«Я с Гагариным за руку здоровался», – депутат ГД от Краснодарского края Николай Осадчий
Фото: КПРФ-Кубань
Читайте также:
- «Шишки» на общественников сыпятся со всех сторон», - руководитель «Транспортной инициативы» Марина Репещук (28.11.2019 18:10)
- «Общество не терпит «дурнушек», - победительница международного конкурса «Мисс Офис» (27.11.2019 21:15)
- «В Краснодаре нет ничего для людей с проблемами слуха», - художница, покорившая сеть комиксами про глухих людей (31.10.2019 20:21)
Николай Осадчий уже почти полвека живет в Краснодаре. Однако последние годы он больше времени проводит в Москве, живя на два города. Николай Осадчий, – депутат Государственной думы от Краснодарского края, член КПРФ. Он рассказал «Блокнот Краснодар», как живется депутату, можно ли в XXI веке вернуть коммунизм в Россию, и скучает ли по советскому времени.
Николай Осадчий родился в Туапсе. Отец был журналистом, потом – партийным работником, ученым-историком, преподавал в КубГУ. После переезда семьи в Краснодар мать тоже работала в вузе, только в политехе. Николай также планировал пойти по преподавательской стезе, стать ученым. В политику не собирался.
После школы он уехал в МГУ, где закончил философский факультет. Спустя три года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-философский анализ власти как общественного явления». Было это в 1984 году.
– Тогда такими темами мало кто занимался, политология только начиналась, – вспоминает Николай Осадчий. – Я стал кандидатом наук в 26 лет, и, думалось, впереди – научная карьера.
Фото: КПРФ-Кубань
С этим Осадчий связывает некую интуицию на будущую жизнь. Не планируя, начал заниматься политикой, но и преподавательская, а также научная работа, которые ставились в качестве плана на жизнь, никуда не делись. Николай Осадчий и сейчас совмещает эти сферы деятельности. Он – депутат Государственной думы от Краснодарского края, руководитель краевого отделения КПРФ, а также преподаватель Кубанского государственного медицинского университета.
Политикой впервые пришлось заняться в конце 80-х годов. По его словам, возникло ощущение того, что все может рухнуть, прежний мир может исчезнуть, и потому нужно было идти в партию, чтобы что-то попытаться сделать.
– Если бы буквально на год-два раньше создали Компартию РСФСР, то можно было бы предотвратить развал СССР. Ельцина с его «демократами» мы бы не пропустили, – утверждает Осадчий.
Однако произошла перестройка, к власти в России пришел Борис Ельцин, и старый мир действительно рухнул. Скучает ли он по СССР? Скорее да, потому что тогда он вырос. Были, например, студенческие стройотряды, которые сейчас вспоминаются с радостью.
– Мы становились дружнее, сплачивались, а к тому же можно было и заработать, чтобы потом, во время учебного года, не искать деньги на театр, кино, книги, футбол в «Лужниках» или на «Динамо». Можно было и слетать домой, в Краснодар, скажем, на Новый год – в качестве сюрприза для родителей, – говорит Осадчий. – Это как будто две разные жизни: до и после СССР. В 80-е я знал, что завтра все будет в порядке. Я работал преподавателем, неплохо получал. Семья, дети. Все было понятно намного лет вперед. А горбачевская перестройка эту уверенность отняла, и в 90-е годы научно-преподавательская деятельность сменилась партийно-политической.
Фото: КПРФ-Кубань
В 1992 году Николая Осадчего занялся восстановлением краевой организации коммунистов, в 1993 – воссозданием Компартии РСФСР, переименованной в КПРФ. Спустя год его избирали руководителем краевого Комитета партии. С этого момента, шутит Осадчий, семью он видел намного реже.
В 1994 году Николай Осадчий впервые участвовал в выборах в Заксбрание Краснодарского края, но не прошел. Спустя четыре года он все-таки стал депутатом, получив на выборах наибольшее число голосов среди всех кандидатов по краю.
