Долгожданное открытие не состоялось: прошлое, настоящее и неопределенное будущее аэропорта Краснодара
Коллаж: «Блокнот Краснодара", сайт myekaterinodar
Читайте также:
- Гордума Краснодара втихую приняла поправки в бюджет (26.12.2023 12:22)
- Мотоциклы, драйв и опасные трюки: цирк Демидовых в Краснодаре представил новое шоу (26.12.2023 12:15)
- Не на стороне людей: в Геленджике при бездействии правоохранительных органов власти лишают жилья сотни семей с детьми (26.12.2023 13:06)
- Российская «мама Стифлера»: эксклюзивное интервью с актрисой Ланой Долевой (25.12.2023 18:29)
- "Быки" лидируют, футболисты в суде, Галицкий рулит и обновленный "Динамо": итоги спортивной жизни Краснодара в 2023 году (25.12.2023 18:22)
В традиционной рубрике «Тогда и сейчас» к 26 декабря рассказываем об истории создания краснодарского аэропорта, его инфраструктуре, временном закрытии и о том, что известно о строительстве нового терминала.
Международный аэропорт Краснодар имени Екатерины II, который также называют Пашковским, сегодня переживает не самые лучшие времена. Полеты гражданской авиации, прекращенные в феврале прошлого года, до сих пор не возобновлены, несмотря на совершенный 15 декабря тестовый рейс из Минеральных Вод и обратно. В рубрике «Тогда и сейчас» расскажем обо всем, что известно на сегодняшний день о воздушной гавани, но начнем с самого начала – с основания.
История аэропорта
Пашковский является аэропортом федерального значения, расположенным в 12 километрах от центра Краснодара – с восточной стороны. Согласно открытым источникам, он является вторым по величине аэропортом Юга страны после сочинского. Однако, на официальном сайте отмечается, что он – самый крупный аэропорт Южного федерального округа. Объект находится на 9 месте по пассажиропотоку после аэропортов Москвы, Питера Новосибирска и некоторых других городов.
А начиналось всё в далеком 1932 году, когда недалеко от центральной усадьбы совхоза «Пашковский» приземлилось 7 самолётов По-2 авиационного общества по борьбе с вредителями (ОБВ). После реорганизации на его основе создали Пашковскую авиабазу, которая в 1933-м перебазировалась на аэродром сегодняшнего аэропорта. А уже в следующем году часть имеющихся самолетов переоборудовали под перевозку пассажиров, которые с этого времени могли летать в ближайшие города – Анапу, Сочи, Майкоп. Саму авиабазу реорганизовали в 218 Пашковский авиаотряд спецприменения ГВФ (Гражданский воздушный флот).
Краснодар. Аэропорт. 1965 год. Фото: myekaterinodar
После Великой Отечественной войны гавань стала принимать и другие самолеты – Ли-2, Ил-12. Там стали базироваться Як-12 и вертолеты Ми-1 и Ка-15. В конце 1950-х на территории возвели 2-этажный пассажирский терминал, а в 1960-м построили первую бетонированную взлетно-посадочную полосу. Новый аэровокзальный комплекс появился в 1969 году, а в 1984-м вторая полоса.
Одним из примечательных фактов истории краснодарского аэропорта можно назвать то, что в 1960 году здесь проходили подготовку 6 членов отряда космонавтов: Юрий Гагарин, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов. Жили они в гостинице аэропорта. Сейчас здесь располагается офисное здание. В 2001 году на его фасаде появилась памятная доска с барельефами членов группы и надписями: «В этом здании в 1960 году останавливался первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин" и "Первопроходцам космоса, проходившим тренировки в краснодарском аэропорту осенью 1960 года».
Памятная доска космонавтам
В мае 1988 года перед входом в старый терминал установили памятник знаменитой летчице - командиру 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка Евдокии Бершанской, ставший узнаваемым символом краснодарского аэропорта.
В 1993 году Краснодарский объединённый авиаотряд Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации преобразовали в ОАО «Авиационные линии Кубани», в состав которого вошли авиакомпания и аэропорт.
