Краснодар Воскресенье, 01 декабря
Общество, 09.01.2017 11:14

Действующее законодательство предусматривает сложный и емкий порядок ограничения подачи электроэнергии

Действующее законодательство предусматривает сложный и емкий порядок ограничения подачи электроэнергии
Ответственность сетевой организации за неисполнение заявки на ограничение подачи электрической энергии на примере дела о взыскании МУП «КЭС «Каспэнерго» с ООО «Каспэнергосбыт» 125 млн. рублей и встречного требования о взыскании 76 млн. руб.

В предыдущем выпуске Вестника уже освещался затянувшийся спор между ООО «Каспэнергосбыт» и МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» по вопросу взыскания задолженности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).

Поскольку данная тема споров в области правоотношений, складывающихся между участниками рынка электроэнергетики, всегда вызывает повышенный интерес у практикующих юристов и самих субъектов рынка электроэнергетики, мы продолжим освещать рассмотрение дела №А15-3818/2014.

Ни для никого не секрет, что целью недобросовестного контрагента является уход от ответственности, установленной законом и/или договором, и даже участники такого крупного и социально значимого рынка, как розничный рынок электроэнергии, не являются исключением.

Вопрос о привлечении к предусмотренной ответственности в полном объеме и взыскания штрафных санкций до последнего остается открытым, поскольку применение отдельных положений закона о снижении меры ответственности недобросовестного контрагента напрямую зависит от доказанности его вины и установленной степени его виновности в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него, как участника правоотношений, обязанностей.

Действующее законодательство предусматривает сложный и емкий порядок ограничения подачи электроэнергии. В связи с чем, для ограничения на розничном рынке электроэнергии поставки ресурсоснабжающей организации требуется не только соблюдение определенных требований по отношению к абоненту (недобросовестному контрагенту) прежде, чем отключить его, но и установленного порядка уведомления сетевой компании, по сетям которой поставляется электроэнергия непосредственно до недобросовестного потребителя (абонента).

Данный порядок не всегда представляется возможным соблюдать неукоснительно, неточности в оформлении отдельных видов документов при осуществлении заявки на ограничение подачи электроэнергии могут стать существенным основанием для отказа в их удовлетворении и причинить значительные убытки организации розничного рынка электроэнергии.

Однако обзор данного спора показывает, что не всегда требуется безупречное оформление первичной документации для обеспечения ее исполнения, а равно определены условия, при которых даже при наличии пороков в оформлении, сетевая организация обязана исполнить заявки на ограничения поставки электроэнергии и ограничение ее ответственности не допустимо.

Как следует из материалов дела, 10.01.2013 г. МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» (предприятие (исполнитель)) и ООО «Каспэнергосбыт» (общество (заказчик)) заключили договор № 1-Э(т) оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) (далее – договор оказания услуг), в соответствии с которым исполнитель обязался оказать заказчику комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии и мощности через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, включающий в себя: передачу электроэнергии и мощности надлежащего качества до электроприемников потребителей заказчика по сетям исполнителя; введение по заявкам заказчика полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии и мощности потребителям и возобновление их электроснабжения; осуществление контроля за состоянием схем электроснабжения и приборов учета покупателей; урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в целях исполнения обязательств по передаче электроэнергии и мощности в точки поставки; обеспечение и поддержание в надлежащем состоянии принадлежащих исполнителю систем коммерческого учета передаваемой потребителям электроэнергии и мощности, а заказчик обязался оплатить названный комплекс услуг.

МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Каспэнергосбыт» о взыскании 125 142 135 рублей 50 копеек долга по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 10.01.2013 г. № 1-Э(т) с 01.01.2013 г. по 30.09.2014 г.

