Краснодар Понедельник, 25 ноября
Общество, 01.06.2023 12:45

«Будут замесы на территории РФ»: последнее большое интервью СМИ Евгения Пригожина под Краснодаром

Ночью 1 июня основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин посетил военный полигон в Краснодарском крае, где проходят подготовку бойцы. На Кубани Евгений Викторович встретил своё 62-летие и любезно дал эксклюзивное интервью специальному корреспонденту «Блокнота Краснодара» Насте Космос. Об атаках БПЛА на города России, о планах ЧВК «Вагнер», мобилизации, вере, диверсиях, цензуре, погибших и героях СВО – читайте и смотрите в нашем материале. Как оказалось, это стало последним большим интервью Евгения Викторовича СМИ.

Евгений Викторович, несмотря на свой день рождения, проводит всё время в разъездах. Глубокой ночью он приехал на военный полигон в Краснодарском крае. Евгений Пригожин посмотрел, как проходят курсы спецподготовки бойцы и участники школы военных корреспондентов под руководством Героя России Антона Елизарова, более известного под позывным «Лотос», а после в третьем часу ночи нашёл силы в прекрасном расположении духа пообщаться с журналистами «Блокнота Краснодара» под грохот взрывов и стрельбы.

- Я был в Екатеринбурге, во Владивостоке, в Новосибирске и в Нижнем Новгороде. Всё рассказал там, что знал, ничего не скрыл. Заодно написал и отправил в прокуратуру и СК заявления с просьбой проверить ряд высших должностных лиц Минобороны на предмет возможного нарушения различных статей УК РФ, - поделился после долгого пути Евгений Пригожин. – С 1 июня выводим порядка 70% бойцов «Вагнера» с линии боевых действий, а до 5 июня выведем всех. Пять дней даём ребятам для того, чтобы военные немного освоились. И с 5 июня будем отрабатывать новые тактики. Их огромное количество. То, что мы изучили в работе с прошлого года, и эта Бахмутская мясорубка - боевые действия совершенного иного уровня. Они ушли в высокие технологии.

- Ранее Вы уже писали подобные письма в различные инстанции. Были ли какие-то реальные ответные реакции и действия на них?

- Пока всё вяленько, но будем настаивать на том, чтобы разбирались. Потому что заниматься геноцидом и уничтожать русский народ просто нельзя.

- Вы понимаете цели СВО?

- У нас президент объявил цели СВО – денацификация и демилитаризация. Мы денацифицировали – Украину теперь знает весь мир, а с точки зрения демилитаризации – у них оружия больше, чем у половины Европы. Я думаю, что цели СВО были поставлены, но часть бездельников эти цели не выполнили, и поэтому надо разбираться соответствующим органам, чем они вообще занимались. Вникали ли они в процесс? Проводили ли они соответствующие совещания? Подготовили ли они материально-техническую базу. Насколько мы понимаем, они не готовили ничего. Они просто пёрлись от жизни, строили форты в Кронштадте.

Но мы понимаем, что армия готовится и готовится. Если армия будет вот так проводить 12 часов в сутки (показывает на проводимые в паре десятков метрах занятия вагнеровцев на полигоне), то она будет сильной армией.

- Нужна ли новая волна мобилизации в стране?



   "Нужно вернуть смертную казнь и виновных наказать"


- Мобилизация нужна: чем больше людей мы сейчас мобилизуем, тем больше жизней сбережём. Потому что, когда мобилизованные приходят с криком: «Срочно! Срочно, надо дырку заткнуть!». Понятно, что у них процент выживаемости не очень высокий. Когда мобилизованный полностью готов, дорос до командира отделения, потом до командира взвода, потом желательно поучаствовал с нами в каких-то боевых действиях. Стал слабеньким, но командиром роты, дальше двигается и развивается, и в итоге он сможет спасти своих людей от смерти.

- А экономика страны справится, чтобы вооружить многочисленных мобилизованных?