В 2006 году произошла очередная реорганизация, и ОАО «Международный аэропорт Краснодар» начал свою самостоятельную деятельность. Днем рождения аэропорта принято считать 20 декабря. В 2012-м — началась реконструкция его инфраструктуры. Годовой пассажиропоток стремительно рос, и в 2014 году удалось преодолеть рубеж в 3 миллиона пассажиров.
Аэропорт. Памятник Е.Д.Бершанской. 1988 год. Фотоархив Кадоркина В.И с сайта myekaterinodar
Имя Екатерины II присвоили краснодарскому аэропорту в мае 2019 года. Также на его территории установили и скульптуру императрицы.
Кроме того, здесь установлен памятник, посвященный работникам аэропорта, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
С началом спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины аэропорт закрыли для гражданских судов. В конце 2023 года стало появляться все больше слухов о возможном скором открытии, был даже совершен, как упоминалось выше, тестовый рейс из Минвод. Однако, в итоге Минобороны не дало разрешения на возобновление работы объекта. В качестве причины назвали несоответствие требований безопасности с учетом проведения спецоперации. По сообщению некоторых СМИ, обсуждение данного вопроса отложили до 24 февраля будущего года
Развитие инфраструктуры аэропорта сегодня
В этом году появилась информация о том, что в октябре начинается строительство нового современного аэропорта площадью около 80 тысяч кв метров.
Руководитель по взаимодействию с государственными органами компании «Аэродинамика» Сергей Черномаз в сентябре сообщал, что подготовительные работы уже завершены, и строители приступили уже к заливке бетонного основания и работам по гидроизоляции.
Фото: пресс-служба ГК "Аэродинамика"
Новый аэровокзал, как отмечалось, будет находиться в 3 километрах от существующего, его максимально цифровизируют и оснастят 10 телетрапами.
Инвестиции в данный проект составляют 50 миллиардов рублей, из которых половину проинвестирует «Аэропорт Краснодар», 10 выделит на строительство прилегающих дорог Краснодарский край, федеральный центр предоставит более 8 миллиардов. Окончание строительства запланировали на начало 2027 года.
Аэропорт в Краснодаре. Декабрь 2023 года
Открывать или нет?
Краснодарский аэропорт закрыт на протяжении уже почти 2 лет. Такое решение было принято ради безопасности пассажиров в условиях ведения спецоперации. Но с ее начала многое изменилось, в связи с чем, многие начали задумываться о целесообразности оставлять воздушную гавань закрытой. При том, что сочинский аэропорт продолжает работать, пытаясь, к тому же, справиться с возросшей на него нагрузкой.
Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Одни полагают, что открывать еще рано, другие считают, что, раз работают аэропорты в Москве (куда долетали БПЛА противника), то вполне возможно открыть и краснодарский.
Один из входов в здание аэропорта
При этом, нельзя сказать, что аэропорт не работает совсем. Периодически он все же обслуживает полёты специальной гражданской авиации, которой могут воспользоваться депутаты Госдумы, члены правительства, силовики и высокие гости.
Для местных жителей эта тема стала предметом не только споров, но и ироничных шуток. Так, например, краснодарский юморист-активист Андрей Помидорров регулярно публикует короткие посты про остающуюся закрытой воздушную гавань
«А может и к лучшему. Откроешь аэропорт, начнёте требовать открыть Европу».
«Краснодарский аэропорт, скорее всего, не откроют, потому что вы себя плохо вели в этом году».
«Для представителя братского народа чисто по-братски вчера открыли краснодарский аэропорт».
А нейросеть показала, как выглядел бы спустя долгое время закрытый транспортный хаб. Картинки получились довольно мрачные.
Сегодня прилегающая к аэропорту территория выглядит довольно пустынно. Нигде не видно какой-либо подготовки к открытию.
Подписывайтесь на нас в Telegram
Елена Бутова
Фото: "Блокнот Краснодара", сайт myekaterinodar