Общество обратилось в арбитражный суд к предприятию со встречным иском о взыскании 76 344 313 рублей 26 копеек долга по договору купли-продажи потерь электроэнергии от 01.01.2010 г. № 1-Э(кп) с 01.04.2013 г. по 30.09.2014 г.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2015 г. (с учетом дополнительного решения от 05.11.2015 г. ) с общества в пользу предприятия взыскано 104 617 843 рубля 56 копеек долга, в остальной части в иске отказано; с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек. Суд произвел зачет встречных требований и взыскал с общества в пользу предприятия 28 073 530 рублей 30 копеек, распределил судебные расходы. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие у общества долга за оказанные ему предприятием услуги по передаче электроэнергии. Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что объем потерь в сетях предприятия подтвержден подписанными сторонами актами. Доводы общества о ненадлежащем исполнении предприятием его заявок на введение ограничения режима потребления суд отклонил, установив, что заявки не отвечают требованиям законодательства.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2015 г. решение от 14.07.2015 г. изменено, с общества в пользу предприятия взыскано 54 286 676 рублей 97 копеек, в удовлетворении остальной части требований предприятия отказано; с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек; в результате зачета встречных требований с предприятия в пользу общества взыскано 22 057 626 рублей 29 копеек; судебные расходы перераспределены. Апелляционный суд исходил из того, что заявки общества на введение ограничения режима потребления электроэнергии абонентам соответствуют предъявляемым требованиям, предприятие имело доступ к программе общества по расчету с потребителями, позволяющей установить места расположения коммутационных аппаратов, поэтому у предприятия отсутствовали основания для их неисполнения, объем потребленной этими абонентами электроэнергии не подлежит включению в объем услуг по передаче электроэнергии.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2016 г. апелляционное постановление от 01.12.2015 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа указал следующее. Суд апелляционной инстанции, сделав вывод о том, что заявки общества соответствуют правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – правила № 442), не проверил соблюдение обществом пункта 15 правил № 442, не выяснил правомерность заявок на полное ограничение режима потребления. Кроме того, определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.07.2015 г. по делу № А15-599/2015 в отношении предприятия введена процедура наблюдения, решением от 23.10.2015 г. предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Данное обстоятельство не учтено апелляционным судом, не дана оценка доводам предприятия о невозможности зачета первоначального и встречного исков.

Апелляционным постановлением от 16.06.2016 г. решение от 14.07.2015 г. в части взыскания с общества в пользу предприятия 50 331 166 рублей 59 копеек долга, проведения зачета взыскиваемых сумм и распределения судебных расходов изменено; первоначальный иск удовлетворен частично: с общества в пользу предприятия взыскано 54 286 676 рублей 97 копеек долга, в остальной части с иске отказано; встречный иск удовлетворен: с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек долга, 200 тыс. рублей и 3 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу встречного иска и апелляционной жалобы; в доход федерального бюджета за подачу первоначального иска взыскано с предприятия – 113 239 рублей 97 копеек, с общества – 86 760 рублей 03 копейки. Апелляционное постановление мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие у общества долга за оказанные ему предприятием услуги по передаче электроэнергии. Размер требований предприятия уменьшен на 50 331 166 рублей 59 копеек рублей, поскольку предприятие не выполнило требования общества о введении режима ограничения потребления электрической энергии, что повлекло необоснованную передачу электроэнергии недобросовестным абонентам и данный объем не может быть включен в объем услуг по передаче электрической энергии. Удовлетворяя встречные требования общества, суд исходил из того, что объем потерь в сетях предприятия подтвержден актами, подписанными сторонами без замечаний.

Не согласившись с апелляционным постановлением от 16.06.2015 г. стороны обратились с кассационной жалобой в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

В этой связи следует определить порядок регулирования отношений складывающихся между сетевой организацией и участниками розничного рынка электроэнергии.

Так порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь установлен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила № 861) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Основные положения), подлежащими применению к спорным правоотношениям в части прав и обязанностей, которые возникли после вступления их в силу. В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил № 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке. Вместе с тем, в соответствии с абзацем 5 пункта 4 Основных положений, владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

Согласно пункту 189 Основных положений, обязанностью сетевой организации является передача до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, соответствующему гарантирующему поставщику способом, позволяющим подтвердить факт получения, информации об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке сетевой организацией в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период. В случае, если сетевая организация, приобретающая электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь у гарантирующего поставщика, не предоставила указанную информацию, то такой гарантирующий поставщик определяет фактические потери в объектах электросетевого хозяйства такой сетевой организации в соответствии с пунктом 190 Основных положений.