- Если Миллер перестанет строить стеклянные башни, если другие госпредприятия перестанут жировать и покупать себе новые самолёты, то у экономики страны ещё очень большой задел. А если мы будем целыми днями развлекаться… Сколько мы строим? Я не про школы говорю, они как раз-то и нужны. Мы занимаемся строительством учреждений культуры, сцен театров, башен для развлечений того же самого «Газпрома», строим новые стадионы. У нас в Питере стоят три флагштока, каждый из которых стоит по 20 млн долларов только для того, чтобы натянуть флаги Санкт-Петербурга и «Зенита». Ну, России, ладно, натянули бы, и всё.

Настя Космос и Евгений Пригожин наблюдают за БПЛА

Евгений Пригожин рассказывает Насте Космос, как вести себя при атаке БПЛА

- Вы знаете, как победить? 

- Я не знаю за других. Но я знаю, как сделать правильно. И как вести боевые действия, командиры тоже знают. И если потребуется защитить Белгородскую, Курскую области, то командиров двух штурмовых отрядов хватит, чтобы они смогли это организовать. Практически с минимальным моим участием.

- Как Вы думаете, почему Россия не объявляет войну Украине и военное положение в стране?

- Предполагаю, потому что все думают: «Абы пронесёт». У нас же это хорошая история, что все верят в православие, но невозможно воевать и думать, что Боженька поможет. Боженька не поможет.

- Вы верите в Бога?

- Я каждый день ставлю свечки за погибших ребят, но слабо понимаю, поможет это или нет. Но всегда думаю о том, что поскольку некоторые из ребят хотели бы, чтобы за них поставили свечки, я это делаю.



"Украина уже ведёт наступление"

- Уже несколько месяцев говорят о готовящемся наступлении Украины. Как выдумаете, когда оно начнётся и начнётся ли вообще?

- Украина уже ведёт наступление. И то, что мы видели в Белгородской области – это разведка боем. Они зашли на нашу территорию. По идее, они должны были ночью продвинуться дальше, подтянуть резервы.

Но они этого не сделали, потому что опять смотрели, т.к. у них была задача не занять территорию, им она вообще не нужна. Самое главное в любой войне – это понять алгоритм действий противника. Если ты понимаешь алгоритм действий противника, ты – бог войны.

Украина изучает наш алгоритм. Они понимают, что наш алгоритм – это «спящий дедушка» один, «спящий дедушка» второй, и пока «дедушки» не проснутся, то никто ничего не сможет сделать, потому, что надо всё с ними согласовать, т.к. они великие.

Они посмотрели, как мы будем действовать, они переспали ночь и поняли, что им за это ничего не будет. Они оставили машины и спокойно ушли.

А если мы будем всё это прятать в СМИ и говорить, что всё хорошо, тогда генералы не будут напрягаться и будут вести себя так, как они ведут – главное, чтобы всё тихо было у них. История пока крайне плохая.

- Вы часто говорите, что сталкиваетесь с равнодушием и недопониманием с чиновниками. Так было и весной, когда глава Горячего Ключа заявил о запрете хоронить погибших ребят на кладбище в станице Бакинской. Сейчас вам удалось наладить взаимодействие с краснодарскими чиновниками? Одобрили ли выделение новой земли под кладбище погибших защитников Отечества?



"С психологической реабилитацией сложная история"

- У нас в Бакинской было четыре участка. Мы сейчас заполняем четвёртый участок и дальше будем смотреть новое место, если потребуется. Но, слава Богу, после взятия Бахмута, у нас минимальные потери.

А, те проблемы, которые были: я позвонил главе администрации Горячего Ключа (Сергей Белопольский), сказал ему все нелестные слова, он начал оправдываться и тыкать куда-то наверх, и как у нас всё в России принято, и, на самом деле, это один из элементов бюрократии, который делают подонки. Они всегда тыкают вверх и говорят: «Звони ему!». И ты должен позвонить «Ему», упасть на колени, сказать: «Пожалуйста, Отец родной! Спасибо тебе большое…». Это его (главы Горячего Ключа) обязанность определить нам участок, на котором захоранивать ребят. Либо вторая его обязанность – пускай берёт своего сына, тащит на СВО, он погибнет, и пусть хоронит его сам!

