Краснодар Четверг, 25 апреля
Общество, 31.05.2023 22:59

«Мне хочется, чтобы люди не боялись любить»: интервью с худруком театра Veritas Марией Барабаш

Как найти путь в самое сердце, с какими проблемами сталкиваются современные театры, и где искать вдохновение в обыденной жизни, корреспонденту «Блокнота Краснодар» 31 мая рассказала художественный руководитель и главный режиссер краснодарского театра Veritas Мария Барабаш в рубрике "Лица города".

«Мы – уголок для каждого, кто неравнодушен к творчеству и искусству. Чистому. Искреннему. Душевному». Так звучит девиз Марии Барабаш и её коллектива. Своим творчеством, признается Мария, она хочет донести зрителям силу и красоту любви.

Как в вашей жизни появился театр?

– Когда мне было пять лет, я занималась профессионально русскими народными танцами. Однажды на большом прогоне мальчика, который стоял со мной в паре, поставили с другой девочкой потанцевать, чтобы она выучила партию. Он, после того, как с ней потанцевал, оттолкнул меня при всех, сказав, что не будет со мной танцевать, а будет танцевать вот с этой девочкой. Так случилось, что у меня появилось очень много комплексов из-за этого. Я не могла без слез заходить в неизвестное помещение. В первом классе не могла читать стихи, работать у доски. Моя классная руководительница, зам по воспитательной работе и моя мама тогда приняли решение, что мне нужно выйти на сцену, сыграть роль и тогда получится справиться с моим состоянием.

Я играла Красную шапочку. После этого сцена осталась в моей жизни, получается, навсегда. Я начала участвовать в разных мероприятиях в школе, писала сценарии, играла на сцене, ставила концерты, ставила спектакли, занималась на гитаре, пела песни, создала свою музыкальную группу. В общем, я была на сцене постоянно и мечтала стать актрисой. Потом я поехала в Москву, провалила экзамены, расстроилась, решила, что я больше никогда не буду поступать. Мен хватило ровно на неделю.




После того, как моя истерика закончилась, я нашла педагога, занималась, готовилась и поехала попробовать свою программу в Краснодаре, чтобы потом поехать дальше в Ярославль и Саратов. Но почему-то решила остаться в Краснодаре. Наверное, потому что здесь ближе к дому, к Ставрополю. Таким образом я осталась в Краснодарском институте культуры на режиссуре.

Театром я увлекалась абсолютно всегда. Я любила ходить десять раз на одну и ту же постановку. Поэтому театр в моем сердце практически с самого детства.

Сколько лет театру и как он появился? 

– Наш театр существует с 2017 года. Мы начали втроем с «Варшавской мелодии» (пьеса Леонида Зорина – прим. ред.). Я, Александра Жданова, Денис Юров. Михаил Соловьев, он тоже выпускник Краснодарского института культуры, пригласил нас в Дом культуры центрального городского округа и предложил: «Давайте делать театр». Мы сразу же согласились и начали играть «Варшавскую мелодию». Стали народным художественным коллективом в этом же Доме культуры и продолжали свою деятельность несколько лет там. Потом мы начали бродить по площадкам, потому что нам стало очень тесно.



Затем мы наткнулись на креативный кластер «Колос» и работали с ними совместно два года. Поставили «Трёх товарищей», начали делать другие работы. Ещё какой-то период до карантина мы существовали под названием «Театр.крд». А после карантина решили, что хотим сделать ребрендинг и придумали название Veritas.

Вообще, мы очень долго не могли придумать название нашему театру, но потом поняли, что нужно идти от того,  «про что» мы. И когда мы рассуждали, я поняла, что мы про правду, про чувства, про искренность, про что-то настоящее. Начали искать слова на латыни и поняли, что «истина» подходит нам больше всего. Вот так появился Veritas.

Как к вам приходят идеи для постановки спектаклей? Как вообще формируется репертуар?

– Наша задача – как можно больше заниматься творчеством и как можно больше историй рассказывать людям, чтобы в их сердцах это откликалось. Конечно, в приоритете всегда истории про любовь, про какие-то философские размышления, про жизнь в целом. Мы стараемся больше делать акцент на чувства, нежели на разум или современное искусство. Мы выбрали для себя путь в самое сердце.

Обычно это происходит таким образом: «надо что-то поставить», и мы начинаем рыть вою картотеку. Если быть честной, все происходит примерно так. (улыбается).

