Краснодар Четверг, 18 апреля
Общество, 14.05.2020 20:20

«Эти идеи очень вредные и опасные», – политолог Подлесный о возможном объединении Адыгеи и Краснодарского края

После 9 мая в информационном пространстве стали всплывать сообщения о якобы готовящемся объединении Краснодарского края и Республики Адыгеи. По сообщению информаторов, после ослабления эпидемии коронавируса в регионах состоятся референдумы, на которых жители регионов проголосуют за слияние субъектов федерации. Либо же против. «Блокнот Краснодар» спросил у политолога, президента Центра прикладной социологии и политологии Геннадия Подлесного, насколько такой вариант развития событий возможен и кому выгодны подобные вбросы.

Геннадий Подлесный уточнил, что подобные призывы к объединению Краснодарского края и Республики Адыгеи всплывали не один раз. Центр прикладной социологии и политологии, который он возглавляет, около 10 лет назад проводил подробное изучение вопроса слияния регионов.

В этот раз тема с объединением Краснодарского края и Адыгеи удачно вписалась в контекст слияния других регионов страны – Архангельской области и Ненецкого автономного округа, которое запланировано на ближайшее будущее. Однако эти примеры нельзя сравнивать, считает Подлесный. И для этого есть несколько причин.

Информационный вброс об объединении Краснодарского края и Адыгеи впервые появился около 10 лет назад, когда регионом руководил Александр Ткачев. Должность первого заместителя губернатора тогда занимал Джамбулат Хатуов.

Суть тогдашней схемы заключалась в том, что Хатуов избирался бы на должность президента Адыгеи, проводил в Республике референдум и возвращал бы Адыгею в состав Краснодарского края, как автономную республику.

Эту схему Подлесный назвал «комбинашкой». По его словам, она разрабатывалась в головах некоторых политологов, но никак не на официальном уровне. Следы той самой «комбинашки» проявляются до сих пор в подобных вбросах. Причем, причины возникновения такой идеи и тогда и сейчас схожи. Первое «объединение» двух субъектов было инспирировано для того, чтобы снизить авторитет Хатуова и «отсечь» варианты его назначения на более высокую должность. Нынешний вброс направлен против губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, чтобы помешать ему пойти на второй губернаторский срок.


На фото: Геннадий Подлесный

В 2010-2011 годах Центр прикладной социологии и политологии проводил на территориях Краснодарского края и Адыгеи комплексное социологическое исследование отношения населения к возможному слиянию регионов. Подлесный отметил, что жители и Краснодарского края, и Адыгеи четко выразили свое отношение к такой идее. Конкретные цифры опроса уже давно в архиве, да и они сегодня не так важны, заметил политолог, как выявленные тогда тенденции, которые, с большой долей вероятности, не изменились.

– Жители Краснодарского края были категорически против. Объяснение было таким. Адыгея – дотационный регион, и Краснодарский край не должен ее кормить. Там было много еще и других аргументов, но это главный мотив. В Адыгее «за» голосовали только поселки Яблоновский, Энем и Тахтамукайский район. И то, «за» голосовали только русские, вся остальная Адыгея была против, включая и русскоязычный Майкоп, – сказал Подлесный.

И тут есть интересный момент. В Майкопе русских живет больше, чем адыгейцев – более 70%, но около 90% населения города проголосовало против. Потому что Майкоп – столица Республики Адыгеи и лучше быть столицей в небольшой республике, чем одним из кубанских городов – так отвечали многие респонденты. В других районах Адыгеи русскоязычное население тоже высказывалось против объединения, потому что опасалось возможного всплеска национализма и возникновения межэтнического противостояния в республике.

– Сейчас тема объединения будируется некоторыми журналистами и людьми, которые считают себя политологами. Они вбросили в медиапространство эту идею, отрабатывая тем самым заказ сил, которые противостоят нынешнему губернатору Кубани. Но при этом они явно не представляют всей опасности того, что они делают не только для двух наших регионов, но и для всего Юга России, и Северного Кавказа. Если бы им удалось реально «продвинуть» идею фактического «поглощения» Республики Адыгеи Краснодарским краем, то начало предусмотренных Конституцией России процедур, к примеру, референдумов об объединении, стало бы точкой отсчета нового витка «Кавказской войны». Эти идеи очень вредные и опасные, – считает политолог.

Кроме недовольства этой идеей у большинства населения обеих субъектов, возникли бы сложности для России в международном аспекте. За рубежом, главным образом в Турции, Иордании, Сирии, Ливии, Германии, США, Израиле черкесская диаспора составляет, по разным оценкам от пяти до семи миллионов человек, а в России адыгов проживает менее одного миллиона.


Фото: google.com/maps

Тем не менее, адыги (черкесы), проживающие за рубежом, внимательно следят за отношением к адыгейцам в России. Это проявилось, к примеру, в годы подготовки и проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Тогда 20 общественных организаций, представляющих этнических адыгейцев, обращались в ООН с требованиями решать вопрос о проведении Олимпиады с учетом их мнения, как «коренного народа, на территории которого Россия собирается проводить Олимпиаду», напомнил Подлесный.

– Попытки поставить в практической плоскости вопрос объединения Краснодарского края и Республики Адыгеи за рубежом будет рассматриваться как ущемление прав адыгейцев на некоторую свою «суверенность». В самой республике наверняка проявятся лидеры, которые попытаются на базе националистических идей сколотить для себя политический капитал, вновь призывая к возрождению «Великой Черкесии». И это не пустые рассуждения. Так что заказчикам и исполнителям как им кажется «антикондратьевской» кампании надо серьезно просчитать риски и последствия открытия ими «ящика Пандоры» под общим названием национализм, – сказал Подлесный.

Что же касается Ненецкого автономного округа и Архангельской области, которые подписали меморандум о намерении объединиться. Подлесный утверждает, что там совершенно другая ситуация. Ненецкий автономный округ согласно уставу Архангельской области уже входит в состав области, являясь одновременно субъектом Российской Федерации. Его площадь 176 810 км², население около 45 тысяч человек. Это самый малозаселенный субъект РФ и от устранения двойного статуса («матрешки») этих двух субъектов выиграют и Архангельская область, и Ненецкий автономный округ, рассуждает Подлесный.

– Обратите также внимание, что НАО – не республика, а округ. Главное, население обоих субъектов не против объединения. Так что проводить какие-то параллели в этом случае с Краснодарским краем и Республикой Адыгеей более чем неуместно, – добавил политолог.

Семен Серов

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Комментарий недели Краснодара  
политикаКраснодарский крайАдыгеяреферендумПодлесный
0
0