- В России много таких кладбищ бойцов ЧВК «Вагнер», как в Бакинской?

- В российских регионах есть кладбища, но не такого большого размера. В Бакинскую привозят тех, кто хотел быть похоронен в Горячем Ключе, так как не знал другого места. Есть графа, где указывается, где захоронить или кто захоронит.

Поэтому в России такое большое кладбище одно.

В других регионах есть кладбища по 100-200 человек, где-то 50, где-то 300. В среднем около 150. Там захоранивают тех, кого мы привезли в регион, но оказалось либо родственники социально дезориентированы, либо те, кто должен был захоронить погибших, умерли. Часто это было с заключёнными, многие из них отсиживали по 10-15 лет. И плохо понимали, живы их родственники или нет. К некоторым заключённым родственники не приезжали, заключённых забывали, а они в итоге оставляли 5 млн рублей компенсации и писали: «Передать их брату». А брат потом садился и рыдал, корил себя, что не общался и не приезжал на свидания, а погибший, перед смертью, думал о нём.

Сейчас нашли в Туве девочку. У нас был тувинец, боец, хороший парень, в школе не учился, потому что нищая республика и до сих пор, кстати (Поехали ребята туда, просто ужас. Там есть одна дорога, которая идёт в заимочку, она вся вылизана с портретами Сергея Кужугетовича Шойгу, а всё остальное просто тяжко). Парень был безграмотный. Ребята рассказали, что когда он лежал в госпитале, вспомнил о девушке, которая родила дочь. Скорее всего, его. Попросил найти девочку и отдать ей деньги, если умрёт. И он после нескольких операций умер. Нашли дочь, передали ей деньги, мама – доярка, живёт очень бедно. Сказала, что дочка теперь будет учиться.

- В последнее время в разных регионах России падают БПЛА, включая Краснодарский край. Что вы думаете об этом?

- Беспилотники бывают двух основных видов. БПЛА, сделанные по типу вертолётного квадракоптера, условно, которые летят недалеко, но малозаметны. И бывают большие беспилотники с размахом крыльев до 20 метров. Это те, которые видны на РЛС (Радиолокационная система обнаружения).

Поэтому против двух этих видов надо бороться двумя разными способами. И есть третий способ одинаковый для всех. Это Комплекс радиоэлектронной борьбы «Поле-21», который может легко производить наша промышленность, но поскольку у нас нет планового производства, его не делают. И РЭБ «Поле-21», который мы испытывали везде, тупо сбивает сетку координат, и поэтому БПЛА очень трудно сориентироваться, когда он летит куда-то далеко, если только он не обладает сложной навигационной системой, которые есть только у продвинутых американских и китайских БПЛА.



"Третий танк «разобрал» его – минус две ноги и рука"


Для борьбы с большими беспилотниками также нужны радиолокационные станции, которые называются «Гармонь». Выставить их вокруг объекта, например, вокруг Москвы. Их для защиты столицы нужно штук 12-15. И мы будем видеть, кто летит за 40 километров.

Также есть системы ПВО – те же самые «Панцири» (самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы), которых достаточно, чтобы сбивать всё, что подлетает к Москве. Штук шесть будет достаточно.

Переходим на малые беспилотники. Нужно обнаружить сигнал, неким куполом, а после этого его подавить. Есть огромное количество приборов, которые давят такие сигналы. И мои ребята, мой РЭБ, давят великолепно, хотя РЭБом командует бывший капитан, который с нами уже лет восемь, и он стал уже настоящим «генералиссимусом радиоэлектронной борьбы». Хотя обычный простой парень в потёртой курточке. Так вот он всё это глушит.

Та же военная промышленность делает «Стрижи», есть всякие канадские и китайские комплексы – какие угодно. Они накрывают купол 2-10 км, и ни один беспилотник не пролетает, а если и пролетает, то его глушат. Вот и всё. Ничего сложного нет вообще. Просто кто-то должен этим заняться. А так как у нас этим никто не занимается, а у тех, кто должен задача простая: «Эй, крестьянин – иди и сделай что-нибудь!».