Таким образом, обязанность сетевой организации по компенсации фактических потерь электроэнергии в принадлежащих ей сетях, возникающих при оказании услуг по передаче электрической энергии, прямо предусмотрена названными нормами.

Кроме того 12.06.2012 г. вступили в силу Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Правила № 442).

В силу подпункта «г» пункта 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

Ограничение режима потребления электроэнергии в соответствии с пунктом 29 Правил № 442 вводится в порядке и сроки, установленные в договоре, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств такого потребителя. Согласно пункту 5 Правил № 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике».

В соответствии с пунктом 26 Правил № 442 исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении. Объем отпущенной потребителю электрической энергии после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления определяется исходя из показаний приборов учета на такую дату.

Если исполнитель (субисполнитель) не снял и (или) не предоставил указанные показания приборов учета, то объем электрической энергии, отпущенной потребителю до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, определяется расчетным путем с использованием среднесуточного объема потребления данного потребителя за три предшествующих расчетных периода.

В силу пункта 27 Правил № 442 исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие одного из следующих обстоятельств: отказ потребителя в доступе к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничения), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, и отсутствие технической возможности введения ограничения с центров питания исполнителя (субисполнителя); невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления в соответствии с уведомлением инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки (если такое согласование требуется согласно пункту 21 настоящих Правил) или невозможность выполнения по независящим от исполнителя (субисполнителя) обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; несоответствие уведомления инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления или о возобновлении подачи электрической энергии требованиям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7, подпунктом «а» пункта 15, пунктом 16, подпунктами «а», «б» и «в» пункта 17, подпунктами «а» и «б» пункта 19, пунктами 21, 22 и 24 настоящих Правил; невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 настоящих Правил случаях; действие обстоятельств непреодолимой силы.

Из пункта 7 Правил № 442 следует, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; основания введения ограничения режима потребления; вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю); сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения); сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Таким образом, в Правилах ограничения № 442 предусмотрено то, что сетевая организация не несет ответственности перед гарантирующим поставщиком за неисполнение заявки, если она (заявка) не соответствует названным требованиям.

По смыслу пункта 16 Правил ограничения № 442 полное ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах четвертом и пятом подпункта «б», подпункта «е», «ж» и «к» пункта 2.

В силу пункта 15 Правил ограничения № 442 наступление обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 названных Правил, введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке:

 - обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

 - в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 данных Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе. Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

 - соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

ООО «Каспэнергосбыт» в установленном законом порядке представило дополнительные доказательства надлежащего письменного уведомления потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии, а также надлежащего уведомления сетевой компании МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» о необходимости введения ограничения поставки электроэнергии ряду абонентов ООО «Каспэнергосбыт».

МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» посчитало данные уведомления не соответствующими требованиям действующего законодательства. Сославшись на отсутствие в них указаний на точки подключения абонентов подлежащих ограничению поставки электроэнергии и отсутствие возможности самостоятельного исполнения данных заявок ввиду невозможности определения точек подключения данных абонентов.

Между тем, из условий договора следует, что общество предоставило доступ предприятию к его программе по расчету с потребителями, в которой содержатся все необходимые сведения для прекращения подачи электрической энергии недобросовестным абонентам.

Таким образом, даже при наличии пороков в составлении самой заявки для ограничения подачи электроэнергии недобросовестным абонентам, сетевая организация (ответчик) имела возможность самостоятельно устранить данные пороки, а именно установить точки подключения абонентов.

Данные обстоятельства, отсутствие сведений о точках подключения в заявках на ограничение подачи электроэнергии абонентам, не дают оснований для освобождения сетевой организации от обязанности исполнения ограничений поставки электроэнергии и освобождения от установленной ответственности за неисполнение заявок на ограничение поставки электроэнергии при наличии доступа к недостающим сведениям.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2016 г. постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 г. по делу № А15-3818/2014 оставлено без изменения, встречные исковые требования Общества удовлетворены.



Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Правовые новости СРВ  
Краснодарский крайюридическое агентство СРВюридическая помощь
0
0