Тогда было тяжелое для коммунистов время, говорит он и приводит в пример один эпизод. Пошел как-то в локомотивное депо агитировать работников предприятия, машинистов – словом – взрослых людей, с хорошей зарплатой. Николай начал им рассказывать о последствиях развала Союза, о бедах, которые придут с ельцинскими реформами, но тогда его слушали плохо. Сказали, что зря нагоняет страха. А через несколько лет, когда зарплаты упали, персонал сократили, а производство начало задыхаться, группа работников депо создала партийную «первичку».
С 1998 по 2016 год работал в Законодательном Собрании края, получая депутатский мандат четыре раза. А в 2016 году Николая Осадчего избирали депутатом в Госдуму по списку КПРФ. С того времени он живет на два города. Каждый месяц три недели проводит в Москве, а неделю – в Краснодаре.
На срок депутатских полномочий семье предоставили служебную квартиру, но, чтобы действительно отдыхать после напряженной думской работы, нужно чувствовать себя как дома, а не как в гостинице. Поэтому жена рядом, она создает тепло и уют в так называемом «доме-2», шутит депутат.
Фото: КПРФ-Кубань
Квартиру немного обустроили. Там у Осадчего, как он говорит, филиал его домашней библиотеки, поскольку читать приходится много. В том числе и научную литературу, потому что педагогическая деятельность никуда не ушла.
В связи с загрузкой в Госдуме у Осадчего осталась лишь четверть ставки в КубГМУ, однако связь со студентами очень важна, чтобы знать, чем живет молодежь, чувствовать ее настроение. Общаться с молодыми людьми всегда интересно, считает Осадчий. Они из другого поколения, иначе мыслят, и технический прогресс принимают как должное, сами встроены в этот прогресс, они его неотъемлемая часть.
Ту неделю, что депутат проводит в Краснодарском крае, он много времени уделяет поездкам и встречам, партийным делам. Ездит по городам и станицам, общается с избирателями, главами районов и поселений, с врачами и другими медицинскими работниками. Это необходимо для того, чтобы эффективнее работать в Думе, в Комитете по охране здоровья.
Политическая ситуация в стране кризисная, считает Осадчий. Если раньше, в конце 90-х, депутаты от КПРФ вместе с союзниками составляли 40-45 процентов голосов в Думе, и после «дефолта» даже добились левоцентристского правительства Примакова-Маслюкова, то теперь соотношение сил иное. Партия власти доминирует, определяет практически все современные политические процессы.
Взять, например, прошлогоднюю пенсионную реформу, которая вызвала возмущение у большинства жителей страны. Люди тысячами выходили на митинги протеста. КПРФ и другие сторонники социальной справедливости выступали против, но большинством голосов законопроект все-таки был принят.
Фото: КПРФ-Кубань
Подобные законы ведут к социальному напряжению. Если власть его не замечает, то оно копится до определенного момента, а потом может взорваться, выплеснуться наружу. Тому подтверждение – акции протеста в регионах России против мусорной реформы и того, чтобы столичный мусор вывозили к ним. Или – московские протесты, связанные с выборами.
Вообще избирательная система в ее нынешнем виде, считает Осадчий, за последние годы дискредитировала себя. Это приводит к тому, что население перестает участвовать в голосовании.
На вопрос, можно ли «вернуться» в СССР, построить общество, которое стремились построить тогда, депутат говорит, что это можно сделать – если сохранять, не предавать принципы. Это, конечно, будет другое общество, на другой технической базе, но если в нем будет преобладать справедливость, то смысл будет таким же, как тогда. Пример – деятельность современных «народных предприятий», где сочетаются эффективная экономика и забота о людях.
– Я был ребенком, когда Юрий Гагарин полетел в космос. И я очень гордился, что именно мы, наша страна, моя Родина, первыми сделали это, – говорит Осадчий. – А потом так случилось, что Гагарин вместе с Комаровым и Феоктистовым, а еще с Леоновым, которого тогда представили как дублера, оказался в Туапсе. Они приезжали в «Орленок», который тогда только построили, и заехали в Туапсе всего лишь на пару часов, но весь город об этом как-то узнал. И вот отец мне говорит: «Подойди и спроси у Гагарина, страшно ли ему было в космосе. Просто подойди и поговори с ним». И я подошел и спросил: «Юрий Алексеевич, страшно ли было в космосе?» А он мне ответил, что не страшнее, чем в Туапсе во время шторма. И пожал мне руку.
Семен Серов