И БПЛА будут летать по всей России, пока все не поймут, что мы нация, которая может защищаться.

- Проходят ли вернувшиеся с зоны СВО ребята реабилитацию, включая психологическую?

- С психологической реабилитацией сложная история. Бывает, человек приходит и говорит, что у него кукушка поехала, но, как правило, после больших войн, наоборот, начинается синдром страха. Человек прошёл всё, что угодно, а потом вдруг начинает бояться, оглядываться и думать о том, что в него что-то прилетит неожиданно. Такая чуйка срабатывает.

Антон (Антон Елизаров, позывной «Лотос») получил в прошлом году Героя России после Попасной, попал в замес, и у него сидело несколько осколков. Потом приходит и всё время морщится. Я спрашиваю, что морщится-то, посоветовал уколоть обезболивающее. А он отвечает, что осколки вытаскивать нет времени, а врач ему сказал, что к обезболивающему привыкаешь. Поэтому он будет колоть обезболивающее, только если в следующий раз совсем сильно ранят. То есть такая обычная философия бойцов ЧВК «Вагнер».

- Поддерживаете ли получивших инвалидность бойцов?

- Инвалиды бывают разные. Бывают, которые совсем тяжёлые. У нас героический командир штурмового отряда с позывным «Салем», он тоже Герой России, командуя 5000-6000 человек (то есть фактически командир дивизии) находился в штабе во время прорыва противника, и тогда все погибли. Салем сам начал собирать в кучу несколько групп по 12 человек, вышел на передовую, уничтожил два танка из трёх. Третий «разобрал» его – минус две ноги и рука. В ближайшее время он вернётся в строй. Два протеза на ногах, и поставили «английскую руку». Он вернётся в строй, скорее всего, вначале здесь будет заниматься подготовкой бойцов. Потому что тот опыт, который есть у него, есть, наверное, всего у сотни человек в мире. Он уникален. Сейчас он в больнице, свою жену за сиську рукой хватает и видосики к нам присылает.

- Так с каждым бойцом?



"Сейчас надо раны зализать"

- Не с каждым. Бойцы делятся на две категории. Одним, которые потом возвращаются к нам, ставят специальные прочные технологичные протезы. У нас был один балбес, который потерял ногу, ему поставили протез, и он менял этот протез 2-3 раза за год. А я сам всегда подписываю бумаги на супер-пупер навороченные протезы. И вот приносят: обычный боец, штурмовик, нужно опять ногу поменять. Я удивился, ведь ему уже два раза меняли. А мне говорят, что в этот раз он прыгнул со второго этажа, проверял, может он ещё или нет. И таких отморозков достаточно много, которые теряют одну ногу, обычно это нижняя треть, и дальше продолжают работать "штурмэнами" и работают очень успешно. Неотличимо от здоровых.

Тем, кто остаются на гражданке и не продолжают участие в боевых действиях, делаются протезы чуть попроще, но ничуть не хуже, чем протез у человека, попавшего под трамвай с «золотой» страховкой. Дальше за этими протезами смотрим, подгоняем.

Двоим мы полностью поставили экзо-скелет. Один из них хочет работать у нас инструктором. Может более менее передвигаться. Правда, у него героический отец, который отовсюду его вытаскивает. Парень – спецназовец, на Попасной осколок ему попал в спину, тоже – танками «разбирали».

- Как вы относитесь к цензуре в СМИ, введённой с начала СВО?

- Очень плохо. Если мы будем давать только официальную информацию Минобороны, то мы уже уничтожили все натовские армии и у нас героические солдаты, которым когда нечего говорить, выстрелом какой-то гаубицы поражают до полка противника. Иногда дивизию уничтожают. Не всегда это соответствует логике, и люди улыбаются.

