Екатерина Великая 225 лет назад учредила орден: среди первых его получили кубанские атаманы Чепега, Головатый, Матвеев, Бурсак
Читайте также:
- Мэрия Краснодара объявила войну рекламным стендам и панно (сегодня, 14:57)
- За избиение сотрудницы салона красоты замглавы района на Кубани отстранили от должности (сегодня, 14:29)
- Краевой департамент по надзору в строительной сфере возглавил Михаил Кузнецов (сегодня, 12:11)
- В Краснодаре 5 автомобилей пострадали из-за ДТП с пожаром (сегодня, 10:05)
- Краснодар при Григории Золотухине в 1966-73 годах: «Аврора», «Космос», цирк, перебои с мясом, взрыв в автобусе (вчера, 19:15)
26 ноября 1769 года, 255 лет назад, императрица России Екатерина Великая учредила высшую военную награду России – орден Святого Георгия. Среди первых его кавалеров были казачьи атаманы, сделавшие очень много для становления и дальнейшего развития Кубани – Антон Головатый, Григорий Матвеев, Захарий Чепега, Федор Бурсак.
Императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) был учреждён императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769 года, в день святого Георгия, спустя год после начала русско-турецкой войны 1768—1774]. Впервые в России орден был разделён на четыре степени и предназначался для награждения только за отличия в военных подвигах. Предусматривалось награждение и за выслугу лет.
Имеются исторические свидетельства о том, что Екатерина Великая собственноручно дала очень короткое и примерное наставление, за что следует награждать орденом Святого Георгия:
«В числе могущих получить сей орден суть все те, кои в сухопутных и морских войсках Наших добропорядочно и действительно Штаб- и Обер-Офицерами службу отправляют; а из Генералитета те, кои в войске действительно служа, противу неприятеля отменную храбрость, или военное отличное искусство показали».
В числе тех, кто проявил против неприятеля «отменную храбрость» и показал «военное отличное искусство» очень скоро были отмечены люди, непосредственно связанные с установлением, укреплением и развитием российской власти на Кубани: казачьи атаманы Антон Головатый, Григорий Матвеев, Захарий Чепега, а также Афанасий Бурсак.
Антон Головатый
Уже в Запорожском войске за свой недюжинный ум и предприимчивость был избран на должность куренного атамана, а через несколько лет и на должность войскового писаря. Проявив и личную храбрость, и полководческие таланты, он стал героем многих боевых схваток русско-турецкой войны, в т.ч. сражения под Очаковым, взятия острова Березань, штурма крепости Измаил. Именно тогда он получил орден Святого Георгия. Однако главной его заслугой являются, наверное, не воинские доблести, а дипломатические способности: именно ему удалось получить из рук Екатерины Великой знаменитые грамоты, даровавшие земли «… в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землею, лежащего на правой стороне р. Кубань, от устья её к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны р. Кубань, с другой Азовское море…».
Захарий Чепега
Одним из первых откликнулся на призыв князя Григория Потемкина-Таврического набирать Войско верных казаков из бывших запорожцев. Казаки-черноморцы под его командованием особо отличились при взятии Очакова, укрепленного острова Березань, Гаджибея, Аккермана, Бендер, а в 1790 году показали ни с чем не сравнимое мужество при штурме Измаила. Был награжден чином бригадира армии, орденами Святого Георгия и Святого Владимира. Именно кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепега 15 июня 1793 года в своем письме судье Антону Головатому писал: «уведомляю, что я, расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством под оною при урочище Карасунском куте, где и место сыскал под восковой град…» Через некоторое время именно там был создан Екатеринодар.
Григорий Матвеев
Григорий Кондратьевич Матвеев во время русско-турецких войн 18 века в отрядах черноморцев участвовал во взятии Очакова, Березани, Бендер, истреблении турецкого флота у Измаила и штурме этой непреступной крепости. После переселения черноморцев на Кубань, Матвеев вместе с отрядом Антона Головатого отправился в Персию. Последовательно получал офицерские чины -вплоть до полковника - и ордена за храбрость, в том числе Святого Георгия четвертой степени. Был не только храбр, но и умел руководить казаками в бою. В 1816 году Григорий Кондратьевича Матвеев по рекомендации Федора Яковлевича Бурсака и при поддержке тогдашнего генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии Александра Ланжерона стал атаманом Черноморского казачьего войска.
Афанасий Бурсак
Сын казачьего атамана Федора Бурсака в военную службу получил боевое крещение в походах против горцев. В марте 1811 года был назначен командиром казачьей Черноморской сотни и отправился на Кубань для её формирования. Это ее соединение участвовало во многих сражениях Отечественной войны 1812 года. Затем участвовала в военных кампаниях шестой коалиции: сражалась при Лютцене, Бауцене, Дрездене, Кульме и Лейпциге, участвовала в штурме Парижа. 20 августа 1813 года Афанасий Бурсак из войсковых казачьих полковников был переименован в полковника Русской императорской армии. После окончания боевых действий командовал 7-м Черноморским казачьим эскадроном лейб-гвардии Казачьего полка, в 1818 году возвратился на Кубань, где возглавил 2-й конный полк Черноморского войска и принимал участие в Закубанских походах 1823 и 1824 годов. Был награждён орденами Святого Георгия 4-й степени в 1814 году.
Рядом с Екатериной Великой
На центральной улице Краснодара находится памятник Екатерине Второй. Когда-то его уничтожали, но историческая справедливость восторжествовала: сейчас, как и прежде, рядом с величавой фигурой великой императрицы России находятся фигуры первых кошевых атаманов Черноморского казачьего войска - Антона Головатого, Сидора Белого и Захария Чепеги. Двое из них были награждены орденом Святого Георгия.
Людмила Клубникина
Фото: "Блокнот Краснодара", музей имени Фелицына
Новости на Блoкнoт-Краснодар