстороннее соглашение с городским трамвайно-транспортным управлением и компанией, позиционирующей себя как производитель по наладке крупноузловой сборки троллейбусов ООО «Алькор».

— Речь шла о покупке у «Алькора» кузовов и запчастей, из которых на базе КТТУ собирались бы троллейбусы новой модели. Но называлось это капитально-восстановительным ремонтом старых троллейбусов модели «ЗиУ», главным преимуществом которого вице-мэр Артем Доронин называл экономию бюджетных средств, — сообщил «Коммерсант».

Историю успеха своей компании предприятие транслирует на официальном сайте в разделе «Новости».  Гендиректор компании Ирина Сватковская заявила журналистам, что «Алькор» имеет 16-летний опыт в производстве электротранспорта. Однако фактически фирму учредили только в 2020 году. Она была открыта на имя Гурдина М., персона которого будет рас смотрена подробнее в данной статье.

Троллейбус, как сложное техническое средство, подлежит обязательной сертификации, согласно Федеральному закону о безопасности дорожного движения. Это сделано в том числе для обеспечения безопасности самих пассажиров общественного транспорта.

«Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании», -  статья 15, п.1 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).

Иначе говоря, до того, как машина выйдет на линию, она должна пройти испытания на проверку качества и безопасности. Согласно открытым данным Росстандарта, у предприятия нет свидетельств о безопасности транспортного средства.



Фото: скриншот портала rst.gov.ru

Разделом 5 Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» определено, что проверка соответствия выпускаемых   в обращение транспортных средств (к коим относятся троллейбусы, категория М3) требованиям Техрегламента осуществляется в виде выдачи документа - Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Без этого документа троллейбус не может даже просто проехаться по проезжей части без пассажиров.

Однако, по факту с «Алькором» было заключено соглашение «по наладке крупноузловой сборки троллейбусов на базе КТТУ», по словам Евгения Первышова. Глава города не обмолвился, что разрешительной документации на сборку троллейбусов нет уже у самого КТТУ. Тем не менее, по данным «Коммерсанта», это выяснила Генеральная прокуратура.


Фото: «Коммерсантъ»

Разрешение на проведение капремонта ЗАО «Тролза» — изготовитель того самого восстановленного троллейбуса — не выдавало. Об этом закрытое акционерное общество сообщило в ответ на запрос о предоставлении информации.


Фото: Ответ ЗАО «Тролза»

К слову, сертификата на шасси, о котором Ирина Сватковская рассказала «Свободным медиа», недостаточно для эксплуатации «Франкенштейна», собранного силами КТТУ из рожек старенького «Зиу» и деталей конструктора «Алькор». Об этой сборке рассказали в городской мэрии.


Фото: пресс-служба администрации Краснодара

О том, что в абсолютно новом троллейбусе оставили только старый токоприемник на брифинге 25 августа рассказал Артем Доронин.

Согласно ответа Росстандарта от 13.07.21 за исх. № 11366-АК/05,  «при оформлении одобрения типа шасси соответствие заявленной продукции подтверждается в отношении ограниченного перечня требований, что не допускает возможности передвижения шасси своим ходом по дорогам общего пользования и предусматривает его последующую достройку до комплектного транспортного средства и оценку соответствия полному перечню требований, приведенных в Приложении № 2 к техническому регламенту, согласно порядку, изложенному в пункте 39 технического регламента, для оценки соответствия типов транспортных средств».

Иными словами сертификат (или одобрение типа) на шасси позволяет производить только шасси – тележку, на которую крепится кузов и все конструктивные элементы.

Что дальше? Рассказал «Коммерсантъ»: «В итоге прокуратура направила собранные материалы в МВД и СКР для проведения доследованных проверок, а эксплуатацию собранного троллейбуса запретила, передав его для экспертизы безопасности и качества в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Также по указанию надзорных органов заморожены на счетах 140 млн руб., которые предназначались для покупки еще десяти кузовов у «Алькора».

Власти на прошедшем брифинге заявили, что ООО «Алькор» только ведет работу по получению нужных документов.

Возникает вопрос: почему мэрия совместно с КТТУ приняли решение о выпуске на линию транспортного средства без соответствующего ОТТС? Кроме того, власти города показали собранное чудо-техники на московской выставке. К слову, в Москве техника была представлена не как троллейбус, а как электробус с увеличенным автономным ходом.

Таким образом, руководство Краснодара, возможно, подвергло опасности жизнь и здоровье краснодарцев, выпустив троллейбус на маршрут № 7 в начале лета.


Фото: Игорь Букатин. На 11 июня 2021 года троллейбус движется по проезжей части одной из улиц Краснодара.

ОТТС на транспортное средство отсутствует и по признанию самой Ирины Сватковской. Это подтвердили «Коммерсанту» сотрудники Генеральной прокуратуры.



Фото: Свободные Медиа

В распоряжение редакции «Блокнот Краснодар» попал ряд любопытных документов, которые обличают покупку комплектующих  без «паспорта»городскими властями в угоду якобы экономии бюджета. Чтобы доказать это, мы провели собственное расследование.

Обратимся к истории. В январе 2021 года глава Краснодара Евгений Первышов объявил о начале уникального проекта — сборки первого современного троллейбуса на мощностях местного КТТУ. Идея грандиозная, а главное, по мнению мэрии, выгодная. По данным представителей дептранса и КТТУ, вместо 24 млн рублей, на каждую машину будет потрачено 14-16 млн рублей.

Наша редакция также проводит расследование, в результате которого мы намерены выяснить, соответствуют ли действительности расчеты властей.