Что-то происходит, а людям всё время говорят: «Всё хорошо! Цели СВО достигаются, у нас будет всё отлично. Проблем нет никаких». Люди понимают, что их обманывают. Журналисты вынуждены согласовывать то, что даёт Минобороны. А когда в Москву прилетают беспилотники, и рассказывают всем, что их заглушили и сбили, а все соцсети завалены фото балкона людей, на стенке которого он сгорел, и это видно всё, ну, наверное, надо честно говорить, что так произошло. Более того, СМИ невозможно наказать, если они приедут к хозяевам квартиры и спросят, что у них на стенке.

ВИДЕО интервью с Евгением Пригожиным:


- Это вражеский беспилотник врезался в эту стенку, - ответит хозяин.

И что тогда? Кого вы дискредитируете? Кто армию разрушал годами, тот её и дискредитирует.

Самое главное, не наводить панику и не наводить тень на плетень. Но если ДРГ прорвалось, то нужно дружно задавать вопрос: "Ребята, а что вы сделали, чтобы оно больше не прорывалось"?

- Мы сделали линию укрепления! – говорят. Но тогда покажите их.

- В ней стоят люди! – говорят. Ну, покажите этих людей. Мы хотим увидеть, что на километр стоит один батальон.

Конечно, надо быть корректными для того, чтобы не говорить мало что не попадя, как это я делаю (улыбается). Но, тем не менее, нельзя всё время держать людей в розовых очках, что у них будет совсем всё хорошо. Потому, что те, кто сейчас всё профукал и говорят, что всё будет хорошо, они своих детей увезут куда-нибудь далеко на Канарские острова.

 

- Когда в Донецке всё закончится, и может ли ЧВК «Вагнер» помочь в этом?

- Я предлагал полгода назад дать мне 200 тысяч человек, по 100 тысяч на каждый фланг. Левым флангом выйти на Угледар и отодвинуть ВСУ от Донецка. Понятное дело, что на территории перед Донецком всё было бы то же самое. Но в Донецке было бы спокойнее, прилетали бы ракеты, но все - артиллерийские. А правым флангом закрыть Донбасское кольцо: Славянск и Краматорск. Но из-за соображений всё тех капризов, этого не произошло. Хотя в ЧВК «Вагнер» у меня 6000 ребят, которые могут работать ротными, способны организовать по 100 человек и ими управлять. Всего таких в стране 6500-7000 человек. Они бы выполнили эту задачу.

А сейчас мы хотим хотя бы месяц отстояться, а лучше бы два. Тяжёлая была история, тяжёлый был год. А дальше будет понятно - военные должны отбояриться в Бахмуте и на флангах. Они должны показать что-то, иначе мы будем няньками всю жизнь. Поэтому мы выходим, мы им помогаем, всё делаем, чтобы они нормально устаканились. Но 5 июня мы все абсолютно уйдём, и они должны будут сами собой управлять. Дальше, скорее всего, я думаю, будут замесы на территории Российской Федерации. Для нас важно, что это будет участок, где мы будем уверенны, что мы самостоятельно и без чьей-то помощи справимся.

Тем не менее мы остаёмся в тыловых лагерях в ЛНР и ДНР, но отводим ребят от линии боевого соприкосновения. Нам нужно разобраться с подразделениями, с управляемостью. Потому что всё-таки последние месяц-два штурма Бахмута - это была тяжелейшая задача. И не секрет, что многие опытные командиры погибли в этой мясорубке. Сейчас надо раны зализать.

Праздновать день рождения Евгений Пригожин на полигоне в Краснодарском крае не стал. Он поехал дальше по городам России в интересах своего «Вагнера» и страны.

Редакция «Блокнота Краснодара» поздравляет Евгения Викторовича с днём рождения. Искренне желаем здоровья, успехов и сил для укрепления и благополучия нашей Родины!

Настя Космос, фото: Александр Харченко, видео: Сергей Трубин





Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Разговоры с Настей Космос  Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
новости краснодараевгений пригожинчвк вагнерполигонбплапотерибахмутпланыконтрнаступлениевсусводонецклотосшойгуминобороны
33
7