Есть работы, которые у меня когда-то не получились в институте. Я влюблялась в пьесы в школе. Получается, что сейчас я ставлю исключительно эти работы. Я очень мечтала поставить «Трёх товарищей», но в то время, пока я училась в институте, я неправильно сделала инсценировку отрывка и мой отрывок не вошел в показ. Я очень расстроилась, но пообещала себе, что когда я стану взрослой и самодостаточной… режиссером (смеётся), я обязательно должна поставить эту работу. Также получилось и с «Ох уж эти бабочки» – нашим премьерным спектаклем. Когда-то мне не разрешили взять отрывок из этой пьесы, а я ее еще со школы очень любила. Я решила, что вот он – этот момент, когда я выросла и могу поставить уже большой спектакль.




Фото предоставлено Марией Барабаш


Если говорить про других режиссеров, то каждый выбирает по-своему. У нас есть режиссеры, которые хорошо ставят комедии, есть те, которые ставят шоу, театрализованные представления. Каждый выбирает по своему почерку, по своему сердцу. Я – это больше, конечно, про чувства и про любовь. Мне очень хочется, чтобы люди не боялись любить. Чтобы они погружались, не убегали, чтобы они находили свои половинки и боролись за свою любовь и чувства. Чтобы при первых трудностях люди не разбегались и семьи были большие, счастливые и крепкие.

Что для вас лично значит театр?

– Для меня театр – это жизнь, команда, люди, которые горят своим делом несмотря ни на что, которые готовы отдавать каждую минуту и всего себя нашему театру. Для меня театр – это свобода. Свобода творчества, мыслей, чувств. Это дом. Дом, в котором я готова засыпать, просыпаться, работать. Я даже работой это назвать не могу на самом деле, потому что театр – это то, что позволяет каждому из нас исполнить свою мечту и подарить надежду другим людям.

Что для вас самое сложное в работе театра?

– Самое сложное в работе театра, наверное, коммерческая сторона. Продажа билетов, реклама, набор людей в школу, набор зрителей. Это очень сложный процесс. Он не поддается обычно никакому анализу. Мы очень стараемся, пробуем, падаем, поднимаемся, ошибаемся, находим, теряем. Это очень долгий и муторный процесс. Он расстраивает и радует в зависимости от того, продались билеты или не продались. Это ощущение, когда ты живешь в ощущении лотереи. Повезло, не повезло. Мы никогда не знаем, что нас ждёт завтра. Нет какой-то стабильности. Вот это сложно. Театр – искусство абсолютно нестабильное.

Каково это – быть руководителем и режиссером театра? Что вас радует и что пугает?

– Если брать руководителя, как директора, это мне не очень нравится. Я не очень это люблю, не жалую и стараюсь максимально избегать вот этих историй. Это про поругать, про контроль, какой-то постоянный анализ и все в таком роде. Что касается художественного руководителя – это про вдохновение, нахождение великолепных и талантливых людей, про объединение. И это, конечно чудо. Чудо – смотреть на то, как в месте, которое ты когда-то придумала, появляются невероятно талантливые люди и наполняют собой пространство. Режиссер – это мое счастье.

Я всегда мечтала делать что-то хорошее для людей, общаться и быть услышанной. Режиссура – это как раз то самое средство, через которое я могу реализовать это. Я создаю мир. Маленький мир, который рассказывает ненавязчивые истории. Это как эстетическая терапия через спектакль. Мы терапевтируем зрителя. Если он погружается с нами до самого конца, то он выносит из этих историй какие-то очень важные для себя вещи. Это не обязательно то, что мы закладываем туда. Просто, когда ты вкладываешь чистую эмоцию, человек ее хватает и отдает.



Как складывается обычно ваш день?

–  Утром я просыпаюсь, проверяю продажи, смотрю, что нужно еще сделать, занимаюсь социальными сетями, придумываю декорации к спектаклю, анализирую текст пьесы, думаю про распределение репетиций. Вот эта вот  вся техническая часть. А вечер полностью посвящен либо школе, где я преподаю для взрослых, либо репетициям – подготовка спектаклей и студия для детей и подростков.

Как набиралась труппа? И как подбираются актёры на роли?

–  В труппе сейчас находятся все мои друзья и близкие люди, с которыми я занималась творчеством с самого начала, переехав в Краснодар. У нас есть ребята, которые закончили наш институт, есть артист Театра Драмы Филипп Душин. Он просто к нам пришел попробовать себя в роли Отто в «Трёх товарищах» и так и остался с нами. На роли подбирать было бы сложно, если бы я не подбирала материал под тех, кто у меня есть. То есть я всегда ищу, чтобы у ребят были роли, чтобы они могли развиваться, пробовать себя в чем-то новом. Поэтому практически в 95%, когда я что-то читаю, я сразу же вижу перед глазами человека из моей труппы. И так я и распределяю роли.




Какие есть традиции в вашем театре?