Добиться экономии, по данным мэрии, позволила как раз собственная сборка троллейбуса, а не покупка готового агрегата с пакетом сертификатов соответствия Росстандарту. «Каждый четвертый троллейбус – бесплатно», — гордо заявляют власти города.

Однако даже если поверить версии администрации об экономии бюджета, возникает резонный вопрос: позволительно ли экономить на безопасности жителей и гостей города?

Кто будет нести ответственность в случае возгорания самоделки, удара током, отказа тормозов и других возможных последствий? Кто будет объяснять пассажирам - потенциальным жертвам, что это экономия во благо?

— Важно понимать, что КТТУ — это перевозчик, эксплуатирующая организация. Мы должны обеспечивать работоспособность подвижного состава и имеем право заниматься ремонтом техники, ее модернизацией, но не производством, — сказал Александр Грачев.

Таким образом, транспортники акцентировали внимание на ответственности производителя. В истории компании-партнера краснодарских властей города по сборке несертифицированного троллейбуса обнаружились темные пятна.

Если обратиться к публичным сведения, можно обнаружить, что ООО «Алькор» зарегистрировано только в апреле 2020 года.



Фото: Выписка из ЕГРЮЛ за февраль 2021 года

Эти данные идут в разрез с информацией мэрии Краснодара о 16-летнем опыте «Алькора» в производстве электрического транспорта. 


Фото: Администрация Краснодара

К слову, на момент подписания в январе 2021 года мэрией Краснодара соглашения о сотрудничестве с «Алькором», о котором заявил глава города в соцсетях, единственным владельцем данной компании являлся неоднократно судимый житель города Вологда.

Так, единственным учредителем ООО «Алькор», согласно выписке из ЕГРЮЛ за февраль 2021 года, являлся некий Гурдин М.И. Согласно данным собственного источника «Блокнот Краснодар», в 2020 году Гурдин М. неоднократно привлекался к уголовной ответственности.

В открытых материалах вологодских судов имеются сведения за 2015 и 2016 годы.

К примеру, по данным судебного участка № 68 г. Вологды, в 2016 году будущий учредитель компании -партнёра Администрации Краснодара был осужден за кражу.


Фото: Судебный участок № 68 г. Вологды

— В Москве уже возбуждено уголовное дело о незаконном создании «Алькора»

(ст. 173.1 УК РФ) ранее судимым лицом, а в Краснодаре ведется проверка на

возможность возбуждения уголовного дела о мошенничестве (ст. 159 УК РФ),

подделке документов (ст. 327 УК РФ) и незаконном использовании средств

индивидуализации товаров (ст. 180 УК РФ). Кроме того, следователи краснодарского

СКР проверяют, не проявили ли краснодарские чиновники халатность (ст. 293 УК

РФ) и нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) при закупке

кузовов и запчастей, — сообщил «Коммерсантъ».  

Проверяла ли Администрация города, заключая январскоесоглашение о сотрудничестве с «Алькором», что эта организация управляется лицом, к которому у правоохранительных органов имеются серьезные вопросы?

В настоящее время одним из основных учредителей «Алькор» является Ирина Сватковская. Второй — некая офшорная компания на КипреИНВЕСТОНЕК ХОЛДИНГ ЛТД, согласно данным электронной системы «СПАРК.


Фото: Данныеэлектронной системы «Спарк»

К слову, Ирина – бывший финансовый директор сертифицированного завода – изготовителя троллейбусов«ТРАНС-АЛЬФА», которое в 2019 году поставило в Краснодар 12 троллейбусов и должно было поставить еще 21единицу в 2020 году. 


Фото: Администрация Краснодара

Каким образом вместо сертифицированного производителя троллейбусов в Краснодар зашла компания с пакетом деталек-лего для сборки троллейбуса в настоящее время выясняет «Блокнот Краснодар».

— В настоящее время в соответствии с требованием надзорных органов завод «Алькор» должен представить дополнительные документы на одобрение транспортного средства. После этого станет возможна эксплуатация первого троллейбуса и он выйдет на маршрут № 7 «Ж/д вокзал Краснодар-I — Аэропорт», —сообщила пресс-служба администрации Краснодара. 


Фото: Сборочный цех «Транс-Альфа» Instagram @transalfa

Таким образом, жители Краснодара стали свидетелями очередного бюрократической истории, которая могла привести к большой трагедии. Мэрия города, попыталась  сэкономить на закупках и выпустила на линию гибрид троллейбуса из деталей «Алькора» и 2% морально устаревшего «Зиу-682».

Экономия, на которую сослался мэр Первышов весьма условна. На прошедшем брифинге журналистам, в числе которых присутствовал корреспондент портала «Блокнот Краснодар», Доронин, Грачев и Смертин заявили: собирать троллейбус в два раза дешевле.

Однако, согласно данным последней закупки алтайского Рубцовска, летом 2021 года в собственность муниципального образования поступил троллейбус стоимостью около 13 млн рублей. Это почти на 2 млн рублей дешевле краснодарской самоделки. 


Фото: протокол проведения электронного аукциона троллейбусным муниципальным предприятием Рубцовска, Алтайский край.

К слову, стоимость работ по сборке алькоровского Франкенштейна представители администрации и КТТУ не разглашают.

Ранее мэрия Краснодара презентовала троллейбус как новый, но позже рассказала журналистам, что он был восстановлен на базе старого Зиу. Детали этих противоречий разъяснили представители администрации и КТТУ на брифинге 25 августа.

Анастасия Печаткина







Новости на Блoкнoт-Краснодар
троллейбусКраснодарАлькор
3
0