«Раньше в космосе искали разум, а теперь жизнь», - кубанский астрофизик Александр Иванов
Фото: из личного архива
Читайте также:
- «Музыка делает детей счастливыми», - лучший учитель Краснодара Оксана Мартынова (05.10.2018 13:04)
- Мы были романтиками и мечтателями, - ректор Краснодарского госинститута культуры Зенгин (02.10.2018 19:18)
- «Чиновники Кубани вполне профессиональные специалисты», - политолог Геннадий Подлесный (30.09.2018 20:31)
Половина седьмого вечера. Я поднимаюсь на пятый этаж Кубанского государственного университета в обсерваторию. Коридоры почти пусты. Железную дверь мне открывает ее заведующий Александр Иванов. Его рабочий день только начинается. Осенью и зимой он начинается раньше, а летом позже. Все зависит от момента наступления ночи. В таком ритме он живет последние 20, а может и 30 лет, неопределенно отвечает Иванов. Ночью работает, а днем пытается спать. Как теперь наблюдают за звездами, какова вероятность существования инопланетной жизни и о «ловле» молний Александр Иванов рассказал корреспонденту «Блокнота Краснодар».
В углу стоит небольшое растение, за ним разными цветами переливается гирлянда, освещающая темный коридор. Он ведет в небольшой кабинет со шкафом, столами, компьютером и большим телевизором, висящем на стене. На нем что-то серое с темными точками, обведенными разноцветными кругами. Это и есть рабочее место заведующего астрофизической обсерваторией КубГУ Александра Иванова. Никаких тебе телескопов.
Они есть, объясняет он, при этом неопределенно показывая рукой куда-то в сторону. Три телескопа установлены на специальной площадке на крыше здания вуза, но смотреть глазом в них уже нет необходимости. Работа сейчас сильно отличается от той, что было когда-то. Все, что видит телескоп, показывает монитор. Эти черные точки и есть небесные тела. Но это не дальние планеты и звезды. Это астероиды, метеоры и другие объекты, которые находятся близко к Земле.
- Изучая метеориты, например, которые раньше были частью комет или астероидов, мы изучаем Вселенную. Они падают на Землю и мы можем подержать их в руках. По этим крупицам понимаем, какие по составу и свойствам небесные тела. И насколько они опасны для Земли. Это, кстати, одно из актуальных предметов изучения астрономии сейчас, - рассказывает Александр Иванов.
На экране телевизора при этом он показывает мне столбцы цифр. Это различные показатели тех или иных небесных тел, которые в данный момент несут потенциальную опасность для Земли. Каждую ночь отслеживают их поведение и отчеты отправляют в Институт прикладной математики РАН.
Другой интерес у Иванова — Солнце. Наблюдая за ним, узнаем о сути звезд, которые находятся очень далеко от нас. А если наблюдать за ними, то можно понять что-то о прошлом Солнца, что с ним возможно было два млн лет назад или 200 млн лет. Получается своеобразная машина времени.
- Что вообще мы можем сказать о том же Солнце? Ему пять миллиардов лет, а наблюдательная астрономия существует около 400 лет, масштабные исследования начались только 100 лет назад. Человеческая жизнь ничтожна по сравнению со сроком жизни небесных тел, - рассуждает астроном.
Иванов показывает мне обычный сотовый телефон. Он «привязан» к спутнику Swift. Его задача заключается в фиксировании вспышек, которые происходят в космосе. Получив сигнал cо спутника, он рассылает координаты, где было зафиксировано гамма-излучение. Обсерватории со всего мира, где сейчас ночь и они не заняты, начинают исследовать этот сектор космоса, чтобы зафиксировать источник излучения, а потом дать отчет о его природе. Этим тоже занимается Иванов.
- Работа сейчас не выглядит как раньше еще и потому, что все должны заниматься изучением космоса вместе. Должны кооперироваться, а иначе ничего не выйдет, - утверждает Иванов.
Началось все с самого раннего детства. Иванов говорит, что в таких случаях с гордостью рассказывает о своей покойной бабушке. Она посеяла интерес к космосу в трехлетнем возрасте, когда читала книги о звездах. А после были рыбалки с отцом. В том числе и ночью.
- Раньше в Краснодаре достаточно было зайти за угол, где нет фонаря, чтобы увидеть звездное небо. И даже Млечный путь. А мы ходили на рыбалку. Иногда с ночевкой. Или ранним утром. Сидишь у реки с удочкой, а перед тобой разливается Млечный путь. И все-все видно, - вспоминает Александр Иванов.
В Кубанском государственном университете Иванов работает с 1978 года. Тогда он пришел в вуз в качестве внештатного наблюдателя еще школьником. И остался. Сюда перевел свой кружок по астрономии, который организовал в школе №6.
- Я спросил у классного руководителя — Людмилы Сергеевны Зайцевой — если ли у нас в городе кружок астрономии, а она в ответ дала мне ключи от кабинета, где хранились школьные телескопы, и разрешила там заниматься. И не боялись ведь, что мы там все разнесем и испортим. В то время я повторил эксперименты Галилео Галилея — разглядел в телескоп пятна на Солнце, кольца Сатурна, спутники Юпитера. В старших классах мне доверили читать астрономию для своих одноклассников и тех, кто даже старше учился, - добавил Иванов.
И время тогда было такое, когда только-только началось освоение космоса. Запуск первого спутника в 1957 году, первый полет человека в космос в 1961 году, потом американская программа «Аполлон», полет на Луну.
- Я тоже мечтал полететь в космос. Да каждый об этом мечтал. В армии подавал документы в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, но мне на пути попался хирург, который пустил все под откос. Он поставил неверный диагноз, а после операции меня уже не взяли в академию по состоянию здоровья. Значит, так тому и быть, - рассуждает Иванов.
Ученики и те, кто посещал его кружок, работают в разных уголках мира, в разных обсерваториях и занимаются разными проблемами астрофизики, физики, астрономии, математики и так далее.
Когда я заговорил с Александром Ивановым про Бога, он показал мне иконы, стоящие на полочке, и впервые сделался серьезным. До этого он улыбался. Это вопрос глубоко личный, не для печати. Сказал лишь, что встретить еще жизнь во Вселенной вероятность есть.
- Раньше существовала программа SETI, которая занималась поиском внеземного разума. Теперь она немного сменила направление и ищет внеземную жизнь, что мне кажется правильнее. Вселенная настолько необъятна, что где-то наверняка есть жизнь, - сказал Иванов.
Я спросил его, как он понимает бесконечность, на что он ответил, что придерживается математического ее объяснения, чтобы не тронуться умом, пытаясь это представить и обдумать.
Астрономия формально — это наблюдения за небесными объектами, звездами, кометами, астероидами и так далее. В своей основе это математика, до которой мне, как говорится, гуманитарию, очень далеко. Иванов пытался объяснить мне элементарные вещи, но, как показалось, я так и не врубился. Нет привычки работать с числами. Например, с угловыми размерами. Это к вопросу о том, что телескопы не увеличивают, а разрешают.
Александр Иванов, провожая меня, вывел на площадку с телескопами. «О, Луна показалась», - сказал он. С этой крыши он еще «ловит» молнии. То есть фотографирует их. Это такое хобби. Астроному нравится наблюдать за скрытой физической силой, запасенной в облаках.