–  Мы контактный театр. Так мы себя называем. Мы всегда обнимаемся, всегда празднуем друг с другом дни рождения. Раньше праздновали все дни рождения в моем доме, теперь – в театре. Мы все делим вместе. Вместе едим, общаемся, дружим и в принципе наша жизнь крутится вокруг друг друга. Это напоминает очень большую семью, поэтому мы  театр–дом. За кулисами перед спектаклями мы часто кладем ручку на ручку и произносим магические слова перед спектаклем, чтобы он прошел успешно. Еще у нас есть традиция  – делать всё в последний момент. Это тоже очень важная традиция в нашем театре (смеется).




А был какой-нибудь курьезный случай за время существования театра?

–  Курьезные случаи бывают на самом деле каждый спектакль, каждую репетицию. Тут сложно выбрать какой-то один момент. Но первое, что приходит в голову: на одном из спектаклей «Трёх товарищей» Отто говорит свою фразу, заходит за кулису и кулиса падает. В момент, когда она падает, ребята хватают ее руками и держат целую сцену. Затем, когда включалась громче музыка, строительным степлером они приделывали кулису к балкам. Это было очень смешно, потому что идет сцена и тут просто эти звуки строительного степлера как выстрелы. Было смешно и страшно одновременно. Зритель сидит, спектакль идет, все нервничают. Там драматическая сцена Пат и Робби, а поверх музыки стреляет степлер.

Бывало, когда у нас были проблемы со светом, приходилось работать не в полную мощность, не работал кондиционер, было очень жарко. В целом, правда, каждый спектакль – это всегда приключения. Когда мы играли «Варшавскую мелодию», только начинали, у нас прямо на спектакле сломался штопор, и мы не могли открыть бутылку вина (одна из сцен пьесы – прим. ред.). Денис очень долго мучился и каким-то образом своими силами продавил эту пробку. На следующий день я принесла новый штопор и он опять ломается. Денис не выдержал и выдал фразу: «Геленька, да что ж у тебя со штопорами все время» (смеется). И такое бывало.

Где вы находите вдохновение?

– Вдохновение я всегда нахожу в людях и в музыке. Я очень люблю просто побыть наедине с собой, послушать какую-то музыку. Так у меня сразу появляются образы. И когда я смотрю на ребят, на их горящие глаза, это тоже очень вдохновляет. И еще, скажу по секрету, я часто вдохновляюсь от моих учеников. Как работают подростки в нашем театре, не работает ни один взрослый, ни один профессионал вообще. Я никогда не видела, чтобы так работали. Они настолько горят, переживают. Насколько они проникаются тем, чем мы занимаемся, что от одного занятия с ними меня хватает еще на неделю и так вот каждую неделю. Я прихожу к ним в воскресенье, мы занимаемся три часа, я наполняюсь и работаю целую неделю с удовольствием.




Маша, какая у вас мечта?

– Я мечтаю, чтобы наш театр жил. Чтобы у него всегда был свой зритель и свой дом. Чтобы каждый, кто занимается театральным делом,  был счастлив и нашел свое место под этим солнцем. Мне очень хочется, чтобы все ребята, с которыми мы работаем сейчас, были действительно счастливы и продолжали дарить себя и свою любовь зрителю. И мне бы очень хотелось, чтобы у нас был свой зритель, который любит театр также, как мы безоговорочно любим каждого, кто заходит в наши двери. Это сейчас не громкие слова. Действительно, всегда посыл такой. Мы благодарны каждому зрителю за то, что он приходит к нам домой. Мы бы хотели, чтобы становилось больше тех, кто приходит в наш дом.

Почему театру нужен зритель, а зрителю театр?

– Театр – это искусство секундное, сиюминутное. Оно всегда живое и оно про реальную жизнь с художественным вымыслом. Театр – это терапия. Это про каждого из нас. У театра нет таких возможностей, которые есть у кино, но театр более глубоко проникает в каждого здесь и сейчас, в эту секунду. Именно в эту секунду в тебе что-то меняется. В кино мы можем пересматривать. В театре, пересмотрев ту же работу, скорее всего то же самое ты уже не увидишь. Потому что люди живые. Они в разном настроении и они каждый раз дают тебе новую эмоцию.

Театру нужен зритель, потому что без зрителя мы не сможем дарить себя и свои чувства зрителю. А зрителю мы нужны для того, чтобы не забывать о каких-то очень важных вещах, о которых у них просто нет времени подумать из-за скорости и ритма этой жизни. Мы даем эти несколько часов пространства человеку для того, чтобы это время человек был собой, с собой и по-настоящему.

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Лица города Краснодара  
Новости КраснодарЛица городаискусствотеатрМария БарабашVeritas
0
0